Татарский областной совет по туризму и экскурсиям Казань 1981 Маршрут проходит по двум автомобильным трактам Памира - Большому Памирскому тракту и Восточно-Памирскому тракту, и знакомит с одним из самых удивительных природных уголков Советского Союза. Группа прошла через четыре климатические зоны Памира, побывала на красивейшем озере Яшилькуль, на самом высокогорном озере СССР - Кара-Куле, преодолела на своем пути 4 перевала высотой более 4000 м. В походе осуществлен цикл медико-биологических исследований, проведена альтиметрия маршрута, выполнены эксперименты "Гемоглобин" и "Баллон". Произведена глазомерная топосъемка всего маршрута. Часть I. Справочные сведения о походе (С. Ермолаев) Часть I. Справочные сведения о походе
Запланированная нитка маршрута: Душанбе - Файзабад - Обигарм - Комсомолобад - Тавильдара - пер. Хабуработ - Калай-Хумб - Курговад - пер. Курмал - Дех - Рушан - Хорог - Ванкала - Джиланды - пер. Койтезек - Булункулъ - оз. Яшилькулъ - пер. Лянгар-Кутал - оз. Сарезское - Кудара- пер. Уйбулак - пер. Кызыларт - Сары-Таш - пер.40 лет Киргизии - пер. Талдык - Гульча - пер. Чигирчик - Ош - Андижан. В случае невозможности прохождения участка Булункуль - оз. Яшилькулъ - оз. Сарезское - Кудара - Кара-Куль был заявлен запасной вариант: от пос. Булункуль выход на Памирский тракт и движение по маршруту Булункуль - Аличур - пер. Найзаташ - Мургаб - пер. Акбайтал - Кара-Куль и далее по основному маршруту. Участок маршрута оз. Яшилькуль - оз. Сарезское - Кара-Куль планировался как первопрохождение и включал в себя пешеходную часть с преодолением категорийного перевала Лянгар. Горьковская зональная МКК (115-00-5445540), дававшая заключение по этому маршруту, сделала запись в графе "Особые указания группе": п.3 "В случае выпадения снега на пер. Лянгар и плохой ориентировке группе возвращаться на Памирский тракт и идти по запасному варианту". В этом году в ряде районов Средней Азии, а также на Памире сложилась необычная погода. Выпадение в течение лета большого количества осадков вызвало повышение уровня воды на больших и малых реках, который не снижался вплоть до августа месяца. Преодоление бродов на р.Лянгар Сарезский вследствие этого оказалось невозможным. К тому же выпадение осадков на перевале в виде снега не позволял группе успешно преодолеть запланированную часть маршрута. После консультаций с работниками гидрометеостанции пос. Булункуль (о чем сделана запись в маршрутной книжке) группа приняла решение идти по запасному варианту. Во время запланированной дневки группа совершила радиальный выход на оз. Яшилъкуль. На прохождение всего маршрута затрачено 23 дня, из них 2 дневки и 2 полудневки. Участок маршрута «164 км» - пос. Булункуль - оз. Булункуль - оз. Яшилькуль - «187 км» тракта пройден велотуристами впервые. 1.2. Сведения об участниках похода
Туризмом занимается 9 лет. Совершил 20 походов. Основные из них: Карпаты IV-р, Кавказ IV-у, Памиро-Алай III-у, Алтай V-у. В походе выполнял обязанности руководителя и вел кинофотосъемку.
Туризмом занимается 35 лет. Совершил 43 похода. Основные из них: Карпаты IV-у, Кавказ IV-р, Алтай V-р, Памиро-Алай III-у. В данном походе заполнял обязанности ремонтника и врача, а также вел фотосъемку.
Туризмом занимается 16 лет, совершил 18 походов. Основные из них: Кавказ IV-у, Алтай V-у, Памиро-Алай III-р. В походе выполнял медико-биологические наблюдения, а также вел фотосъемку.
Туризмом занимается 9 лет, совершил 12 походов. Основные из них: Кавказ IV-у, Алтай V-у, ТАССР II-р. В походе выполнял обязанности завхоза.
Туризмом занимается 8 лет совершил 15 походов. Основные из них: ТАССР III-р, Молдавия III-у, Карпаты IV-у. В походе выполнял обязанности картографа.
