О Т Ч Е Т
о водном путешествии
пятой категории сложности
по реке Казыр (Восточные Саяны),

совершенном с 28 июля по 26 августа 1984г.
под руководством Романова А.П.

Казань 1984


Содержание

1. Общий раздел
1.1. Справочные сведения о путешествии
1.2. Характеристика группы
1.3. Сведения о районе путешествия
1.4. Подъезды и отъезды
1.5. Общая характеристика реки Казыр
2. Организация путешествия
2.1. Подбор участников и подготовка группы
2.2. Разработка маршрута путешествия
2.3. Обеспечение безопасности на маршруте
2.4. Отклонение от первоначального плана путешествия
3. График движения и техническое описание маршрута
3.1. График движения по маршруту
3.2. Пешая часть маршрута
3.3. Лоция сплава по р. Казыр
4. Итоги путешествия, выводы и рекомендации
5. Приложения
5.1. Список личного снаряжения
5.2. Список группового снаряжения
5.3. Смета расходов


1. Общий раздел

1.1. Справочные сведения о путешествии

Вид туризма: водный
Категория сложности: пятая
Район похода: Восточный Саян
Количество участников: 10 человек
Типы судов: два катамарана, байдарка
Продолжительность маршрута: 28 дней
Протяженность маршрута: 60 + 300 км
Нитка маршрута:

Пеший переход: пос. В. Гутара - р. Ужур - Ужурский перевал - р. Казыр - р. Озерная; сплав по р. Казыр до пос. Жаровский.

[содержание]



1.2. Характеристика группы

№ п/п Ф.И.О. год рождения Опыт водных походов Обязанность в группе
1Романов Анатолий Павлович1952 р.Юшут 1У, р.Сакмара 2У, р.Алозань 2У, р.Лена 2У, р.Кура 2Р, р.Казыр-Чаваш 5У, р.Иркут 4Р, р.Урик 5У руководитель
2Герасимов Евгений Александрович1959 р.Сакмара 2У, р.Охта 3У, р.Охта 3Р, р.Уда 3У, р.Иркут 4У завхоз
3Березин Константин Павлович1959 р.Сакмара 2У, р.Охта 3У, р.Кура 3Р, р.Сакмара 2Р, р.Алаш 4У, р.Иркут 4У кинооператор
4Курбангалиев Зуфар Асфарович1960 р.Юшут 1У, р.Охта 3У, р.Иркут 4У, р.Кинтигир 4У участник
5Яруллин Фарид Дарзимонович1956 р.Юшут 1У, р.Сакмар 2У, р.Кура 3У, р.Иркут 4У лоцман
6Вафин Дамир Саляхович1958 р.Сакмара 2У, р.Охта 3У, р.Уда 3У, р.Кинтигир 3У лоцман
7Химов Ильдар1962 р.Сакмара 2У, р.Охта 3У, р.Иркут 4У хронометрист
8Самохвалова Светлана Викторовна1962 р.Пшеха 1У, р.Кура 3У, р.Иркут 4У, р.Кинтигир 4У медик
9Зарайский Сергей Александрович1955 р.Сакмара 2У, р.Лена 3У, р.Иркут 4У, р.Кинтигир 4У фотограф
10Сурков Вячеслав Анатольевич1957 р.Сакмара 2У, р.Черемшан 3У, р.Черемшан 3Р, р.Чая 4У гидролог

[содержание]



1.3. Сведения о районе путешествия

Рельеф
Красивый и разнообразный рельеф гор Восточного Саяна связан с высотой места над уровнем моря. Типы рельефа имеют ярусное распределение. В верхнем ярусе - типичный высокогорный альпийский рельеф с характерными узкими гребнями, с крутопадающими склонами. Острые труднодоступные пики, глубокие мрачные кары с белыми пятнами многолетних снегов. Высокогорные альпийские пейзажи тянутся вдоль водораздела Казыра, и Кизира на севере, и Казыра-Уды на юго-востоке. Восточные и южные склоны гор более пологие, западные и северные - крутые и обрывистые. Большая часть территории бассейна р. Казыр относится к среднему рельефу. Она лежит в поясе горной тайги, лишь иногда поднимаясь над верхней границей леса. Выступающие над тайгой горы поросли северными травами, белым лишайником-ягелем. Долины рек бассейна р. Казыр глубокие и довольно широкие. Особенно долина реки резко расширяется в средней части и ниже порога "Базыбай". В верхнем течении долина очень узкая и до Лев. Казыра ширина практически не превышает 300-500 м. Основные хребты в р-не путешествия (см. карту) это Монгольский, Иденский (перевал Федосеева), Лиственный, Кошурникова, Ергак-Таргак-Тайга. Наивысшая точка расположена в междуречье с р. Казыр - пик Грандиозный 2946 м.

Климат
Восточный Саян лежит в центре Азии. Для района характерен суровый континентальный климат: зима продолжительная и морозная, весна в горах поздняя. Даже в мае горы и высокие межгорные распадки покрыты снегом. Только в конце мая среднесуточная температура поднимается на несколько градусов выше нуля и начинается интенсивное таяние снегов. На основной площади гор снега стаивают только в июле. Однако в горах часто снег предыдущего года встречается со снегом последующего. Лето в горах альпийского рельефа короткое и прохладное. Температура здесь опускается на 1° на каждые 150 м подъема. В горах часто идут дожди, в августе возможно выпадение снега. Наиболее дождливые месяцы - июль-август. В предгорных районах и долинах рек климат суше. Летом средняя температура +18°. Температура июля имеет резкие колебания от +5 до +30-35°. Во время похода на пешей части и в верхнем течении почти каждый день шли дожди. При выходе из узкой долины погода значительно улучшилась. На маршруте преобладают западные и северо-западные ветры. За время похода ветер был или слабый или умеренный.

Воды
Реки Восточного Саяна относятся к бассейну Енисея и его притока Ангары. Наиболее крупные притоки Енисея Туба с Казыром, Кизиром и Алымом. К бассейну Ангары относятся Уда, Гутара, Ия, Ока, Китой и др.
Обильные дожди летом, больше снежные запасы весной, медленно тающие до самой осени, рождают в каждом логу ключ или речку. Водные потоки возникают в горах, в гольцах, в каровых озерах ледникового происхождения. В ущельях, в местах выхода прочных трудноразрушающихся пород, сформировались красивые пороги разной сложности. Нередко верхнее течение на много километров представляет сплошную шиверу с короткими быстрыми плесами. Саянские реки вскрываются во второй половине апреля, начале мая. В конце мая - июне высоко в горах начинается активное таяние снегов. Вода в реках быстро прибывает и достигает максимума. Подъем воды с затоплением пойм и островов возможен в течении всего лета.
Реки замерзают в ноябре. Круглый год вода саянских рек чистая, прозрачно-зеленая или голубая, и лишь в период весенне-летних паводков мутнеет из-за обилия взвешенных в ней частиц. В большинстве рек температура воды все лето держится ниже 10°.
Все реки Восточных Саян имеют ярко выраженный горный характер. В районе путешествия крупных озер нет. Наиболее крупные Агульские озера. В пойме встречаются озера до 10 км2 - Убинские.

Растительность
Восточный Саян имеет вертикальную поясность растительности и находится в зоне хвойной тайги.
На нижних частях горных склонов до высоты 800-850 м встречается светлохвойная тайга, покрывающая солнечные склоны, террасы широких речных долин. Деревья растут разреженно и между ними на полянах растут высокие травы - кровохлебка, купена, герань сибирская, луговые горечавки, железец, тысячелистник, крапива. Преобладает на маршруте темнохвойная тайга. Главная порода в ней кедр, пихта и ель. На старых пожарищах к ним примешивается береза и осина. Густой ковер мха выстилает землю. На проветриваемых местах образуются огромные заросли черники, брусники. На болотах голубика и клюква. По речным долинам на островах в большом количестве растут ягодные кустарники. Черная, красная смородина, жимолость, калина, рябина, черемуха, шиповник. По горам и вырубкам много малины. На альпийских лугах растет черемша и попадается маралий корень, по берегам ручьев растет радиола розовая или золотой корень - сильное тонизируещее лекарство. На маршруте до самого устья Казыра большое количество кедровых шишек. По р. Казыр встречаются грибы: рыжики, моховики, подберезовики, подосиновики, белые, грузди, волнушки и др. На маршруте встречается большое количество ярких цветов, особенно в горах.

