Федерация спортивного туризма Республики Татарстан

О Т Ч Е Т
о горном туристском походе
четвертой категории сложности
Центральному Тянь-Шаню,


совершенном с 25 июля по 11 августа 2012г.


Руководитель группы: Мансуров Д.Е.

Казань 2012

Краткие сведения о путешествии.

Вид туризма: горный.
Категория сложности: четвертая усложненная.
Район похода: Республика Кыргызстан, Центральный Тянь-Шань, хребты Терскей, Куйлю.
Количество участников: 8 человек.
Продолжительность маршрута (общая / ходовых дней): 22/18 дней.
Протяженность маршрута: 160,4 км.
Нитка маршрута:

г. Каракол- р. Куйлю В. - р. Экичат - пер. МКТ (2А*, 4444) - р. Чон-Борду Ю. - р. Ирташ - р. Куйлю Ю. - пер. В. Грушина (2Б, 4920) - пер. Каратор В. (2Б, 4619) - р. Куйлю В. - р. Караколтор З. - пер. ФКТ (2Б*, 4450) - пер. Любитель (1Б, 4350) - ледн. Киче-Борду - п. Каракол радиально (2Б, 5272) - пер. Зап. Плечо Каракола (3А*, 4956) - ледн. Айланыш - пос. Джеты-Огуз.

Информация об участниках.

Фамилия, имя, отчество Дата рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
Мансуров Дмитрий Евгеньевич 03.11.1966 Ц. Тянь-Шань 6Р (пеш.) руководитель, видеооператор
Антонов Алексей Владимирович 26.03.1972   фотограф
Ахмадиева Гузель Габделхаковна 02.05.1984 Алтай 4У (пеш.)  
Гусманов Ильяс Вакилевич 17.09.1986   завхоз
Дерзаев Сергей Владимирович 12.08.1985 Ц. Тянь-Шань 6У (пеш.)  
Сафин Альфред Робертович 22.03.1981    
Смирнов Алексей Леонидович 09.05.1982 Ц. Тянь-Шань 6У (пеш.) штурмовик
Черножуков Алексей Евгеньевич 15.03.1977 Алтай 5У (пеш.) медик

Техническое описание.

25 июля (1 день)
г. Каракол - р. Куйлю В.
Длина пути: 5,5 км; перепад высот: +56 м; ЧХВ: 1:35
Погода за день: облачно, временами дождь - переменная облачность - легкая облачность
Выезд из г. Каракол в 8:30.

1. Начало маршрута
Г. Каракол - р. Куйлю В.
В 14:00 высаживаемся из машины (ЗиЛ-131 вахтовка) на левом берегу р. Куйлю В.
Машина не дошла до планируемой точки (домики пастухов) 4 км из-за сужения дороги, более легкий автомобиль, типа ГАЗ-66 или УАЗ может пройти (рис. 1).
От места выгрузки из автомашины идем сначала по дороге, затем дорога уходит наверх от реки по террасе, а мы идем по берегу реки по галечнику. Встречаются незначительные прижимы (рис. 2).
2. Прижимы на р. Куйлю В.
Через 1 час пути дорога подходит к автомобильному броду на правый берег р. Куйлю. Здесь есть мостки через основной поток реки. Для переправы на правый берег, после мостков предполагается идти по воде по галечниковой косе. Этот путь возможен только утром и то не в любую воду.
Продолжаем движение по тропе по левому берегу реки и через 30 мин подходим к устью р. Караколтор.

26 июля (2 день)
р. Ашутор - р. Экичат
Длина пути: 9,5 км; перепад высот: +543 м; ЧХВ: 5:00
Погода за день: переменная облачность - легкая облачность, ветер - облачно, временами дождь
Выход в 8:10.