Туризмом занимается 6 лет, совершил 8 походов. Основные из них: Крым III-р, Карпаты IV-у. В походе выполнял обязанности комиссара и проводил альтиметрию маршрута. Цели данного научно-спортивного похода V к.с. были следующие:
Часть II. Cведения о районе путешествия 2.1. Общая характеристика района путешествия На юго-востоке Таджикистана за системой хребтов Алая, расположен Памир - самая высокая область Советского Союза. Ее границы - на севере гребень Заалайского хребта, на востоке - Кашгарские горы, на юге - долина реки Пяндж, протянувшаяся вдоль северного подножья хребта Гиндукуш и на западе - снова долина Пянджа, повернувшая от населенного пункта Ишкашим резко на север, вдоль хребта Лаль. Этот четырехугольник, заполненный огромными высотами, на востоке граничит с Китаем, на юге и западе с Афганистаном, на севере - с Киргизской ССР. Весь советский Памир входит в Горно-Бадахшанскую автономную область с центром в городе Хорог. В широтном направлении Памир простирается на 275 км, а в меридиональном - на 250 км, это около 50% территории Таджикистана, но проживает здесь лишь 3,4% (91 тыс. чел.) всего населения республики. На Памире 8046 кв. км занято полями вечного снега и ледниками, а почти вся оставшаяся площадь - вечной мерзлотой. По своим показателям Памир - полярная страна, но с еще более суровыми условиями, связанными с разряженной атмосферой больших высот. В течение столетий много названий переменила эта страна. Она называлась "Подножьем солнца", "Подножьем смерти", "Страной тысячи озер", и наконец "Крышей мира". Название Памир было распространено на всю горную страну только в 30-е годы нашего столетия, и происходит, скорее всего, от древнеиранского Па-и-михр - Подножье Мирта, бога солнца. По характеру рельефа, а также по особенностям хозяйства и населения территория края резко делится на западную и восточную части. Западный Памир - сильно расчлененная глубокими ущельями высокогорная страна. Живущие здесь таджики занимаются земледелием и скотоводством. Восточный Памир - поднятое на несколько километров нагорье со сравнительно мягкими, сглаженными формами рельефа. Над широкими долинами там встают невысокие горы с большими абсолютными отметками. Киргизы, в основном населяющие эту часть Памира, живут почти исключительно скотоводством. Суров и своеобразен не только рельеф, но и климат Памира. Жаркий день сменяется морозной ночью. Среди знойного лета может внезапно выпасть снег. Огромная высота над уровнем моря, горные хребты, препятствующие проникновению внутрь Памира осадков и наконец, исключительно резкая континентальность района, расположенного в центральной части азиатского материка на огромном удалении от морей и океанов - все это причины, влияющие на формирование уникального климата этого района. Вся влага, идущая с севера, юга или запада, задерживается высокими периферическими хребтами. На их склонах выпадают обильные осадки, достигающие на леднике Федченко, чуть ли не десятиметрового слоя снега. Обилие осадков питает многочисленные ледники, расположенные рядом с высочайшими вершинами Памира. Внутри же этой горной страны дождя и снега выпадает меньше, чем в пустыне. В районе высокогорного озера Каракуль за год выпадает 40 мм осадков. Небо на Памире обычно ясное и безоблачное. Воздух отличается большой сухостью. Благодаря этому происходит особенно быстрое испарение влаги. Выпавший снег испаряется в воздухе быстрее, чем тает. Этим и обусловлены и сглаженные формы рельефа. Гигантские ледники, некогда покрывавшие всю поверхность, не растаяли, а испарились. Сухость воздуха и интенсивное испарение влаги резко сказываются на самочувствии человека. Кожа на открытых участках тела начинает сохнуть и трескаться, покрываясь глубокими, кровоточащими, долго не заживающими ранами. Этим страдают не только вновь прибывшие на Памир люди, но и местные жители. Даже киргизы, постоянно обитающие на высотах Памира, смазывают лицо и руки бараньим жиром. Только на Памире, в условиях особо-континентального климата, в тени скалы наблюдается 5-6° мороза, а рядом на солнца 20-25° выше нуля. Сторона тела, обращенная в тень, испытывает холод, а обращенная к солнцу - жару. В 1934 г. на перевале Баш-Гумбез в Южно-Аличурском хребте была зарегистрирована температура -51°С. На Памирской биологической станции 9 июля 1934 г. в 13 часов было +33°, а в 16 часов -6,4°С. От таких резких смен температур трескаются камни, разрушаются скалы. Памир лежит на широта Средиземного моря, однако его средняя годовая температура ниже 0°С, т.