Животный мир
Животный мир Восточного Саяна составляют типичные представители сибирской тайги. Попадается бурый медведь, следы которого по берегам достаточно многочисленны. В тайге и в горах можно часто увидеть марала, кабаргу, лося, бурундука, зайца, белку, реже росомаху, соболя, рысь, волка и лисицу. В горных тундрах хребта Ергак-Таргак-Тайги многочисленны стада северного оленя, есть кабаны. Из птиц наиболее многочисленны кедровка и рябчик. Часто встречается дятел, клест, щур, глухарь, куропатка. Всего в Саянах более 150 видов птиц. На озерах и реках много водоплавающей птицы. В реках много рыбы, в основном хариус, ленок, таймень. Типичные представители кровососущих - комар, мошка, мокрец, овод. Комаров и оводов мы не встретили, но в теплую безветренную погоду на не продуваемых местах наблюдается огромное количество мошки, как правило перед заходом солнца. Зло сибирского леса - клещ, передатчик энцефалита в июле-августе не активен, в высокогорной части его практически нет. В районе реки Рыбной встречается.
В поход желательно взять средство против гнуса (мошки).

Населенность в районе маршрута
В. Гутара последний крупный поселок перед выходам на маршрут. В нем есть почта, промтоварный и продовольственный магазины, сельсовет.
Верхняя тридцатка - это заимка в 10-15 домов. Раньше здесь была погранзастава.
Поселок староверов насчитывавший дворов 50, соединен с "большой землей" трассой. Магазинов, почты нет.
Нижняя заимка - охотничий поселок. К нему среди тайги проложена грунтовая дорога. На реке у причала качаются моторные лодки.
Пос. Жарковский - крупный поселок с магазином, почтой (телеграфа нет). Из поселка до ст. Курагино ходит автобус.
В Нижней тридцатке (заимка Нижне-Казырская) находится могила Кошурникова - руководителя группы изыскателей, прорабатывавших в годы войны Казырский вариант железной дороги Абакан-Тайшет.

[содержание]



1.4. Подъезды и отъезды

Подъезд группы к месту путешествия.
Группа из г. Казани выехала поездом Москва-Красноярск, отправление - 11:20. Прибытие в Красноярск 16:20. Время в пути 51 час. Из Красноярска группе удалось взять билеты на проходящий поезд Москва-Тында. Отправление 19:50. Прибытие 3:20. В общей сложности подъезд к г. Тайшету был осуществлен за 63 часа. За сутки в г. Тайшет был отправлен член группы для организации заброски самолетом из Тайшета в В. Гутару. По прибытии группы в Тайшет был заказан спецрейс Тайшет - В. Гутара (390 руб.). Дорого, но надежно.
Есть другой вариант заброски в В. Гутару. Поездом до Нижнеудинска и далее рейсовым самолетом до В. Гутары (7 руб.). Но в начале августа в Нижнеудинском аэропорту собирается значительное количество туристских групп и создается очередь, достигающая иной год до 500-800 человек. При этом местные жители улетают вне очереди. Потеря времени на заброску в В. Гутару из Нижнеудинска может достичь двух недель. Поэтому мы забрасывались из Тайшета. На заброску Тайшет - В. Гутара потрачено 3 часа с момента прибытия поезда. От вокзала до аэропорта в Тайшете ходит рейсовый автобус №2, но очень редко. Мы добирались на попутке 30 мин. Летный состав встретил нас с распростертыми объятиями, не зная, куда и в какой самолет усадить. Это объясняется тем, что налета часов у летного состава не хватает и они рады любым пассажирам.

Отъезд группы с места путешествия.
Первая точка, откуда возможен отъезд, это Верхняя или Нижняя тридцатка. Отсюда проходит дорога на станцию Курагино и при наличии попутной машины можно выехать. Регулярное автобусное сообщение начинается от пос. Жарковский. Автобус ходит по четным числам в 13:30 красноярского времени (4 часа разница с московским). Цена билета 1 руб. 70 коп. и 50коп. за каждый багаж. До ст. Курагино автобус идет 3 часа. Поезд на Красноярск уходит в 19:10 (московское время), там можно взять билеты до Казани. Есть также поезд Абакан-Москва через Казань, уходящий в 17:25 из Абакана. В 15:25 из Курагино идет электричка до Абакана.
Мы выбрали второй вариант, т.е. электричкой до Абакана и из Абакана на пассажирском поезде до Казани. Тем более билеты на поезд, формируемый в Абакане, можно приобрести в кассах станции Курагино.

[содержание]



1.5. Общая характеристика реки

Река Казыр протекает в районе Восточных Саян по Иркутской области и Красноярскому краю и, сливаясь с рекой Кизир, образует р. Туба, впадающую в Енисей. Река Казыр берет свое начало на Убинском перевале, который с Ужурским перевалом, Сух. Иденским, Иденским и Гутарским служит водоразделом между бассейнами Верхнего Енисея и Ангары. Общая длина маршрута от пос. В. Гутара до пос. Жарковский составляет 360 км.
Длина реки 410 км, площадь бассейна 3270 км2, средний уклон равен 4,3 м/км. Расход вода на участках реки приведен на графике расхода. Уклон на участках реки приведен на графике 1.

Река Казыр от р. Озерной до р. Дергушка интереса для сплава не представляет. Река имеет очень большой уклон до 30 м/км, малый водосброс до 10 м3/с, причем в русле реки огромные камни, что затрудняет даже проводку. Встречаются завалы.

Участок Казыра от Дергушки до М. Кишты.
Надежный сплав по нашей воде (вода выше среднего уровня на 1,5 м) можно начинать да притока Дергушка, данная река дает в Казыре до 1/3 воды. И общий водосброс в Казыре становится 15 м3/с, что вполне пригодно для сплава на катамаранах и байдарках. Этот участок характерен крутым до 15-20 м/км падением реки, в русле крупные камни, сливы между ними. Встречаются острова. Б спортивном отношении интересный участок с порогами 3, 4, 5 к.с.

Участок Казыра от М. Кишты до Б. Кишты.
Данный участок характерен хорошим уклоном 10-15 м/км и средним водосбросом до 25 м3/с. Первые пять километров это шивера с однометровым стоячим валом, и только в 3 км от Б. Кишты идет цепь серьезных порогов.

Участок от р. Б. Кишта до окончания 2-го каньона.
Один из сложнейших участков на маршруте и по предварительной оценке Петрова и группы москвичей соответствует V-VI к.с. для катамаранов, явно шестерочный для байдарок. Прохождение на больших плотах проблематично из-за частых коротких маневров, большого количества камней и значительного уклона до 20-30 м/км и расхода воды до 40 м3/с. Выписка из оценки 1 каньона Петровым (г. Брежнев): "В техническом отношении участок сложнее порога "Щеки" и тем более "Базыбая" и по сложности мало уступает "Мотькиным щекам" р. Китой." Не беремся судить о Китое, т.к. там не были, но 1 каньон по сложности не уступает Амбортагольскому каньону р. Урик, но разнообразней, и требует технически разносторонней подготовки группы. По красоте и сложности каньон является изюминкой р. Казыр и возводит его в ранг серьезных пятерок. Сведений о прохождении 1 каньона среди туристов мало, т.к. основная масса групп начинает сплав от Прямого Казыра, а тропа обходит 1 каньон в 200 метрах по лесу.
1 каньон протяженностью 2-2,5 км отделен от 2-го километровой шиверой. 2 каньон в прохождении прост, но красив своими красноватыми каменными стенами высотой до 15 м.

Участок 2 каньон - пор. В. Щеки.
В спортивном отношении несложен, здесь находятся прижим "Трек", несколько шивер, проходимых без разведки, "Саянская шивера" с хорошим до 1,5 м валом. Несложность участка дает возможность пройти его быстро, но здесь превосходная рыбалка, много ягод, кедровых шишек, что само по себе не менее ценно, чем спортивная сложность реки.

Участок пор. В. Щеки - пор. Базыбай.
Уклон до 4-7м/км, водосброс до 110 м3/с. Порог Щеки один та сложнейших порогов Казыра. По красоте к сложности они уступают 1 каньону, но по мощности воды превосходят все пороги Казыра. Особенно большой вал в Нижних Щеках, достигающий 2-х метров, с пульсирующим тяжелым гребнем. Пор. Нижние Щеки представляет собой каньон со стенками высотой до 10-15 м. В прохождении, для байдарки отчасти, из-за мощного обратного гребня, который очень сложно проткнуть, оверкиль на 99%, а внизу подсос в щель левой скалы. До порога В. Китатского река спокойна. В. Китатский порог короткий, но мощный с хорошими пульсирующими, стоячими, косыми валами. От В. Китатского порога до Базыбая серьезных препятствий нет, река лениво перекатывается на шиверах и дает возможность в полной мере полюбоваться окружающей природой. Пор. Базыбай 5 к.с. В прохождении, при грамотном заходе, не сложен, но опасен "сифонами" в скалах правого и левого берега. По особому красив, своей суровой красотой. На левом берегу издалека видны два памятника погибшим туристам.