Вверх по р. Ашутор
3. Брод через р. Караколтор
От места ночевки идем 15 мин вверх по тропе левого берега р. Караколтор около 500 м и переправляемся на правый берег р. Караколтор на лошадях местных пастухов (рис. 3). Глубина брода утром около 0,9м. Далее идем в обратном направлении вниз по правому берегу р. Караколтор, постепенно набирая высоту на левобережную травянисто - осыпную террасу левого берега р. Ашутор. В течение 1 ч 30 мин идем по тропе по террасе высоко над каньоном р. Ашутор и спускаемся траверсом в ущелье р. Экичат.

Вверх по р. Экичат
4. Каньон р. Экичат
В течение 1 ч 40 мин идем в узком ущелье р. Экичат вверх по течению (левый берег). Частые прижимы, провесили 2 участка перил по 20 м для страховки в каньоне (рис. 4). Дальше каньон становится непроходимым (во второй половине дня) и мы поднимаемся наверх на травянисто - осыпную террасу левого берега.
Через 1 ч 20 мин спускаемся опять к реке и еще 20 мин идем по широкой долине реки.

27 июля (3 день)
р. Экичат - ледн. Экичат
Длина пути: 3,3 км; перепад высот: +524 м; ЧХВ: 2:25
Погода за день: ясно - ясно - ясно
Выход в 7:10.

р. Экичат
Поднимаемся по широкой пологой долине р. Экичат и через 1 ч 15 мин. выходим на открытый пологий ледник.

Ледн. Экичат
5. Подход к пер. МКТ
В течение 1 ч поднимаемся по пологому открытому леднику. Затем на леднике появляется раскисший снег, далее идем в связках. Тропежка до 50 см (рис. 5). Через 1 ч 20 мин подходим под перевальный взлет пер. МКТ.
Проводим разведку, тропление ступеней и провеску перил через бергшрунд.

28 июля (4 день)
пер. МКТ (2А*, 4444) - р. Борду (Чон-Борду Ю.)
Длина пути: 10,6 км; перепад высот: +244, -922 м; ЧХВ: 5:20
Погода за день: ясно - ясно - ясно
Выход в 7:00.

Подъем на пер. МКТ (2А*, 4444)
8. Перевальный взлет пер. МКТ
9. На седловине пер. МКТ
7. Перевальный взлет пер. МКТ
6. Подход к пер. МКТ
От места ночевки за 20 мин по вчерашним ступеням по снежному склону крутизной до 35° подходим к началу провешенных с вечера перил под бергшрунд (рис. 6, 7). Берг широкий (около 1 м), поэтому рюкзаки приходится транспортировать отдельно.
Поднимаемся по ледовому склону крутизной до 40° По вертикальным перилам - 40 м и еще 30 м по ледовой мульде - по наклонным перилам (рис. 8) и выходим на широкий пологий снежный гребень перевала. Дальше спускаемся по гребню на север около 200 м до максимального понижения (рис. 9). Здесь на скалах находим тур, здесь же находится оптимальное место для спуска.
Подъем всей группы на перевал занимает 2ч.

Спуск с пер. МКТ
12. Ночевка перед каньоном
10. Спуск с пер. МКТ
11. Западный склон пер. МКТ
Спуск с перевала в д. р. Борду проходит по мелкой и средней осыпи крутизной 35-40° (рис. 10, 11). Спускаемся траверсом, забирая вправо по ходу, и через 30 мин. выходим на пологий ледник.

р. Борду (Чон-Борду Ю.)
Спускаемся по левому берегу р. Борду. Через 2 ч 30 мин, немного не доходя до впадения притока с ледн. Металлург, упираемся в каньон, путь по левому берегу сильно затруднен плотными крутыми лессовыми склонами. Переправа на правый берег р. Борду к вечеру невозможна. Ночуем у берега реки (есть место для палаток) (рис. 12).

29 июля (5 день)
р. Борду - р. Ирташ
13. Переправа через р. Борду
Длина пути: 19,5 км; перепад высот: -410 м; ЧХВ: 5:10
Погода за день: ясно - ясно - легкая облачность
Выход в 6:00.