е. примерно такая же, как в Арктике. Только один месяц в году, в июле, в памирских долинах, расположенных на высоте около 4000 м над уровнем моря, не бывает заморозков. Работать и жить на Памире нельзя без теплой одежды даже летом. Благодаря огромной высоте над уровнем моря не только на вершинах., но и в памирских долинах наблюдается пониженное атмосферное давление. Точка кипения воды падает до 80°С. Без плотной крышки, прочно закрывающей котелок, невозможно сварить мясо, картошку, рис. Низкое барометрическое давление и разреженность атмосферы (гипоксия) влечет и гораздо более серьезные последствия, проявляющихся в болезненной состоянии организма. Резко нарушается деятельность органов дыхания, сердца, кровеносной системы. На высоких долинах Памира очень трудно выполнять активные физические движения - даже быстрая ходьба вызывает одышку. Различия в температуре поверхности земли и верхних слоев воздуха, омывающих снежные вершины, порождают частые ветры. Они начинают дуть с восходом солнца, достигая к полудню особенно большой силы, нередко превращаясь в ураганы, смерчи и песчаные бури. Особенно известна своим сильным ветровым режимом долина реки Маркансу, нередко называемой "долиной смерчей" и "долиной смерти". С восходом солнца долина покрывается бесчисленными вихрями крутящегося песка и пыли. Только к вечеру ветер несколько затихает, прекращаясь совершенно к 11-12 часам ночи. Яркое, ослепительное солнце, сухой воздух, разреженный до того, что трудно дышать, ежедневные морозы, незначительное количество осадков и постоянные ветры, часто переходящие в ураганы, - таков климат высокогорий Восточного Памира, к тому же малая населенность, скудность животного мира - все это накладывает свой отпечаток на туристские походы, совершаемые в этом районе. 2.2. Общая характеристика маршрута Маршрут проходит по двум основным автомагистралям Памира. Это большой памирский тракт Душанбе - Хорог протяженностью 525 км и памирский тракт (Восточно-памирский тракт) Хорог - Ош протяженностью 728 км. Общая протяженность маршрута Душанбе - Хорог - оз. Яшилькуль - Ош - Андижан - 1315 км. Из Душанбе дорога идет на восток по Гиссарской долине - самой цветущей и плодородной долине Таджикистана Постепенно поднимаясь вверх дорога идет к долине р. Иляк, затем через небольшой перевал Дубединский (1700 м) попадает в долину р. Обигарм (притон Вахша). Чуть ниже впадения р. Обигарм в Вахш ведется строительство Рогунской ГЭС. Пересекая р. Сурхоб, дорога уходит в живописную долину р. Обихингоу. Река течет в глубоком каньоне. Дорога извивается по крутой правой стороне ущелья. За поселком Тавильдара начинается крутой подъем, дорога пересекает Дарвазский хребет (пер. Хабу-Работ 3252,8 м) и выходит к районному центру Калай-Хумб. От Калай-Хумба до Хорога дорога идет по правому берегу р. Пяндж, вдоль границы СССР - Афганистан. От Хорога постоянный подъем вдоль р. Гунд. Через пер. Койтезек (4271 м) дорога выходит на высокогорное плато. На 154 км за домиком дорожного мастера сворачиваем с тракта на север и выходим к поселку и озеру Булункуль. Отсюда радиальный выход на самое красивое озеро Памира - Яшилькуль. Возвратились на тракт, через пер. Акжар (3958 м) попадаем в широкую Аличурскую долину. Далее через пер. Найзаташ (4137 м) дорога поворачивает на север и выводит к районному центру пос. Мургаб. От Мургаба начинается плавный подъем на самый высокий автомобильный перевал СССР - Акбайтал (4655 м). Спускаясь с перевала по долине р. Акбайтал дорога выходит к высокогорному озеру Кара-Куль (высота озера 3914 м.). Из котловины озера Кара-Куль через пер. Уйбулак попадаем в долину р. Маркансу. Отсюда открывается красивый вид на Заалайский хребет и пик Ленина (7134 м). Преодолев пер. Кызыларт (4280 м) попадаем на территорию Киргизской ССР в Алайскую долину. Ширина Алайской долины достигает 20 км. Сразу за поселком Сары-Таш подъем на пер. 40 лег Киргизии (3554 м) и Талдык (3615 м). Оба перевала находятся в Алайском хребте. Вдоль