Пор. Базыбай - пор. Убинские.
Данный участок отличается равнинным характером реки, порогов серьезных нет, да и природа здесь поскупее, скорость течения до 4 км/ч. Водосброс до 140 м3/с. На редких перекатах река спокойно несет свои воды, поднимаясь слабым валом до 0,5 м. Пороги Убинские по нашей воде представляют собой хаос стоячих, пульсирующих, косых валов, высотой до 1,5-2 м. Камней нет.

Пор. Убинские - пос. Жарковский.
Скорость течения до 10-15 км/ч, вал до 1 м, водовороты.

[содержание]



2. Организация путешествия

2.1. Подбор участников и подготовка группы

Подготовка группы и подбор участников к данному походу началась в октябре 1983 года.

Костяк группы составили участники, ходившие в 1982г. на р. Иркут 4 к.с. Все участники хорошо знали друг друга по совместным тренировкам, по поездкам на соревнования. Так получилось, что почти весь состав группы входит в сборную города по ТВТ, и 1/2 состава в сборную Татарии. Совместные тренировочные походы, изготовление снаряжения, соревнования сплотили группу и сделали выбор и прохождение реки Казыр реальным. Общая физическая подготовка в течении года проводилась по индивидуальным планам. С наступлением весны были организованы ежедневные тренировки по ТВТ, для подготовки членов группы к выступлению на городских, республиканских и всесоюзных (праздник Водников т/б Лосево) соревнованиях.

Для поднятия спортивной формы проводились для группы (что равнозначно - для сборной города) недельные сборы на пороге Лосево (Ленинградской обл.) ежегодно, начиная с 1982г. Не был исключением и 1984г.

Группа регулярно собиралась перед походом: изучала маршрут, материалы о путешествии, готовила самодельное снаряжение. К началу августа группа технически, морально, материально была готова к данному маршруту.

[содержание]



2.2. Разработка маршрута путешествия

Группу давно привлекал район Восточного Саяна. Первоначально разрабатывались два варианта: р. Ока и р. Казыр. Решающую роль в выборе маршрута сыграло то, что руководитель в 1981г. прошел участником в группе Петрова (г. Брежнев) верховья Казыра с обносом 1 каньона. Группа Петрова за "Саянской шиверой" ушла через перевал на р. Чаваш. До порогов Щеки, В. Кататский, Базыбай группа не дошла, т.е. Казыр практически пройден не был. На руках остались фотографии 1 каньона и рассказы очевидцев, а так же материалы о Щеках, В. Кататском и Базыбае, сведения о природе, что и перетянуло чашу весов в пользу Казыра. Единственно что смущало, то это заброска на Ан-2 из Нижнеудинска в В. Гутару. В Нижнеудинске была реальная возможность потерять время. Решили обойти Нижнеудинск, забросившись в В. Гутару их г. Тайшета. При изучении и разработке маршрута были использованы отчет Петрова, прошедшего Казыр от Пр. Казыра в 1979г. и отчет за 1981г. о прохождении верховьев Казыра. Его дневники и литература приведены в списке.

[содержание]



2.3. Обеспечение безопасности на маршруте

Безопасность группы на маршруте обеспечивалась наличием надежного и качественного снаряжения, как личного, так и группового, а также рядом мероприятий организационного плана, проводящихся в предпоходный период и на маршруте. Перечислим эти мероприятия:

  • общефизическая и специальная подготовка участников в предпоходный период;
  • подготовка картографического и описательного материалов по маршруту;
  • в график движения был заложен определенный резерв времени для компенсации всякого рода задержек в пути;
  • в случае задержки с вылетом самолета на г. Тайшет был запланирован запасной маршрут - р. Каратош - р. Она;
  • группа встала на учет в Красноярской КСC;
  • все участники похода были знакомы с мерами первой доврачебной помощи пострадавшему, приемами искусственного дыхания и спасения утопающего;
  • индивидуальные средства, имеющиеся у всех участников, в обязательном порядке использовались ими при сплаве;
  • при сложных порогах применялись различные виды страховка, как береговая, так и со второго судна;
  • реальная оценка своих сил и возможностей относительно данной реки, порога;
  • сплоченность коллектива, собранность и целеустремленность;
  • наличие двух видов сплавсредств;
  • конструкция катамаранов и байдарки были проверены в предыдущих походах и обеспечивали их работоспособность в аварийных ситуациях и при самостраховке;
  • оба катамарана и байдарка имели запасные весла;
  • с участниками проводился инструктаж, с обязанностями каждого в аварийной ситуации.

[содержание]



2.4. Отклонение о первоначального плана путешествия

Первоначально в состав группы входило 12 человек. 10 человек основного состава и двое запасных. Запасные по разным причинам не смогли участвовать в походе, о чем было своевременно сообщено в г. Казань ответственному секретарю МКК г. Казани штатному инструктору т. Мухину Н.П.

Отклонение от графика имело место при прохождении р. Казыр от р. Озерной до 1 каньона. Произошла задержка относительно графика на одни сутки, что впоследствии без ущерба скомпенсировалось. В маршрутке ошибочно вписано о телеграфировании об окончании маршрута из пос. Жарковский. В поселке отсутствует телеграф, и телеграмма об окончании была послана со станции Курагино. Выход с маршрута планировался 26 августа, закончили на 4 дня раньше.

[содержание]



3. График движения и техническое описание маршрута

3.1. График движения

День пути / Дата Участок пути Протяж., км Чистое ходовое время, ч Характер пути, естественные препятствия, опасные участки Метеоусловия
1-4 / 28-31.07 г.Казань - г.Тайшет 2985 63 поезд переменно
4 / 31.07 г.Тайшет - В.Гутара 350 1,5 самолет ясно, t=22°C
5 / 01.08 В.Гутара - р.Холема 9 3 преодолели 3 брода через реки Гутару, Ужур, Холема дождь, t=18°C
6 / 02.08 р.Холема - руч.Самородный 13,5 5 курумник, подъем, спуск, тропы, брод дождь, t=18°C
7 / 03.08 руч.Самородный - изба пастухов 13 4,5 брод, болото, курумник ясно, t=20°C, к вечеру дождь
8 / 04.08 изба пастухов - р.Озерная (приток Казыра) 15 6 траверс склона, брод, перевал солнце, t=24°C
9 / 05.08 сборка судов - - - ясно, t=20°C
10 / 06.08 р.Озерная - р.Дергушка 5 6,5 завалы, мощный уклон пасмурно, t=19°C
11 / 07.08 р.Дергушка - руч.А 8 2 пороги, шиверы, прижимы ясно, t=22°C
12 / 08.08 руч.А - р.М.Кишта 8 2 пороги, шиверы ясно, t=22°C
13 / 09.08 р.М.Кишта - р.Б.Кишта 7 1,5 пороги, шиверы пасмурно, t=20°C
14 / 10.08 дневка - - - ясно, t=24°C
15 / 11.08 прохождение 1 каньона 2,5 1,5 8 порогов ясно, t=24°C
16 / 12.08 прохождение 2 каньона - сплав до Пр.Казыра 3,5 2 3 порога, 4 шиверы дождь, t=18°C
17 / 13.08 Пр.Казыра - р.Поселенка 30 5 6 шивер ясно, t=24°C
18 / 14.08 р.Поселенка - р.Горелая 28 5 "Саянская" шивера, перекаты ясно, t=22°C
19 / 15.08 р.Горелая - пор.Щеки 27 5 перекаты, шиверы ясно, t=20°C
20 / 16.08 прохождение пор. Щеки и В.Китатского 8 2 8 порогов, вал до 2-х метров ясно, t=24°C
21 / 17.08 пор.В.Китатский - пор.Базыбай 30 4,5 перекаты ясно, t=21°C
22 / 18.08 пор.Базыбай - р.Багра 50 7,2 стоячая вода ясно, t=22°C
23 / 19.08 р.Багра - р.Тарт 40 5,4 стоячая вода ясно, t=21°C
24 / 20.08 р.Тарт - пос.Жарковский 70 10,4 Убинские пороги ясно, t=22°C
25 / 21.08 дневка - - - ясно, t=23°C
26 / 22.08 пос.Жарковский - ст.Курагино 150 3 автобус ясно
27 / 23.08 ст.Курагино - г.Абакан 250 3 поезд ясно
28-30 / 23-26.08 г.Абакан - г.Казань 2780 68 поезд переменно

[содержание]



3.2. Пешая часть маршрута

В поселке B. Гутара при желании можно нанять лошадей для организации каравана, однако, ускорения по времени это не дает (из опыта предыдущих походов).