Вниз по р. Борду
Переправляемся на правый берег р. Борду. Переправа н/к, стенкой по 4 чел., глубина реки 0,6 м. (рис. 13).
Идем по правому берегу и через 20 мин подходим к впадению притока с ледн. Металлург, переходим опять на левый берег р. Борду (переправа н/к) и далее идем по травянистым террасам левого берега, не спускаясь к воде. Через 2 ч 20 мин. плавно траверсом заходим в широкую долину р. Ирташ (рис. 14) довольно далеко (500-600 м) от устьевого каньона р. Борду.

14. Выход в долину р. Ирташ
Вниз по р. Ирташ
Идем вниз по течению р. Ирташ по тропе левого берега. Через 2ч 30 мин выходим в устье р. Куйлю З. к необитаемому вагончику егерей Сарычат-Ирташского заповедника.

30 июля (6 день)
р. Куйлю Ю.
Длина пути: 9 км; перепад высот: +473 м; ЧХВ: 5:30
Погода за день: легкая облачность - облачно - облачно
15. Переправа через р. Куйлю Ю.
16. Долина р. Куйлю Ю.
Выход в 6:00.

Вверх по р. Куйлю Ю.
Переправляемся на левый берег р. Куйлю Ю. Переправа по перилам, глубина брода 0,8 м., течение сильное (рис. 15). Первый участник проходит с палками на страховке. Переправа всей группы занимает 1 ч 10 мин.
Дальше поднимаемся по левому борту долины реки Куйлю Ю. Есть слабая теряющаяся тропа. Частые наборы/сбросы высоты в обход прижимов на моренных валах боковых ледников (рис. 16).
Через 4 ч 20 мин упираемся в прижим, требуется переправа на другой берег. Вечером невозможно.

31 июля (7 день)
р. Куйлю Ю. - ледн. Куйлю Ю.
Длина пути: 8,9 км; перепад высот: +840 м; ЧХВ: 4:15
Погода за день: легкая облачность - облачно - дождь, мокрый снег
Выход в 7:10.

Вверх по р. Куйлю Ю.
Переправляемся на правый берег р. Куйлю Ю. Утром переправа не представляет сложности.
Поднимаемся травянистым карманом моренного вала и через 45 мин, обойдя каньон, спускаемся в широкую долину. Далее двигаемся по небольшим каменистым холмам, придерживаясь правого борта долины и через 45 мин подходим к языку ледника Куйлю Ю.

Вверх по ледн. Куйлю Ю.
В течение 2 ч 15 мин поднимаемся по открытому леднику, лавируя между ледовыми холмами и глубокими промоинами с водой.
Затем ледник становится закрытым и еще 30 мин идем в связках, тропя раскисший снег по колено.

1 августа (8 день)
ледн. Куйлю Ю. - пер. В. Грушина (2Б, 4920) - плато лед. Каратор
Длина пути: 5,7 км; перепад высот: +496, -160 м; ЧХВ: 8:25
17. Южный склон пер. В. Грушина 18. Перевальный взлет пер. В. Грушина
19. Подъем на пер. В. Грушина 20. Подъем на пер. В. Грушина
21. На перевале В. Грушина 22. Гребень пер. В. Грушина
 
  23. Плато ледн. Каратор
Погода за день: облачно - облачно - облачно
Выход в 6:20.

Вверх по ледн. Куйлю Ю.
В течение 2 ч идем вверх по закрытому леднику (рис. 17), снег замерз не сильно, временами проваливаемся по бедро. Тропежка 15-20 см.
Подходим под бергшрунд перевального взлета пер. В. Грушина (рис. 18).

Подъем на пер. В. Грушина (2Б, 4920)
В течение 4 ч 30 мин. подъем по перилам по снежному (70 м), затем по ледовому (210 м) склону крутизной 45-50°. Первый участник идет без рюкзака (рис.19,20, 21).