реки Гульча дорога спускается до райцентра Гульча. Далее по долине небольшой речки Гульчинки подъем на последний перевал этого маршрута - Чигирчик (2406 м). С перевала постоянный спуск до г. Ош. Маршрут заканчивается в г. Андижан Узбекской ССР. Маршрут путешествия представляет большой интерес с туристской и спортивной точки зрения. Он проходит по различным климатическим зонам, по дорогам с различным рельефом и покрытием. На маршруте 11 перевалов, 4 из которых выше 4000 м. Маршрут проходит через следующие крупные населенные пункты и объекты: Ордженикидзебад - небольшое селение в Гиссарской долине, имеется магазин, почта, столовая. Файзабад - районный центр, базар, АЗС, магазин, почта, столовая. Обигарм - крупное селение, курорт, магазин, почта, чайхана. Комсомолобад - районный центр, магазин, почта, телеграф, столовая. Калай-Хумб - крупный районный центр. В далекие времена был столицей шахов Дарваза. Имеется гостиница, почта, телеграф, магазины, столовая. Рушан - крупный райцентр, сохранились развалины старой крепости и дом местного феодала. Имеются магазины, почта, телеграф. Хорог - столица Горно-Бадахшанской автономной области. Небольшой город (население 12 тыс. чел.) есть красивый парк с озером и стадионом, музыкально-драматический театр училища, магазины, почта, телеграф, базар, АЗС. Воздушное сообщение с Душанбе. 114 км - слева от дороги горячие сероводородные ванны, построенные управлением Памирского тракта. Джиланды - небольшой поселок. Стык Восточного и Западного Памира. Недалеко от дороги горячие сероводородные источники. Есть магазины, столовая, пекарня, АЗС. Булункуль - совхоз и озеро, имеющие одно название. Единственное место на Памире, где производится промышленный лов рыбы. В озеро в большом количестве водятся осман и маринка. Здесь находятся гидрометеостанция и геологическая партия, есть магазин, школа. Оз. Яшинкуль - самое живописное озеро Памира кристально чистой воды с зеленовато-голубым оттенком. В озеро впадает р. Аличур, а вытекает Гунт. Вода в озера пресная, водится рыба осман, достигающая в длину 1 м. Кишлаков на берегу озера нет, имеются только летовки и пост гидрологов на северной стороне .Есть горячие источники. Аличур - высокогорное селение на берегу одноименной реки, есть общежитие для шоферов, магазин, почта. Мургб - крупный районный центр, столица высокогорного Памира, бывший Пост Памирский. Есть магазины, столовая, почта, телеграф, управление ДЭУ, АЗС. Пер. Акбайтал - самый высокий автомобильный перевал Советского Союза (4655м) С южной стороны под перевалом домик дорожного мастера. От домика до перевала 3 км очень крутого подъема (12%) спуск 5 км по разбитой щебеночной дороге. Местами ведутся ремонтные работы. Озеро Кара-Куль - большое безжизненное озеро, расположенное в широкой котловине, со всех сторон окруженное горами. Вода в нем горько-соленая, хотя в озеро впадает множество пресных речек. Озеро окружает песчаная пустыня. "Озеро Кара-Куль занимает площадь в 388 кв. км и лежит на высоте 3914 м. Озеро расположено выше всех озер мира, исключая тибетские. Даже высокогорное южноамериканское озеро Титикака, отличающееся своими размерами и высотой, лежит несколько ниже памирского Кара-Куля." (Мурзаов. "Годы странствий в Азии" 1979г.) Пос. Кара-Куль - расположен на восточном берегу озера. Есть магазины, почта, школа. Бордёбе - бывшая погранзастава, в настоящее время один жилой дом дорожного мастера. На вершине небольшого холма - памятник пограничникам, погибшим от рук басмачей. Сары-Таш - большой поселок в Алайской долине, бывший форпост. В настоящее время в поселке развивается строительная индустрия, животноводство. Имеется школа, магазины, столовая. Гульча - крупный райцентр. Есть магазины, школы, базар, чайхана, столовая. Г. Ош - столица Ошской области Киргизской ССР. Это большой город с развитой промышленностью. Население 130 тысяч жителей. Ош - древний город. Главной исторической достопримечательностью его является гора Тахш-и-Сулейман (Сулейман-Тау). По древним поверьям на этой горе жил "Пророк Сулейман ибн Дауд". В прошлые века сюда стекались верующие поломники со всей Средней Азии для исцеления недугов. Ее видно с любого конца города. Сейчас на ее вершине установлен герб Киргизской ССР, а на восточном склоне в пещере находится филиал государственного музея. В Оше находится главное управление Памирского тракта, есть театры и концертные залы, стадион, большой базар. На улице Нагорной находится областной совет по туризму и КСС. Ош имеет воздушное и железнодорожное сообщение со многими городами страны. Г. Андижан - конечный пункт нашего маршрута. Это большой город Узбекской ССР, крупный железнодорожный узел. Много спортивных баз и стадионов, есть магазины, почта гостиницы, большой базар. 