1. Переправа

Подход к верховьям реки Казыра начинается бродом через p. Гутару в районе аэродрома, ниже устья реки Ужур. Вышли в 10 ч. После брода по правому берегу Ужура идет отличная тропа. График движения на пешей части маршрута такой: 20 минут идем, 10 отдыхаем. За три ходки дошли до озера Белое. Озеро отделено от Ужура невысокой 40 метровой гривкой. Через 15 минут хода тропа становится сырой, слегка заболоченной и проходит по зарослям березки до ручья и переходит в брод через протоку Ужура. Далее брод через Ужур на левый берег, брод через р. Холему на правый берег. За первый день было сделано 8 ходок. Много времени отняла организация переправ (фото 1), поскольку идут дожди и вода в реках высокая. Сразу после брода - болото, в ковром ноги вязнут, но идти можно. Шли с предварительной разведкой. тропа нечеткая, в случае потери тропы, останавливались и искали ее. Впереди через две ходки - полутораметровое болото. Тропа проходит по его краю, заросшая деревьями (фото 2), иногда приходилось продираться сквозь кустарник. За болотом тропа уходит на берег Ужура и обходит небольшую скалу, откуда открывается прекрасный вид на долину Ужура. Далее тропа опять идет около 1,5 км по зарослям березки в рост человека, затем по лесу рядом с Ужуром. На ночевку стали не доходя до ручья Самородный 1 км. За день было сделано 12 ходок. На следующий день ушли в 9:00. Тропа вьется по левому берегу Ужура, идти просто. Перед впадением Сухого Ужура тропа уходит вверх и в сторону от реки около 1 км. Подъем ощутимый (фото 3). После подъема открывается вид на долину Ужура с трехглавым пиком. Несколько раз тропа поднимается и опускается по курумнику и выходит к воде. Далее тропа идет по левому берегу Ужура, ширина которого здесь не более 6-8 м. Вскоре появляется озеровидное расширение, вода почти стоит, верхняя часть заросла осокой. На этом участке тропа сильно заболочена, поэтому идти трудно. Вскоре болото кончается, тропа представляет собой подобие булыжной мостовой.

2. Обход болота

Через 800 м на правом берегу Ужура появляется изба пастухов. Есть нары, стол, печь. Можно разместить до 10 человек, что очень кстати - начался дождь. За день было сделано 15 ходок. Тропа была хуже, но ребята втянулись и шли лучше, как бы веселее.

Четвертый день пешеходки особый - перевал. Настроение штурмовое, погода ясная, солнечная. От избы ушли в 9:30. Простым бродом перешли на левый берег Ужура, по хорошо набитой тропе пересекли небольшой ручей, за которым расположено четыре загона. Затем тропа сворачивает вправо, огибая небольшой пригорок, и круто поднимается на небольшую гриву. Отсюда открывается красивый вид на Зеленое озеро, откуда берет начало Ужур. Далее тропа пересекает ручеек, впадающий в Зеленое озеро и поднимается по гладким камням на водораздельную точку, откуда тропа траверсирует правый берег р. Казыра и почти доходит до устья р. Озерной. На левом берегу есть площадка для строительства судов и лагеря. За день было сделано 17 ходок.

[содержание]



3.3. Лоция сплава по реке Казыр

р. Казыр до устья р. Озерной
На этом участке уклон превышает 50 м/км. Казыр течет здесь, круто падая с камней красивыми каскадами, в глубоком ущелье, которое постепенно расширяется.

4. Характерная частья верховья Казыра до устья реки Дергушка

устье р. Озерной - устье р. Дергушка
Уклон 20 м/км, расход воды до 10 м3/сек. Ширина реки 5-10 м. В русле крупные камни, Казыр как бы спрятал воду меж ними, не давая ни сплавиться по данному участку, ни осуществить проводку судов, т.к. воды для сплава нет, а для проводки - много, особенно, когда провалишься по грудь между камней. Обнос затрудняют скальные бомы то на левом берегу, то на правом, тропа пересекает Казыр. а переходить становится опасным. Проходили данный участок, частично сплавляясь, частично делая проводку, расчищая русло от завалов (фото 4).
Река представляет собой сплошную шиверу-перекат, со слабыми прижимами на поворотах и метровыми сливами между камней. Участок проходится с предварительной разведкой.
устье р. Дергушка - устье р. М. Кишта
Средний yклон 10-15 м/км . Расход воды до 15 м3/сек. Казыр на данном участке представляет собой сплошную шиверу-порог. В русле камни различной величины, сливы 0,5-1 м, прижимы, бочки. Линия движения сложная. Проходили данный участок с поэтапной разведкой и страховкой с берега и воды.

препятствие (прп.) 1
Перекат в устье р. Дергушки, начинается и заканчивается после крутого правого поворота. На повороте несильный прижим к завалу. Перед прижимом остров. Проходили у острова.

прп. 2
S-образный прижим. Через 300 м после прп. 1 река делится островом на две протоки, в левой завал, правая - полноводная и проходима. За островом правая протока заканчивается навалом на плавник со слабым отбоем, затем сливается с левой протокой, образуя прижим к левому берегу. Струю рассекает крупный 1,5 м высотой камень. Между камнем и берегом косой слив. Все суда проходили прижим на отрицательной скорости, в слив входили на положительной, закалываясь за камнем, уходили в тень.

прп. 3
Перекат проходили по центру.

прп. 4
Шивера со сложной линией движения. Река с левого и правого берега перегорожена грядой крупных камней, в середине узкий слив. С правого берега впадает ручей. За сливом уклон резко увеличивается, вал до 1 м, сливы, обливные камни, бочки, на выходе прижим к крупному камню. Длина шиверы 300 метров. Катамараны после слива уходили под левый берег, затем делали траверс к правому, уходя от крупных полуобливных камней на отрицательной скорости и затем на положительной уходили влево от прижима к плите, на выходе. Байдарка шла по той же линии движения, лишь уходя на кормовом траверсе от прижима, навалилась на подводный зуб. Зависом по струе экипаж удержал байдарку от переворота, затем развернулся кормой, сошел с зуба и, использовав бочку за ним, выполнил разворот, и зачалился к левому берегу.

5. прп. 5

прп. 5
Порог (схема 1, фото 5), через 300 метров после прп. 4. Вход забит камнями. Струя, уходя от каменной отмели под правый берег, набирает скорость и сливается с камня (слив до 1,5 метров), за ним бочка, в бочке 2 зуба. Между плитой правого берега и обливным камнем полутораметровый косой чистый слив, за сливом валы до 1 м, затем плес и 50 метровый участок с 1 м валом. В пороге необходимо чисто попасть на слив, не задевая правобережной плиты, на которую не сильный навал. Попадание в бочку грозит крупной аварией. Все экипажи прошли, строго выдержав намеченную линию движения.

прп. 6
Шивера длиной около 1 км.

прп. 7
Порог (фото 6) проходится по центру. Слева в реку впадает ручей. В русле 2 валуна до 1 м, между ними слив с 1 м валом за ним, затем навал на "боец" и слив между "бойцом" и камнем слева. Слив пересекает косой 0,5 м вал от камня у правого берега.

прп. 8
Порог со сложной линией движения. Начинается разгонной шиверой. В реке крупные до 1,5 м камни, между ними метровые сливы. Вся струя наваливается на гряду крупных обломков скал. Слева чистый 1,5 м косой слив до метра высотой, упирается в зуб, затем слив с "обливняка" и бочка за ним. Заканчивается порог несильным прижимом к правобережной скале. Реку на 1,5 м высоте перегораживает бревно. Катамараны провели. Байдарка прошла порог чисто.

прп. 9
Шивера километровой длины. Требует предельного внимания из-за обилия крупных камней, бочек, валов.