Спуск с пер. В. Грушина
Для спуска за 10 мин. переходим в связках по снежному пологому гребню на соседнюю (влево по ходу) седловину (рис. 22). Спускаемся в связках в течение 10 мин. по снежному склону крутизной до 30° на плато ледн. Каратор. Тропежка 30-40 см.

Плато ледн. Каратор
В течение 1ч 35 мин двигаемся по плато Каратор в направлении пер. Каратор В. Тропежка 20-40 см. (рис. 23).

2 августа (9 день)
плато ледн. Каратор - спуск с пер. Каратор В. (2Б, 4619) - р. Каратор
Длина пути: 14,2 км; перепад высот: -1588 м; ЧХВ: 6:25
Погода за день: легкая облачность - переменная облачность - дождь со снегом
Выход в 8:10.

24, 25. Спуск с пер. Каратор В. на север
Плато ледн. Каратор, переход на седловину пер. Каратор В.
По пологому снежно-ледовому гребню за 25 мин спустились на седловину пер. Каратор В.

Спуск с пер. Каратор В. (2Б, 4619)
Спуск с седловины на ледник Каратор проходит сначала по осыпи (50 м в связках) (рис. 24), затем по вертикальным перилам (170 м) по ледовому склону, подрезанному внизу бергшрундом, крутизной 35-40°. Спуск всей группы занял 1 ч 45 мин. (рис. 25-26).

Вниз по ледн. Каратор
26. Северный склон пер. Каратор В. 27. Срединная морена ледн. Каратор
В течение 25 мин спускаемся в связках по закрытому леднику, придерживаясь правого борта, затем 1 ч 20 мин идем по открытому леднику, покрытому ледовыми валами, по срединной морене и затем по правобережной морене выходим к подножью ледника.

Вниз по р. Каратор
Идем по правому берегу р. Каратор по слабой тропе и через 2 ч выходим в долину р. Куйлю В.

3 августа (10 день)
р. Куйлю В. - р. Караколтор
Длина пути: 8,3 км; перепад высот: +140; ЧХВ: 2:10
Погода за день: облачность - облачность - облачность
Выход в 13:25. Полудневка, ходили за заброской.

Вверх по р. Куйлю В.
От места ночевки переходим через р. Каратор по мостику, через 20 мин, мимо домиков пастухов, подходим к мостику через р. Ашутор и переходим на левый берег р. Ашутор.

Вверх по р. Караколтор
В течение 1ч 50 мин идем по слабой тропе правого берега р. Караколтор.

4 августа (11 день)
р. Караколтор - ледн. Караколтор
Длина пути: 12,9 км; перепад высот: +931; ЧХВ: 5:50
Погода за день: облачно, ветер - облачно, ветер - облачно, ветер
Выход в 9:43.

28. Восточный склон пер. ФКТ
Вверх по р. Караколтор
В течение 2 ч продолжаем идти по правому берегу р. Караколтор и подходим к концевой морене ледника Караколтор. К слову, можно идти и по левому берегу - там тоже есть тропа. За 25 мин по морене выходим на пологую часть ледн. Караколтор.

Вверх по ледн. Караколтор
В течение 1 ч 45 мин поднимаемся по пологому открытому леднику, придерживаясь левого борта, затем ледник становится закрытым и еще 1 ч идем в связках. Подходим под перевал ФКТ (рис. 28).

5 августа (12 день)
пер. ФКТ (2Б*, 4450) - пер. Любитель (1Б, 4350)
Длина пути: 5,9 км; перепад высот: +565, -610; ЧХВ: 6:50
Погода за день: облачно - облачно - облачно
Выход в 7:25.