3.1. Обоснование выбора района и разработка маршрута Идея совершения похода по Памиру зародилась у нас два года назад, но в то время реализация похода силам казанцев не была возможна из-за отсутствия достаточного опыта. К тому же по ряду причин не смог принять участие во всесоюзной памирской экспедиция 1979 г. под руководством Горностаева В.И., врач Шакиров З.З. В 1981 г. после достаточной подготовки участников велопоход по Памиру стал реальностью. Появилась возможность получить сравнительные данные для более объективной оценки велопоходов различной категории сложности, сбор которых мы проводили в течении двух с половиной лет. Здесь следует сказать о преемственности предыдущих походов и похода по Памиру: состав группы на протяжении 3-х лет на 70% оставался неизменным. Также сохранялась и основная цель научных исследований, проводившихся в этих походах. Сопоставляя данные, полученные с помощью авиационного альтиметра - относительную высоту подъема, сумму высот подъемов, а также производную k (k = сумма высот подъемов / пройденное расстояние) с данными медико-биологических наблюдений - функциональные реакции организма на физическую нагрузку в походе, удалось найти зависимость нужду величиной k и реакцией сердечно-сосудистой системы. Эта зависимость оставалась достоверной, как в велопоходах I, II категории на равнине (средняя полоса России), гак и в среднегорье (Кавказ, Алтай, Памиро-Алай) в походах III-V категории сложности. Теперь необходимо было получить такие данные и проследить зависимость между величинами, в маршруте, проложенном в высокогорье. Это послужило главной причиной в выборе района - Памира. Начался целенаправленный сбор материала для окончательного выбора маршрута. В ноябре 1980 г. на всесоюзном семинара председателей МКК в г. Кишиневе, были получены ценные сведения о районе в целом и отдельных участках будущего маршрута. Особенно большую помощь оказал председатель Алма-Атинской МКК Чембулаев А.М. Он рассказал об особенностях Памира и высказал уверенность о возможности прохода с велосипедом на Сарезское озеро. Этот вариант расширял познавательную сторону традиционного памирского веломаршрута. Позже, после ознакомления с литературой о Сарезе "Ветер странствий" №9, где дается описание прохода на озеро через перевал Лянгар в Северо-Аличурском хребте, нами и был выбран именно этот вариант пути. Первоначально было также разработало несколько вариантов пути, проходящих по Алайской долине с началом маршрута в г. Ош и г. Душанбе. Но от всех этих вариантов пришлось отказаться, так как они либо значительно удлиняли путешествие, либо приходилось исключать участки, имеющие спортивный интерес, либо не соблюдались обязательные условия акклиматизации - постоянный набор высоты. После многочисленных консультаций и изучения имеющейся летературы, выбор был сделан на маршруте: Душанбе - Хорог - оз. Яшилькуль - оз. Сарезское - Кара-куль - Ош - Андижан с запасным вариантом: Булункуль - Мургаб - Кара-Куль. Такое построение маршрута обеспечивало постепенный набор высоты в течение недели, с 800 м до 2200 м, и затем плавный подъем до отметки 4000 м, что наиболее полно отвечало схеме высотной акклиматизации. Запасной вариант гарантировал прохождение маршрута в случае непредвиденных обстоятельств. Как уже сказано выше из-за погодных условий пришлось использовать запасной вариант. Особенности настоящего похода - сложные горные условия, значительное время пребывания на больших высотах, протяженность сложных участков - потребовали особой тщательности при комплектовании группы, от которого во многом зависит исход путешествия. Основными критериями при подборе кандидатов в поход по Памиру были следующие:
Исходя из этих критериев на первом этапе было предложено в состав группы 9 человек, затем из них было отобрано 7 человек, которые и начали непосредственную подготовку к походу. В последний момент (за месяц до похода) выяснилось, что не сможет принять участие седьмой член группы Кузнецов Сергей. Однако он выполнил возложенные на него обязательства по подготовке - изготовил легкую капроновую палатку оригинальной конструкции и стойку для неё, собирающуюся из велокачков, а также помог группе в поисках интересующей литературы и картографического материала. Как было отмечено в предыдущей главе 70% участников группы оставался неизменным в велопоходах на протяжении последних трех лет. Почти все участники имели достаточный опыт совместных походов, хорошо знали друг друга, как по походам, так и по постоянному общению в велокомиссии. Для наглядности нами составлена таблица схоженности участников группы, из которой можно видеть количество совместных походов каждого участника друг с другом. Таблица схоженности участников группы
Отсюда видно, что наибольшее количество совместных походов (8) у Ермолаева С. с Рахимовым Р. и с Русаковым С. Также можно заметить, что единственный член группы Лебединцев В. ни разу не был в похода ни с кем из остальных участников. Этот факт объясняется тем, что в группу Лебединцев был рекомендовав Кузнецовым, хорошо знающим его по многим совместным походам в по учебе. Кузнецов не смог принять участие в походе и поэтому как бы нарушилось связующее звено. Кроме схоженности, при делении группы на дежурные пары и на экипажи палаток, были учтены и некоторые психологические аспекты: коммуникабельность, взаимные симпатии. В результате такого подхода получился достаточно ровный и сильный состав группы. Все участники перед походом получили теоретическую подготовку на занятиях семинара повышения квалификации членов МКК при Татарском Областном совете по туризму и экскурсиям. Все участники похода имеют звание инструкторов велотуризма, а Ермолаев С. и Шакиров З. - звание старших инструкторов. Все участники похода успешно прошли маршрут и справились со своими обязанностями в группе. Подготовка к походу проводилась по нескольким направлениям. Это, во-перных, детальная разработка маршрута, работа с литературой, изучение карт. Для получения более оперативной информации об интересующих нас участках маршрута нами были посланы официальные письма-запросы, проводилась личная переписка, а также очные консультации. В подготовке похода нам помогли:
Особо большое внимание было уделено подготовке снаряжения. Комплектование необходимого личного и группового снаряжения было проведено с учетом особенностей района - это сильные ветры, большая солнечная радиация, минусовый температуры и низкое барометрическое давление. В течение года были изготовлены и испытаны теплые куртки из сипрона и пуха, легкие сипроновые спальники, палатки из легкого парашютного капрона, солнце- и ветрозащитные анораки белого цвета, автоклав для быстрого приготовления пищи на высоте и много мелких дополнительных приспособлений и усовершенствований к уже имеющемуся стандартному снаряжению (подробнее см. § 5.2.). Тщательно продумывался и готовился рацион питания. Необходимо было обеспечить полную автономию группы на 10 дней, следовательно, максимально облегчить возимый запас продуктов, в то же время учитывалось влияние высокогорья на систему пищеварения и т.д. (см. § 5.1.). Ремонтный набор, медаптечка, велосипед также готовились с учетом особенностей памирского маршрута. Было предусмотрено наличие специального снаряжения - капроновые веревки, карабины, грудные обвязки - для преодоления сложных горных участков и бродов. При подготовке к этому походу учитывался опыт предыдущих походов по Кавказу, Алтаю и Памиро-Алаю. В связи с тем, что часть маршрута проходит в пограничном районе, всеми участниками группы было заблаговременно получено разрешение на въезд в погранзону. Хорошая физическая подготовка участников - залог успешного прохождения любого маршрута, а сложного высокогорного велопохода особенно. Поэтому предпоходным тренировкам придавалось большое значение. Система тренировки была разработана исходя из опыта тренировок в высокогорье велогонщиков, туристов-горников и собственного опыта подготовки к сложным походам. В частности был установлен