прп. 10
Порог (фото 7) начинается плавным правым поворотом. Река сдвигается грядой камней вправо, где в русле камни до 3 м диаметром, между ними сливы и вал до 1 м, струя перекручена, вал жесткий с обратным гребнем. Проходили по центральной струе.

прп. 11
Шивера 1,5 км длины. В русле много камней. Линия движения сложная.

прп. 12
Порог. Река на плавном левом повороте делится островом. Обе протоки проходимы. За островом крупные камни, между ними сливы до 1 м, бочки. Проходим по центральной струе. Далее шивера 1 км длиной, с обилием камней в русле.

прп. 13
Порог (схема 2). Слева впадает ручей. Начинается каменистой шиверой. Прохода между камней 1,5-2 м по ширине. Сливы до 1 м. В конце перед выходом реку пересекает каменная гряда, слева 2 метровый по ширине свал воды через гряду обливных камней, за ним пенный котел. Для катамаранов чистое прохождение затруднительно из-за узких сливов. Для байдарки серьезную опасность представляют камни, т.к. скорость потока велика, а сплав затрудняют валы и бочки. Можно рекомендовать прохождение порога двумя этапами. 1 этап - прохождение шиверы. Зачаливание. 2 этап - прохождение основного слива. Длина участка 400 м. Экипажи прошли порог безаварийно.

прп. 14
Через 100 м - новый порог. Река делится островом на две протоки, оба края данного уровня воды не проходимы. В левой мелко, в правой значительный уклон, камни до 3 метров в радиусе. При прохождении от мощных ударов о камни уйти невозможно. Осуществляли проводку.

прп. 15
Порог "Прыжок" (фото 8) находится в устье р. М. Кишта, представляет собой слив шириной до 3 метров, "язык" слива разбивается о полуобливной камень, справа - узкий проход. Катамараны провели по правому берегу. Байдарка прошла правее "полуобливняка".

устье р. М. Кишта - устье р. Б. Кишта
После впадения М. Кишты уклон р. Казыр становится до 10 м/км, а средний расход воды - 30 м3/сек. Камней в русле мало, вал до 1 м, жесткий, в редких местах встречаются обливные камни, но их видно с воды. Примерно через 4 км остров разбивает реку на два потока. Левая протока на входе чистая, в правой видно завал. Далее протоки сливаются, и начинается цепь препятствий. Данный участок проходится с предварительной поэтапной разведкой. В 1981г. группа Петрова начинала маршрут от М. Кишты при уровне воды на полтора метра меньше, чем в этом году.

прп. 16
Шивера, протяженность 4 км. Проходили по центру.

прп. 17
Порог (схема 3, фото 9) начинается после острова за слиянием двух проток, на слабом левом повороте. Русло реки сужается. В начале порога - гряда обливных камней и пенных котлов за ними, расставленных в шахматном порядке, представляет собой серьезное препятствие.
Затем река чуть успокаивается, наваливаясь на гряду полуобливных камней, образовывая сливы шириной 1,5-2 м. За грядой камней - прижим к правой скальной стене. Далее у правого берега - улов. Прохождение: катамаран, используя пенные котлы и тени за камнями, сместился влево, чисто вошел на отрицательной скорости в 2-х метровый по ширине слив, ушел от прижима и встал на страховку в улов у правого берега.
Байдарка зашла в порог правильно, слилась в первый слив, на положительной скорости начала пересекать пенный котел. 2-й номер оперся в пенный котел слева, 1-й номер не успел заколоться справа. Байдарку повело на левый борт. Оверкиль. Попытка сделать эскимосский переворот не увенчалась успехом. Навал на камень. 2-й номер вымыло струей, 1-й успел столкнуть байдарку с камня и взобраться на нее. Береговая страховка и страховка с воды сработала грамотно. Авария была ликвидирована. Катамаран-2 прошел по линии движения 1-го катамарана без затруднения.

прп. 18
Через 100 м порог по данной воде в прохождении прост. Представляет собой метровый слив с гряды обливных камней. Проходили по центру.

прп. 19
Порог через 150 м после предыдущего. В пороге вал до 1 м, пенные котлы, обливные и полуобливные камни. В прохождении не сложен, но чувствуется, что река набрала мощь. Валы и обратные гребни у бочек жесткие.

прп. 20
Пороги в устье р. Б. Кишта (схема 4). Красивый, мощный порог, начинается мелкой шиверой, затем река собирается как бы в каменное ложе посреди русла и по горке стремительно скатывается вниз, срывается с обливного камня, образуя за ним "бочку". Справа впадает р. Б. Кишта, которая перемешиваясь с Казыром, увлекает его влево, образуя несильный прижим к левому берегу.
Все суда прошли по "горке" обходя "бочку" справа и на кормовом траверсе уходили от прижима.

устье р. Б. Кишта - устье р. Прямой Казыр
Река Б. Кишта добавляет примерно 1/3 воды в Казыр, приток мощный, вытекает из живописного ущелья. Через 200 м средней по сложности шиверы начинается 1 каньон, по-другому его называют "труба", по-видимому незаслуженно - слишком он красивый. Каньон начинается одним из сложнейших порогов Казыра "Щель" и за ним идет цепь препятствий, к которым не всегда можно подойти на разведку. Каньон для катамарана - пятерка с тремя-четырьмя элементами шестой к.с. Для байдарки шесть (так оценили каньон и группа москвичей и наша). В каньоне 8 ярко выраженных препятствий. Из них самые сложные: прп. 22, прп. 25, прп. 27, прп. 28. Расход воды в каньоне 40 м3/сек, уклон 20-25 м/км.
За каньоном река успокаивается, затем через 200 м начинается шивера, которая тянется до входа во второй каньон. 2 каньон не сложен в прохождении. На входе прижим, далее шивера с 1-1,5 метровым валом, серьезное препятствие на выходе из каньона - порог "Камень преткновения". Далее до Прямого Казыра шиверы с валом до метра.

прп. 21
Крупнокаменистая шивера, не сложная в прохождении, но за ней начинается каньон. Проходили по центру.

10. Порог Щель

прп. 22
Порог "Щель" (схема 5). Находится в 200 метрах ниже устья Б. Кишты. Порог "Щель" тяжелое, более в психологическом, чем техническом отношении, препятствие. Падение высоты на протяжении всего 50-ти метров достигает 5 м. Вся 30 метровая реки сужается до 4 метров и бьет в полуобливной камень (плиту), уход крученым косым валов в l,5-2 м щель, образуя за ней пенный котел. Перед щелью вал достигает 1,5-1,8 метра.
Подготовка и прохождение. При первом взгляде на "Щель" сами вырываются слова "непроход". Но слишком красив и величественен порог. Осмотрели его и раз, и два, и десять. Степень риска-70% за удачное прохождение, 30% - против. Организация страховки не вызывает затруднения. Для проверки своих теоретических выкладок, а в большей степени для снятия нервного напряжения у экипажа, запустили в порог пустой катамаран на чалке, с подстегнутой к ней 30 м страховочной веревкой. Катамаран прошел. Его и оставили под пороги для страховки. Ниже катамарана, в 10 м друг от друга поставили двух чальщиков со страховочными концами. При входе в порог, в 10 метрах перед щелью катамаран начало мотать в валах (фото 10), нос чуть ушел вправо, подправили катамаран, так чтобы он вошел в слив правым полулагом. Далее по команде, левый борт сложил весла и лег направо, внутрь катамарана, правые гребцы, открениваясь, вывесились за правый борт. Когда должен быть удар о камень, правый пилон подхватывает отбивной крученый вал, а левый падает в щель. Крен до 45° (фото 11). Катамаран прошел щель и встал в пенном котле на оба пилона, затем зачалился к страховочному катамарану. Порог пройден. Все расчеты верны. Вода в щели все делает сама, а вот заход должен быть чист. За нами пошла группа из Подмосковья на четырехместном катамаране и тоже прошла удачно.

прп. 23
Шивера (схема 6, фото 12) начинается после "Щели". Хороший уклон, сливы между обливными и полуобливными камнями, бочки, в конце несильный прижим к левобережной скале. Оба катамарана выдержали выбранную линию движения и зачалились в улов у правого берега.

прп. 24
Шивера (схема 7) начинается через 10 м сливом до 1,5 м, далее идет прижим под левую нависшую над потоком скалу, затем прижим к правой скале. Опасна она близким соседством с 1-ым водопадным сливом. В прохождении не сложна, но требует четкий заход в небольшой суводь под левый берег на выходе. Проходили по центру, от прижима уходили на положительной скорости используя "закол" в улов.