29. Подъем на пер. ФКТ 30. Подъем на пер. ФКТ
31. На пер. ФКТ 32. Спуск с пер. ФКТ
33. Спуск с пер. ФКТ 34. Западный склон пер. ФКТ
Подъем на пер. ФКТ (2Б*, 4450)
В течение 15 мин от места ночевки по закрытому пологому леднику подходим под перевальный взлет.
Первая часть подъема на перевал проходит по центральной части слабо-разорванного ледопада, по открытому льду крутизной до 40-50° (150 м перил, время подъема 2ч) (рис. 29-30).
Вторая часть подъема по закрытому слабо-наклонному (30°) леднику (45 мин) в связках (рис. 31).

Спуск с пер. ФКТ
Спуск на ледн. Металлург проходит по снежно-ледовому склону крутизной до 40° в левой по ходу стороне седловины. Длина перил 100 м. Время спуска всей группы - 1 ч. (Рис. 32-34).

Ледн. Металлург
В течение 50 мин по закрытому леднику в связках пересекаем ледн. Металлург по направлению к правому борту и подходим под перевальный взлет пер. Любитель. Тропежка во второй половине дня 15-40 см.

37. Седловина пер. Любитель
36. Подъем на пер. Любитель
35. Подъем на пер. Любитель
Подъем на пер. Любитель (1Б, 4350)
Перевальный взлет начинается сразу от ледника Металлург. Поднимаемся плотной группой по подвижной мелкой и средней осыпи крутизной до 40° по широкому кулуару (рис. 35). Камнеопасность невысока даже во второй половине дня. В верхней трети подъема кулуар разделен на 2 части скальным лбом. Идем в правом по ходу кулуаре, поскольку там есть скальные ступеньки. Для спуска лучше им не пользоваться.
В конце подъема начинаются разрушенные скалы, по которым провешиваем 40 м перил (рис. 36). Время подъема группы 1ч 20 мин. (рис. 37).

39, 40. Западный склон пер. Любитель
38. Спуск с пер. Любитель
Спуск с пер. Любитель
Спуск в восточную камеру ледн Киче-Борду сначала проходит по участку разрушенных скал крутизной до 45°. Провешиваем 60 м перил (рис. 38).
Затем траверсом вправо по ходу по мелкой и средней подвижной осыпи выходим на пологую часть ледника. Спуск всей группы занимает 40 мин. (рис. 39-40).

6 августа (13 день)
ледн. Киче-Борду
Длина пути: 5,5 км; перепад высот: -120, +380; ЧХВ: 4:35
Погода за день: облачно - облачно - облачно
41. Ледопад Киче-Борду 42. Начало подъема на ледопад Киче-Борду 43. Подъем по ледопаду Киче-Борду
44, 45, 46. Подъем по ледопаду Киче-Борду
Выход в 10:15.

ледн. Киче-Борду
За 1 ч по открытому пологому леднику и морене переходим из восточной камеры в среднюю часть ледн. Киче-Борду.
Начинаем подъем в среднюю камеру ледника по центральной части пологого ледопада (рис. 41-42). Через 55 мин подъема ледопад становится более разорванным и закрытым, приходится лавировать между трещинами и сераками (рис. 43-46).
47. Ночевка в ледопаде Киче-Борду
Через 2 ч 40 мин путь преграждает большой протяженный (от борта до борта) разлом, который фактически отделяет верхнее плато от ледопада (рис. 47). 1 час уходит на разведку вариантов прохождения.

7 августа (14 день)
ледн. Киче-Борду
Длина пути: 3,7 км; перепад высот: +520; ЧХВ: 4:25
Погода за день: ясно - ясно - облачность, туман, снег
Выход в 6:55.