примерный уровень функциональной предпоходной готовности организма, равный 1400 кГм/мин., определяемый на велоэргометре стандартным тестом PWC 170. Более конкретная величина - это уровень работоспособности в отношении на килограмм массы тела. Для стартовой готовности к походу, по нашему мнению, эта величина должна быть в пределах 20 кГм/мин/кг. Последующие результаты исследований подтвердили правильность такой подготовки. Все физиологические показатели снимались в течение сезона 1981 г. четыре раза: весной перед началом сезона, в середине лета, перед выходом на маршрут и после похода. Таким образом, обладая этими данными, можно было проследить динамику подготовки и контролировать ее. Совместные еженедельные тренировки начались в декабре 1980 г. Кроме этого у каждого был индивидуальный план подготовки, в который входили занятия по ОФП в зале и на улице, кроссовый бег от 45 мин. до 2 часов, бег на лыжах в среднем темпе по пересеченной местности. Для развития анаэробной способности организма, проводились упражнения на задержку дыхания, прохождение коротких отрезков дистанции с максимальной скоростью. Наряду с традиционно зимними видами спорта проводилась также специальная подготовка на велостанке, а начиная с марта месяца совместные выезды на велосипеде на шоссе. В течение зимы все совершили по несколько лыжных многодневных походов с ночевкой в палатке, и четверо участников - лыжные походы I к.сл., по территории ТАССР и МАССР. Специальная туристская подготовка предусматривала участие в течение лета в одном или нескольких тренировочных велопоходах. Так, Шакиров, Толстяков, Ермолаев в мае участвовали в велопоходе III к.с. по Памиро-Алаю (Ташкент - Коканд - Маргилан - Хайдаркенд - Фергана - Ош), который проводился с целью подготовки и разведки памирского маршрута. Кузнецов и Лебединцев в мае участвовали в велопоходе IV к.с. по Карпатам, Русаков в велопоходе II к.c. по ТАССР, Рахимов в велопоходе I к.c. по ТАССР. В июле месяце Толстяков и Шакиров - в походе I к.с. по МАССР, а Ермолаев с группой школьников в походе I к.с. по маршруту Кострома - Горький. В июне в лагере туристского актива отрабатывались элементы техники горного туризма: подъем, спуск с помощью веревки, навесная переправа, элементы страховки и самостраховки. Из Казани до Душанбе можно добраться двумя видами транспорта - самолетом и поездом. Самолет летит рейсом из Ленинграда через Казань, с посадками в Ленинобаде и Душанбе. Рейс совершается два раза в неделю. Цена билета 53 рубля. Самолетом можно добраться и с пересадкой в г. Ташкенте. Рейс Казань-Ташкент ежедневно, вылет в 10:30, время в пути 3 часа, цена билета 47 рублей. Из Ташкента до Душанбе несколько рейсов в день, время в пути 1 час, цена билета 15 рублей. В летнее время возможность приобретения билета на Душанбе через Ташкент вызывает большие затруднения из-за повышенного культурного обмена между двумя братскими республиками в период созревания овощей и фруктов. В городской предварительной авиакассе билетов не оказалось даже за 15 дней до вылета. На проходящий рейс из Ленинграда бывает ограниченное количество билетов, в основном, все они бронируются. Это обстоятельство сильно изменило наши планы. Пришлось добираться поездом с пересадкой в Ташкенте, в результате чего график выхода на маршрут сместился на два дня. Поезд Казань-Ташкент ходит только в летнее время, через два дня на третий. Из Казани поезд отходит в 14:00 и прибывает в Ташкент в 8 часов на третьи сутки. Цена билета 25 рублей. От Ташкента на Душанбе идет несколько поездов: это проходящие из Москвы, Куйбышева, Джалалобада и прямой Ташкент - Душанбе. Время в пути 30 часов, цена билета 14 рублей. Обратный путь из Андижана до Казани занял 17 часов. Из Андижана до Ташкента поезд отправляется в 17 часов по местном у времени, прибывает в 8 часов утра и через час авиа рейс Ташкент - Казань. Велосипеды грузобагажом отправили по железной дороге из Андижана. Цена 3 руб. 50 коп. с одного велосипеда. Стоимость проезда в плацкартном вагоне Андижан - Ташкент - 7 руб. + 1 руб. постель. Желающих вылететь из Ташкента до Казани в середине сентября оказалось не так уж много. Билет можно было оформить за час до вылета. Велосипеды, по железной дороге, прибыли на неделю позже нас.