прп. 25
Порог "1-ый водопадный" (схема 8). Одно из сложных препятствий 1-го каньона. В заходе струя разрезает камень, деля поток на две части. Затем русло реки перегораживает огромный обломок скалы. Слева от скалы "непроход" (мелко и лежит бревно), справа 2-х метровый слив в пенный котел, далее прижим к осколку скалы, за ним суводь.
Прохождение. Для организации надежной страховки сбросили пустой катамаран в слив. Завели его за осколок скалы в суводь. На "осколок" поставили чальщика со страховочным концом. Катамаран прижался к 1-му камню, стараясь как можно дальне уйти вправо, пробив косой вал. Маневр не удался, невозможно заколом удержать катамаран у камня.
Катамаран полулагом прошел по сливу, сел на зуб левым пилоном, экипаж, откренивая катамаран вправо и работая вперед, стянул его в бочку, вышел из нее и уже без труда прошел шиверу за сливом.

прп. 26
Шивера (схема 9) начинается сразу за порогом. Сливы, вал до 1,5 м, жесткий, с обратным гребнем прижим к правой скале, за прижимом слив и бочка, за ней суводь. Задача была - зачалиться на выходе за бочкой в суводи, так как далее 2-ой водопадный порог. Оба катамарана прошли шиверу хорошо.

14. На входе в порог

прп. 27
Порог "2-ой водопадный" представляет собой мощный водопад 3-х метровой высоты. За водопадом огромный пенный котел (схема 10, фото 13). Ширина реки на данном участке 8 метров. В 3-х метрах от правого берега из воды выступает кусок плиты, который делит реку на части. Левый шириной 5 метров не проходим. Вода падает вниз вертикальным потоком, образуя мощный пенный котел. Правая часть представляет собой пологий косой слив, который заканчивается в котле.
14. Во 2-м водопадном
Подготовка и прохождение. Повторили тот же вариант, что в "Щели" и в "1-ом водопадном", т.е. бросили один катамаран на страховку. Привязали его на чалку. В случае смыва одного из членов экипажа, страховочный катамаран должен был зайти в котел, подобрать пострадавшего и веревкой выдернуть катамаран из котла. Возможен был переворот страховочного катамарана в котле, но коленная посадка и чалка обезопасили экипаж этого катамарана, так как в случае переворота его бы втаскивали в суводь у правого берега, и только после этого экипаж покидал коленную посадку. Экипаж катамарана в заходе чуть лишнего занес корму влево и правый борт полез на плиту (фото 14). 1-ый номер сделал закол за камень, нос чуть пошел влево и катамаран задевая плиту пилоном, левым проваливаясь в бочку, на какое-то мгновение угрожающе накренился влево. Далее катамаран сходу прошел шиверу за сливом и зачалил у левого берега. Страховочный катамаран пошел за первым катамараном, после того как первый встал на страховку за шиверой.

15. В сложной шивере

прп. 28
Сложная шивера (схема 11, фото 15) начинается через 50 м после окончания шиверы за "2-ым водопадным". Сильный уклон, сливы между камней, пенные котлы за обливняками и в конце шиверы - два мощных прижима к скалам. Далее - "труба". Река, сжатая скалами до 5-6 метров, ревет, в сливах и в бочках образуя жесткие, мощные валы. Заканчивается шивера плесом. Далее река метров 200 спокойно течет в "трубе".
Прохождение. Шивера сложна технически. Страховку до окончания "трубы" ставить негде, т.к. высота отвесных стен достигает 10-15 метров, т.е. в случае аварии оказать помощь можно только после трубы (а это около 800 метров).
Катамаран-1 прошел шиверу, используя бочки за обливняками, вписываясь чисто в сливы (фото 16), от прижима ушли на кормовом траверсе и тут же повторили этот маневр на прижиме к левой скале. "Труба" в прохождении проста, мощный вал и сливы для катамарана сложности не представляют, а маневра особого делать в ней не нужно. Катамаран-2 также прошел без ошибок.

прп. 29
Порог (схема 12) начинается после 200 м плеса в "Трубе". В середине реки лежит осколок скалы, делящий реку на две протоки, левая - не проходима, правая представляет собой выпуклый язык слива до 10 м длиной, обрамленный косым, крученым валом, заканчивается слив мощным до 1,5 обратным валом, который резко тормозит катамаран. Катамараны проходили по центру слива, протыкая на максимальной скорости обратный вал.

Тактика похождения 1-го каньона
После прохождения Б. Кишты зачалились на правый берег. Разгрузили катамараны и байдарку. Обнесли груз по правому берегу (тропа хорошая). Разбили между 1-ым и 2-ым каньоном базовый лагерь. Лагерь был разбит в 18:00. На следующий день после завтрака был организован радиальный выход для осмотра каньона Б. Кишты и "Чертова моста" через него. 3атем на обратном пути провели детальный осмотр всего каньона. После обеда обсудили и составили экипаж. Несмотря на ранее запланированное похождение, байдарку решили обнести по следующим причинам:
1. Невозможность организации надежной страховки в каньоне.
2. Недостаток опыта у первого номера (4 к.с.) для прохождения шестерочного (для байдарки) каньона.
3. Сложность выполнения эскимосского переворота в пороге (на Лосево экипаж его выполнял).
Байдарочников ввели в состав 1-го катамарана, что значительно усилило его. Состав экипажей катамаранов на прохождение 1-го каньона: 1 эк. - Вафин, Герасимов, Романов, Березин; 2 эк. - Яруллин, Сурков, Курбангалиев, Зарайский. Химов - береговая страховка. Самохвалова - фотосъемка.
Неоценимую помощь в организации страховки оказала группа Горшунова (г. Казань), которая шла по 4 к.с., начиная со 2-го каньона. Для организации надежной страховки и проверки своих теоретических выкладок, о прохождении порога, катамаран-2 сбрасывали под порог в следующих препятствиях: прп. 22, прп. 25, прп. 27. Их мы считали шестерочными по сложности прохождения, мощности и эмоциональной нагрузке. Остальные пороги и шиверы каньона проходили оба экипажа. Прохождение "Щели" решили сделать в этот же день, чтобы не перегружаться на завтра. Следующий день ушел на прохождение оставшейся части каньона. Каньон пройден без аварий. Наверное самое важное то, что экипажи проходили пороги так, как было задумано, а не как проносила вода.

прп. 30
Шивера между 1-ым и 2-ым каньоном (в нашу воду сложности не представляла). Камни закрыты водой, линия движения простая. Для байдарки опасны валы на выходе из шиверы. Высота вала до 1,5 м. Проходили по центру, обходя камни.

прп. 31
Прижим к левой скале открывает цепь сравнительно простых препятствий 2-го каньона. Прижим не сильный, за прижимом у левого берега улова, далее вал до 1 м. Проходится легко.

прп. 32
Шивера сразу за прп. 31, вал, бочка до 1 м, камней нет.

прп. 33
Порог "Камень преткновения". У правого берега, метрах в 3-х, обломок скалы, вал до 1 м, далее несильный навал на полуобливной зуб, бочка и достаточно сильный прижим к правому берегу. Катамараны, несмотря на все усилия от прижима уйти не смогли. 3адевали правобережную скалу на выходе. Байдарка прошла, закалываясь слева в бочку, и на положительной скорости ушла от прижима.

2-ой каньон - пор. Щеки
Данный участок технически не сложен. От 2-го каньона тянутся простые шиверы чередуясь плесами, небольшая высота вала, высокая вода дают возможность проходить препятствия данного участка без разведки, но со взаимной страховкой (катамаран - байдарка - катамаран).

прп. 34
Шивера находится в 300 метрах от 2-го каньона. Проходили по центру.

прп. 35
Шивера в 500 м от прп. 34. Проходили по центру.

прп. 36
Шивера в 100 м от прп. 35. Проходили по центру.

прп. 37
Шивера находится на стрелке Пр. Казыра. Проходили по центру.

прп. 38
Шивера расположена на левом повороте реки, прижим к правому берегу, на выходе 2 бочки, вал до 1 м. При прохождении держались центра.

прп. 39
Шивера с 1 м валом. Проходили по центру.

прп. 40
Шивера "Трек" расположена на крутом повороте реки. Опасен прижим к скалам левого берега. На выходе бочка до 1 м, и мощная суводь. Суда проходили справа у каменной отмели.

прп. 41
Перекат в устье р. Запевалихи. Река Запевалиха впадает в центре переката, через 10-12 м слева впадает крупный приток. В устье реки изба. До р. Поселенка около 4 км, после этой реки увеличивается число плесов, перекаты глубокие. От реки Прорва до р. Томской 10-12 км (2 часа ходового времени).