48. Выход на плато Киче-Борду 49, 50. Плато Киче-Борду
51, 52, 53. Плато Киче-Борду
ледн. Киче-Борду.
По снежным мостам выходим за 40 мин. на плато ледн. Киче-Борду (рис. 48-51). Далее 1ч 20 мин идем в связках в направлении левого борта долины. Тропежка 15-20 см, временами ведущий проваливается в снег по пояс в неразличимые с поверхности трещины, тогда приходится на ощупь искать альтернативные маршруты (рис. 52-53).
30 мин идем вдоль левого борта (здесь глубоких трещин уже нет, тропежка 15-20 см) и резко поворачиваем вправо по ходу в достаточно узкую восточную камеру ледника, ведущую к подножью п. Каракол (рис. 54).
54. Подход к п. Каракол 55. Разлом на подходе к п. Каракол
56. Разлом на подходе к п. Каракол 57. Подход к п. Каракол
Поднимаемся в течение 2 ч по закрытому леднику в направлении п. Каракол и подходим к большому разлому, перегораживающему всю камеру ледника от борта до борта. Верхний край разлома нависает фирновой стеной порядка 20 м высотой. В средней части разлома есть косой гребень крутизной около 30°, выводящий наверх. Провешиваем 70 м перил по гребню и выходим на пологую часть ледника (1ч 10 мин) (рис. 55-56). В течение 10 мин идем в связках по закрытому леднику и подходим к глубокой трещине от борта до борта шириной порядка 4 м. В средней части ее есть небольшой (4-5 м шириной), но надежный мост (рис. 57).

8 августа (15 день)
восх. на п. Каракол
Длина пути: 1 км; перепад высот: +390; ЧХВ: 8:25
Погода за день: легкая облачность - ясно, временами туман, снег - ясно, временами туман, снег
Выход в 8:00.

58. Западный склон п. Каракол (пунктир - альтернативный путь) 59. Подъем на п. Каракол
60. Подъем на п. Каракол 61. Вид с п. Каракол на пер. Зап. Плечо Каракола и путь спуска с него
62. Подъем на п. Каракол 63. Купол п. Каракол
восх. на п. Каракол
От места ночевки за 20 мин по закрытому пологому леднику в связках подошли под взлет (рис. 58). Далее 15 мин по снежному склону крутизной до 35° подходим под берг, отсюда начинаем вешать перила в ледовом кулуаре крутизной до 50°. Длина перильной веревки - 350 м, время подъема всей группы - 5 ч (рис. 59-62). В конце подъема выходим на пологий широкий гребень. Вершина п. Каракол представляет собой невысокий пологий купол в 100 м к северу от места нашего выхода на гребень, набор высоты с гребня около 20 м. (рис. 63) на скалах около купола нашли тур, оставленный туристами из Томска.
Существует еще альтернативный путь подъема на п. Каракол (рис. 58, показано пунктиром) с седловины пер. Зап. Плечо Каракола, ожидаемая протяженность перильной веревки там, по крайней мере на 100 -150 м короче. Но описания подъема по этому пути у нас не было и характер склона в верхней части подъема был неизвестен.
Спуск с п. Каракол проходит по пути подъема и занимает 2ч 50 мин.

9 августа (16 день)
пер. Зап. Плечо Каракола (3А*, 4956)
Длина пути: 1,7 км; перепад высот: +110, -420; ЧХВ: 4:50
Погода за день: ясно - ясно - облачность, временами туман, снег
Выход в 8:15.

64. Южный склон пер. Зап. плечо Каракола 65. Седловина пер. Зап. плечо Каракола 66. Спуск с пер. Зап. плечо Каракола на север
67. Спуск с пер. Зап. плечо Каракола на север 68, 69. Траверс гребня на спуске с пер. Зап. плечо Каракола
70, 71, 72. Траверс гребня на спуске с пер. Зап. плечо Каракола
73, 74, 76. Траверс гребня на спуске с пер. Зап. плечо Каракола
Подъем на седловину пер. Зап. Плечо Каракола (3А*, 4956)
За 20 мин по пологому закрытому леднику в связках подходим под перевальный взлет (рис. 64). Перевальный взлет - снежно-ледовый склон крутизной до 30°, протяженностью около 100 м преодолеваем за 10 мин. и выходим на узкую седловину перевала (рис. 65).