прп. 42
Шивера Томская. Вал до 1 м, можно идти без разведки, по центру.

прп. 43
Саянская шивера расположена на крутом правом повороте, перед шиверой видны выходы коренных пород левого береги. В шивере вал до 1 м, который при желании можно обойти. Шивера сложности в прохождении не представляет.

прп. 44
"Кривой порог" расположен в 100 м от впадения с правой стороны р. Петрова. Порог технически не сложен. От "Кривого порога" до порога "Щеки" 20 км, река спокойная, насчитывает 22 переката. Большая опасность влететь в порог без разведки, четких ориентиров нет.
Ориентиры порога "Щеки": за 4-5 км до начала порога появляются скалы по обоим берегам, река спокойная, глубина от 2 до 10 м. Мощность перекатов велика. За 1 км до порога "Щеки" на правом берегу в воде большой камень высотой 3-4 м, от него виден порог "Щеки".

Порог "Щеки" - порог "Базыбай"
Участок начинается мощными каскадами пороги "Щеки". Расход воды достигает 110 м3/сек. Основную сложность данного участка составляют мощные валы 1,5-2 м. 3a порогом "Щеки" следует пор. В. Китатский. по сложности уступающий пор. "Щеки". Порог короткий, но со сложной динамикой потока. Далее идут плесы, чередующиеся с мощными шиверами с валом до 1 м.
Заканчивается данный участок опаснейшим порогом "Базыбай".

прп. 45
Порог "Верхний Щеки "(схема 13, фото 17) состоит из 3-х каскадов, первый каскад - это мощный до 2 м слив с пенным котлом и жестким обратным валом, далее следуют 1,5 м валы с тяжелым обратным гребнем. Второй каскад начинается сразу за сливом. По протяженности и сложности самый серьезный в "Верхних щеках" - с мощным валом, с несильным навалом на камень перед каменным островом, который делит реку на две протоки, левая - менее сложная, правая - начинается 1,5 м сливом, за островом две суводи. Третий каскад не так сложен и опасен как 2-й, но вал в нем не слабее чем во втором. К прямым валам добавляются мощные косые. Заканчивается порог слабым прижимом к левому берегу и мощной суводью, где легко ликвидировать аварию, если она возникнет.
Подготовка и прохождение. Линию движения для катамаранов выбрали самую сложную, собирая все мощные сливы и валы. Для байдарки линия движения была та же, что у катамарана, лишь не был включен слив у правого берега 1-го каскада, т.к. в нем байдарка бы перевернулась.
Все это было необходимо для оценки возможности прохождения последнего каскада "Нижних щек" байдаркой и катамараном.
Катамаран-1 после прохождения 2-го слива встал в суводь у правого берега. Катамаран-2 прошел 1 и 2 каскад и зачалился у правого берега за островом. Байдарка прошла между камней и зашла во 2 каскад за 2 м сливом. Прошла на положительной скорости 1 м валы, 1,5 м слив, проткнула 1,8 м вал за ним, потеряла скорость и следующий мощный вал положил ее (эскимосский не получился, сложно добиться синхронности в валах). Экипаж выбрался из байдарки и держась за нее, а далее сев верхом прошел, подрабатывая веслами, левой протокой 2 каскад. В суводи зачалились к берегу. Авария ликвидирована. Катамаран прошел 2 и 3 каскад, зачалился к левому берегу, встав на страховку. Катамаран-2 прошел 3 каскад, ушел метров на 20 ниже в суводь. 3 каскад байдарка прошла без оверкиля, хоть и трепало ее в жестких косых и прямых валах сильно. Сложность прохождения В. Щек для байдарки велика. 1,5-1,8 метровые валы сами по себе не сложны, но у них жесткий, тяжелый обратный гребень, который очень тяжело проткнуть, не потеряв при этом скорость, а потеря скорости в таких валах - оверкиль, что и произошло во 2 каскаде. В третьем каскаде экипаж уже "попривык" к валам и прошел его надежно.

прп. 46
Порог "Нижние Щеки" состоит из 2-х каскадов. Каскад 1 (схема 14) начинается 1,5 м сливом, который пересекается на 1/3 крученым косым валом. Далее на протяжении 300 м жесткие перекрученные валы до 1,5 м. 1-ый каскад практически без плеса переходит во 2-ой. Последний каскад Щек - самое мощное препятствие реки, берега скальные, обрывистые, этот участок можно назвать каньоном. Порог начинается 2 м сливом у левого берега и таким же по высоте водопадом, и мощным пенным котлом у правого. Затем 2 м пульсирующие валы образуют слабый прижим к левому берегу, высота валов гасится в прижиме. От скал отходят косые 1,5-1,8 м валы. Весь поток устремляется в прижим к выступу правого берега, который обрамляет мощный отбойный вал. Затем слабый с виду прижим к скале левого берега без отбоя. Далее река спокойна. Каньон тянется еще 300 м, но препятствий нет, лишь на выходе слабая шивера, которая проходится без разведки.
Прохождение. Байдарка в Н. Щеки не идет. Причины обноса:
1. Нет возможности организовать страховку с воды в каньоне.
2. 2-х метровый пульсирующий вал (пульсация не периодична) - грозное препятствие для байдарки. Чтобы пройти его, необходима обкатка в валах В. Щек, а времени на это нет.
3. Подсос под скалы в последнем прижиме создает опасность для жизни аварийного экипажа (при прохождении и перевороте 2-х местного московского катамарана одного члена экипажа забило в щель, но к счастью все закончилось благополучно).
Экипажи катамаранов были укомплектованы так же, как в 1-ом каньоне. Оба катамарана прошли слив 1 каскада H. Щек и зачалились в суводь у левого берега. Единственно возможная страховка на Н. Щеках за порогом со скал левого берега.
Катамаран-1 прошел слив, 2 м валы на положительной скорости, затем на отрицательной прошел прижим у правого берега (фото 18), и на максимальной скорости ушел от "подсоса" к левому берегу, задевая его. После первого прохождения подкорректировали линию движения и изменили тактику прохождения.
Катамаран-2 прошел весь порог на максимально возможной положительной скорости, прижимаясь к правому берегу и прорезая отбойный вал правым пилоном, легко уходя от прижима к левому берегу. Чалились в суводи у левого берега.

прп. 47
Большой Маетский порог в прохождении не сложен. Проходится вдоль левого берега.

прп. 48
Малый Маетский порог прост.

19. Прохождение катамараном Верхне-Китатского порога

прп. 49
Порог Верхне-Китатский через 7км после Щек (схема 16, фото 19), красивый интересный порог. Река делится островом на две протоки. Левая более полноводна, правая забита камнями. Перед порогом чувствуется подпор воды. Река спокойная. Перед островом ближе к левому берегу из воды выступают каменные зубья, которые образуют "расческу". У левого берега - чистый слив, между берегом и "расческой" еще один. Затем оба слива соединяются, создавая сложное турбулентное перемешивание порока, с 1,5 м жесткими прямыми, косыми и пульсирующими валами. Весь поток разбивается о каменную гряду у левого берега, далее не сложный прижим к обломку скалы, за ней улов. Катамараны заходили в левый слив и на положительной скорости пересекали струю, уходя от гряды камней. Байдарка прошла правее по сливу, между зубьями "расчески", набрав скорость в суводи, пересекла косые валы и ушла в улов. У острова отстоялась, затем вышла на струю, продолжая прохождение порога. В данном пороге опасен навал на гряду камней у левого берега, который все суда избежали, пересекая поток на положительной скорости. От В. Китатского до Базыбая сложных препятствий нет. Встречаются небольшие шиверы, прижимы, быстрины. В некоторых местах ширина реки достигает 200 м. За 3 км до Базыбая - характерное место - порог "Ворота". Это узкое место между скалами, глубина реки очень большая, крупные воронки. После крутого почти на 180° правого поворота реки и 200 м быстротока начинается порог "Базыбай". Один из опаснейших порогов Казыра.
20. Базыбай. Вход в порог