Спуск с пер. Зап. Плечо Каракола
Непосредственно с седловины провешиваем 50м перил по снежно-ледовому склону крутизной до 45° (рис. 65) (спуск всей группы - 30 мин), затем за 30 мин в связках по закрытому леднику крутизной до 40° длинным серпантином (рис. 66-67) спускаемся на основание северного отрога (седловину пер. Васильева).
Дальнейший спуск проходит по скально-ледовому гребню в течение 3 ч. На этом пути попадаются локальные снежно-ледовые склоны крутизной до 45°, где провешиваем перила (20м, 30м и 70 м) и 1 скальный жандарм, который проходим поверху с навешиванием 20 м перил (рис. 68-74). После этого, выходим на широкую седловину (рис. 75). По причине ухудшения метеоусловий проводится разведка дальнейшего пути и, по результатам разведки, ночевка.

10 августа (17 день)
спуск с пер. Зап. Плечо Каракола - ледн. Айланыш
Длина пути: 8,1 км; перепад высот: -1720; ЧХВ: 8:15
Погода за день: ясно - ясно - ясно
Выход в 8:00.

76, 77. Спуск по Казанскому кулуару
78, 79. Спуск по Казанскому кулуару
80, 81. Спуск по Казанскому кулуару
 
  82. Казанский кулуар
Спуск с пер. Зап. Плечо Каракола
В дальнем конце седловины, на которой проходила ночевка, влево-вниз по ходу движения уходит ледовый кулуар на ледн. Айланыш (рис. 75).
Поскольку этот путь спуска был никак не назван, а также учитывая, что в 2007 году руководитель группы уже спускался здесь, называем этот кулуар "Казанским".
Левый борт этого ледового кулуара представляет собой фирновое ребро крутизной около 40° и протяженностью 400м, толщина фирна на котором составляет порядка 1 м и позволяет уверенно и безопасно передвигаться в связках с попеременной страховкой через ледоруб (рис. 76).
Через 400 м ребро кончается и мы переходим на скально-ледово-осыпной гребешок крутизной 35-40° в центре кулуара (рис. 77-78), где провешиваем 50 м перил по гребню (рис. 79) и еще 50 м с гребня (крутизна до 45° рис. 80-81) на снежник крутизной около 35°, ведущий на пологую часть ледн. Айланыш (здесь идем уже просто в связках). Всего спуск всей группы до пологой части ледн. Айланыш занимает 4 ч 30 мин.
По результатам прохождения, можно сказать, что "Казанский" кулуар (рис. 82) хорошаяальтернатива продолжению пути по гребню до седловины пер. Джеты-Огуз, поскольку не требует от участников хорошей индивидуальной техники, необходимой для траверса непростого скально-ледового гребня.

ледн. Айланыш
83. Начало ледопада ледн. Айланыш 84. Дюльфер с бараньего лба
85. Дюльфер с бараньего лба 86. Конец ледн. Айланыш
В течение 50 мин спускаемся в связках по пологому закрытому леднику, придерживаясь правого борта. Затем начинается ледопад и у начала больших разломов уходим в правый рантклюфт и выходим на скалы правобережного бараньего лба (рис. 83), с которого провешиваем 50 м почти отвесных перил в обход ледопада (рис.84-85).
Более простой путь спуска проходит по закрытому леднику вдоль левого борта ущелья. Однако путь этот пролегает в опасной близости снежно-ледовых склонов и во второй половине дня не рекомендуется (к слову, в 2007г. руководитель группы именно там и шел). Кроме того, очень не хотелось распутывать трещины, забитые раскисшим снегом. В правильности выбранного пути нас укрепило наличие старой спусковой петли на бараньем лбе. Спуск всей группы со лба занимает 1ч 10 мин.
Еще 45 мин спуска по боковой правой морене и открытому льду и мы достигаем конца ледника и выходим к истокам р. Айланыш (рис.86).

р. Айланыш
Р. Айланыш течет 2-мя параллельными потоками, разделенными старым моренным валом, по гребню которого идет тропа. В течение 1 ч спускаемся по тропе. В конце пути моренный вал кончается и тропа переходит на правый берег правого потока. Появляются первые деревья.

11 августа (18 день)
р. Айланыш
Длина пути: 24,6 км; перепад высот: -700; ЧХВ: 6:10
Погода за день: легкая облачность - ясно - легкая облачность
Выход в 7:35.

Вниз по р. Айланыш (Джеты-Огуз)
В течение 3ч 10 мин спускаемся в лесной зоне по хорошей тропе правого берега р. Айланыш и выходим к мосту через мощный правый приток. Здесь стоит дом и несколько юрт, начинается автомобильная грунтовая дорога.
Еще 3 ч идем по дороге и выходим к курорту Джеты-Огуз, откуда уезжаем в г. Каракол на маршрутном автобусе.

Варианты подъезда, отъезда и проживания. Затраты.

Из Казани в Бишкек и обратно имеется 2 авиарейса в неделю - в понедельник и пятницу. Стоимость билета - 8000 руб.

Заброска из Бишкека в Каракол и далее в д.р. Куйлю В., оформление погранпропусков и проживание в юрточном лагере были организованы через фирму ОсОО "Туркестан Трэвел", топ-менеджер Сергей Пышненко (720075, Бишкек, 8-30-99; тел.: +996 312 511560, +996 543 911451, +996 555 178881; e-mail: psi61@mail.ru, Skype: turkestan_kg, http: www.turkestan.biz). Рекомендуем всем!

Вообще, немаловажным аргументом в пользу выбора района путешествия был юрточный лагерь "Туркестан Трэвел", в котором можно отдохнуть после похода, помыться в душе и просто полежать после обжорства в многочисленных кафе Каракола. Мы любим это место.

Стоимость трансфера Манас - Каракол (транспорт - тойота секвойя и лексус) - 7500 руб. на группу.
Заброска Каракол - р. Куйлю В. (транспорт - ЗиЛ-вахтовка) - 9500 руб. на группу.
Пропуска в погранзону - 1350 руб./чел.
Проживание в юрточном лагере - 250 руб./чел.
Всего затраты на поход на человека составили 28000 руб.

Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.

  1. В целом можно считать основные задачи, поставленные перед походом, выполненными.
  2. Основные принципы физической и высотной акклиматизации, примененные на этапе планирования маршрута, позволили группе, ряд участников которой не поднимались ранее на высоты более 4000 м, пройти маршрут без существенных ухудшений самочувствия. На максимальную высоту 5272 м (пик Каракол) поднялись 7 участников, 1 человек оставался на связи в базовом лагере на высоте 4900 м и обеспечивал страховку.
  3. В течение похода участники, не имевшие ранее опыта прохождения сложных локальных препятствий, получили необходимые навыки и усвоили основные принципы.
  4. В целом маршрут можно рекомендовать для прохождения хорошо подготовленным группам.
  5. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте:
    • При подъеме на пер. МКТ на снежных склонах видны следы снежных оползней. Природа их, видимо, в неустойчивости относительно тонкого (до 10 см) верхнего слоя снега при намокании его под воздействием солнца. Мощность оползней невелика, но сбить человека с ног может.
    • Сильный подъем дневного уровня воды в реках, особенно в условиях узких долин, препятствует прохождению прижимов и заставляет уменьшать запланированный на день километраж. В частности, на р. Борду и Куйлю Ю.
    • Раскисшие снежные мосты на ледопаде и плато Киче-Борду полностью не промерзают даже ночью.
  6. Группа имела в составе снаряжения спутниковый телефон Iridium и была застрахована от несчастных случаев, поэтому в случае необходимости, можно было эвакуироваться практически из любого места.

Карта маршрута.


Перевальные записки.

пер. МКТ (2А)
пер. Грушина (2Б)
пер. Каратор Зап. (2Б)
пер. ФКТ (2Б*)
пер. Любитель (1Б)
пик Каракольский
пер. Зап. плечо Каракола (3А*)