прп. 50
Порог "Базыбай" (схема 17, фото 20) начинается 200 м быстротоком, который можно назвать первой ступенью порога, сама по себе не сложная, но она может втянуть в порог идущее без разведки судно (о таком случае рассказали нам геологи).
Затем река сжата до 7-ми метров скальными выходами коренных пород, образует центральный 1,5 м слив, затем бочка с мощным обратным гребнем. Слева основную струю накрывает язык слива, обрамленный косым валом до 1,5 м. Справа, не задевая вначале, а в конце смешиваясь с ней, проходит еще один пологий слив. Затем все струи перемешиваются образуя беспорядочные валы, весь этот жгут разбивается о скалы правого берега. Отбоя нет (если судить по скалам левого берега, изрезанного нишами, колодцами и сифонами, то можно представить, что ждет аварийный экипаж в данном прижиме).
20. Колодцы левого берега
Далее основная струя уходит влево, лениво наваливаясь на левобережные скалы. Выход из порога представляет собой узкий до 8 м скальный коридор с валом до 0,8м и легким навалом на камень в середине русла. За порогом река как бы замирает, отдыхает после порога в скальных берегах.
Подготовка и прохождение. 1,5 м слив с бочкой и мощным сбоем струй проходим для байдарки. Но если байдарка "ложится", то неизбежно попадает в прижим к правому берегу. Байдарку обнесли. Экипажи катамаранов вновь были укомплектованы как в 1-ом каньоне. Катамаран-1 набрал положительную скорости, довернул нос, направляя его к выступу левого берега, полулагом вошел в слив, правый борт закололся в обратный гребень бочки, левый в косой вал от левого "языка". Получился разнос корпусов экипажа с заколом в разные стороны и последующим гребком катамаран легко прошел бочку и косой вал. Затем на положительной скорости ушел от прижима и зачалился на страховку к левому берегу. Второй экипаж повторил маневр 1-го в прохождении основного слива, но прошел весь порог до конца. Базыбай безопасен и легко проходим, если работа экипажа согласована, продумана и надежна, в противном случае он очень опасен сифоном в правобережной скале, в районе 1-го прижима (расстановку страховки смотри в схеме 17).

Порог "Базыбай" - пос. Саровский
За Базыбаем река принимает равнинный характер, и мы шли до Убинских порогов без разведки. Такие пороги как Баня, Н. Китатский легко читаются с наплыва.

прп. 51
Порог Убинский находится в 8-10 км от Н. Казырской заимки. Ориентиры порога - в спокойной воде появляются средние и крупные камни. На правом берегу перед порогом - вырубка, заросшая березкой и высокой травой. Разведку лучше производить правым берегом. Мы насчитали 4 ступени. 1 ступень - шивера с простой линией движения (много воды). 2 ступень - шивера с валами до 1 м, камней мало. Проходили вдаль правого берега. 3 ступень. Валы до 1,5 м, у правого берега на выходе "бочка" до 1,5 м, за ней валы жесткие с обратным гребнем высотой до 1,8 м. 4 ступень - шивера с валом до 1 м, на выходе до 1,8 м.
Длина Убинского порога 8-10 км, необходима разведка 2, 3 ступени. Катамараны проходили по центру, по основным валам. Байдарка проходила 2 и 3 ступени по центру с последующим уходам к правому берегу.

[содержание]



4. Итоги путешествия, выводы и рекомендации

Группой пройден интересный как в спортивном, так и в познавательном отношении маршрут пятой категории сложности. Маршрут пройден полностью.

  1. Маршрут по Казыру - один из интереснейших в районе В. Саян. Богатейшая, очень красивая природа, обилие ягод, грибов, отличная рыбалка создают прекрасные условия для отдыха.
  2. В техническом отношении маршрут соответствует 5 к.с. для поддувных судов и, по-видимому 5 усложненной к.с. для байдарки. Для байдарки сложность прохождения р. Казыр заключается в следующем: В этом году уровень воды в реке был выше среднего на 1,5 м, что в верховьях (кроме 1-го каньона) в какой-то мере упростило прохождение (прикрылись камни, стали шире проходы). В низовьях же, на таких порогах, как Щеки, В. Китатский, Базыбай, Убинский вал стал пульсирующим, с жестким обратный гребнем и колебался по высоте от 1 до 2 м. Верховье не дает возможности подготовиться к сложнейшим препятствиям 1 каньона. Наличие протяженных плесовых участков и участков с несложными препятствиями между такими порогами как Н. Щеки, Базыбай, расслабляет экипаж, не дает привыкнуть к мощным валам и ставит под вопрос прохождение данных порогов на байдарке.
    Пороги Н. Щеки, Базыбай опасны в случае переворота, подсосами под скалы, а в валах этих порогов - приблизительно 70-80% оверкиль, страховка минимальная.
    По данным причинам реку Казыр можно назвать "тяжелой" рекой для байдарки. По видимому на порогах 1 каньона, Н. Щеки, Базыбай оправдана пересадка с байдарки на катамаран, что и было сделано.
    Группа имела достаточно времени для ознакомления с природой, отработки техники, разведки и расстановки страховки, что и сделало поход интересным и безопасным.
  3. Мы считаем самым важным то, что на протяжении всего похода в группе был доброжелательный микроклимат, взаимовыручка, готовность придти на помощь. И еще много того, что делает группу группой, а не толпой собравшейся в один поход.
  4. Были подтянуты технически, тактически, морально ребята, проходившие данную реку(4 к.с.), начиная со 2 каньона под руководством Горшунова П.З., параллельно с нашей группой. Вообще думается, что подобные параллельные походы дают возможность вырастить пополнение основному составу. Причем обе группы к концу похода слились воедино, что дает возможность планировать на следующий год более серьезный маршрут.
  5. Группа проходила маршрут на полностью самодельном снаряжении.
    Все снаряжение (см. приложение) отлично себя зарекомендовало.

Группам желающим пройти данный маршрут можно рекомендовать следующее:

  1. Организовывать заброску в В. Гутару из г. Тайшета.
  2. Пешую часть можно сделать более интересной и разнообразной, если подходить к р. Казыр по Сухому Идену. а не по Ужуру. Причем выбрасывается проводка и расчистка завалов на Казыре до притока р. Дергушка.
  3. Очень серьезно отнестись к прохождению 1 каньона, Щек, Базыбая.
  4. На маршруте встречается мошка, необходимо иметь средство против гнуса.
  5. Лучшим временем для совершения похода по данному маршруту является август.
  6. Дневки на наш взгляд организовать лучше за 1 каньоном, за Саянской шиверой, за Н. Щеками, где превосходная рыбалка, много ягод и шишек. Рыба лучше всего ловится в устье притоков, за шиверами на "кораблик".

Просим извинить недостаточное количество фотографий. Из трех фотоаппаратов в походе сломалось два, а третий рвал пленку.

На наш взгляд единственным недостатком данного маршрута является большое количество плесов в средней и нижней части р. Казыр.

В заключение хочется пожелать всем последующим группам хорошего похода!

[содержание]



5. Приложения

5.1. Список личного снаряжения

наименованиеколичество
1Рюкзак1
2Спальный мешок1
3Спасжилет (емкость 20 л)1
4Каска1
5Штромовой костюм1
6Шерстяной костюм2
7Белье2 комплекта
8Носки шерстяные2 пары
9Носки х/б2 пары
10Ботинки туристские1 пара
11Кеды1 пара
12Гидрокостюм1
13Личная посуда1 комплект
14Туалетные принадлжености1 комплект
15Спички в спецупаковке1
16Шапочка2
17Блокнот, ручка1 комплект
Общий вес, не более12,7 кг

[содержание]



5.2. Список группового снаряжения

наименованиеколичествовес, кг
1Палатка (пятиместная, капроновая с тентом)24
2Котлы32
3Противень10,6
4Топор22
5Пила11
6Компас жидкостный20,1
7Фотоаппараты32,1
8Кинокамера11,8
9Фонарь20,3
10Ремнабор35,4
11Аптечка11,8
12Катамаран (комплект)250
13Байдарка (комплект)120
14Основная веревка (60 м)14
15Карабины100,8
16Альпобвязка10,4
17Спининг10,5
18Страховочная веревка (30 м в мешке с карабином и поплавком)30,8
19Общий тент12
20Гитара11,8
Общий вес115,1 кг

[содержание]

5.3. Смета расходов

наименованиесумма на 10 чел., руб.
1Поезд г.Казань - г.Тайшет300-00
2Спецрейс АН-2 г.Тайшет - пос.В.Гутара390-00
3Автобус пос.Жаровский - ст.Курагино17-00
4Поезд ст.Курагино - г.Казань300-00
5Питание в поезде180-00
6Питание на маршруте297-00
7Кино-, фотопленка50-00
8Телеграммы5-00
Итого1539-00

[содержание]