4.3. Планировавшийся график движения
Запасной вариант
4.5. Сравнительная таблица высот пути
Дядюченко Л. «В подземельях Вахана» 4.6. Техническое описание маршрута 18 августа. 1 день
19 августа. 2 день
20 августа. 3 день
21 августа. 4 день
22 августа. 5 день Плавный спуск 5%, чередующийся короткими 200-300 м подъемами, выводит нас в районный центр Калай-Хумб. Сразу за поселком дорога выходит к Пянджу. По ту сторону реки - Афганистан. Первый раз с начала похода почувствовали на себе палящие лучи памирского солнца. Шоссе идет плавным подъемом вдоль самого берега реки. Асфальтированные участки дороги чередуются участками (1,5-2 км), покрытыми щебенкой. Слабый встречный ветер, но ехать тяжело - непривычно жарко. Двигаемся от ручья до ручья, каждый раз смачивая анорак и шапочку. На обед остановились в к. Кеврон в заброшенной саду, справа от дороги. Первый раз увидели гранаты не на базаре, а растущими на кустах, жаль только, что они еще не поспели. Зато вдоволь налакомились грушей, алычой и виноградом. Все чаще проезжаем участки с щебенкой. На ночлег остановились перед к. Курговад справа от дороги в саду среди огромных камней. Спали очень тревожно - сказывается непосредственная близость границы. 23 августа. 6 день
24 августа. 7 день
25 августа. 8 день
26 августа. 9 день Остановились в управлении ДЭУ Памирского тракта. Отдыхали, приводили в порядок снаряжение, закупали продукты, посетили погранзаставу, встретились с ветераном двух войн Шаякубом Наимовым. Вечером долго беседовали с работниками Памирского тракта. 27 августа. 10 день
28 августа. 11 день
29 августа. 12 день
Плотная корка песчаного грунта позволяет ехать в любом месте. От тракта до поселка 20 км. Ночуем на метеостанции. 30 августа. 13 день
31 августа. 14 день
1 сентября. 15 день
Пообедав, продолжаем спуск и через небольшой перевальчик на 288 км попадаем в долину реки Карасу. Река образует причудливый извилистый каньон с отвесными стенками. Остановились на 295 км справа от дороги, на берегу реки. 2 сентября. 16 день
На 333 км направо отходит дорога на Ранг-Куль, слева в полутора километрах от тракта Памирская биологическая станция. Шоссе проходит посередине плоской, шириной до 5 км, долины. На 354 км подъем 6% 2 км и спуск, к домику дорожного мастера Работ-Акбайтал. На ночевку остановились за домиком дормастера, на берегу реки Акбайтал - Северный. 3 сентября. 17 день
4 сентября. 18 день
5 сентября. 19 день
6 сентября. 20 день
7 сентября. 21 день
8 сентября. 22 день
9 сентября. 23 день Постоянный спуск до г. Ош, далее через центр, мимо базара выезд на шоссе Ош-Андижан. Широкая асфальтированная дорога, ровная как стол. На пути много сел и поселков, кругом хлопковые плантации. На 22 км небольшой городок Ходжабад - граница Киргизской и Узбекской ССР, в центре отличный книжный магазин. К полудню были в Андижане. Упаковали и отправили велосипеды багажом, купили билеты на поезд до Ташкента. Уехали в 17 часов. Итого пройдено 1310 км за 117 часов. 4.7. Обеспечение безопасности в походе
Меры по обеспечению безопасности в походе условно можно разделить на технические и тактические. Технические меры: (безопасность движения)
Тактические меры:
А. тщательный осмотр места будущего лагеря, проверка лежащих камней, кустов, веток
деревьев. Часть V. Материальное обеспечение похода 5.1. Организация питания в походе
Особенности настоящего путешествия - высокогорье, возможно пребывание в условиях высоких и низких температур окружающего воздуха, большие физические нагрузки, пребывание в малонаселенных местах до 8-10 дней - потребовали от нас обоснованных принципов подхода к вопросу питания. Изучив имеющуюся литературу по питанию туристов и спортсменов, обобщив опыт путешествий в подобных условиях и из личного опыта участников, в обеспечении группы питанием мы руководствовались следующим:
Учитывая трудности пополнения запасов хлебопродуктов, а также непрактичность изготовления хлеба в походе из муки, в рационе питания, на малонаселенном участке хлеб полностью заменен ржаными и белыми сухарями. На высоте вкусовые ощущения понижаются или значительно изменяются. Для повышения аппетита в рацион питания ежедневно включались лук, чеснок, специи.
Для уменьшения действия гипоксии, по совету местных жителей (таджиков, киргизов) мы увеличивали порцию сахара во время перекусов, а также употребляли сухой кисло-соленый сыр "Курут". Сахар и сыр имелись у каждого участника, и каждый употреблял его по своему усмотрению в течение дня. В условиях высокогорья, при больших физических нагрузках организм быстро обезвоживается, поэтому питьевой режим должен восполнять потери воды. Каждый участник похода имел фляжки емкостью 1 литр, которые заполнялись сладким чаем. либо водой. В походе в отношении воды мы придерживались следующих правил:
В путешествии для приготовления пищи мы использовали автоклав. Он удобен и выгоден как в горах, так и на равнине. После закипания воды, достаточно несколько минут варки до полной готовности продукта, при этом исключена возможность пригорания, т.к. доваривается продукт уже без огня. Пример: для приготовления рисовой каши и чая, автоклав доверху заполняется водой, закрывается крышкой и ставится на два примуса. После закипания часть воды отливается в котелок и заваривается чай, а в автоклав закладывается рис, соль, закрывается крышкой и на огне двух примусов создается избыточное рабочее давление внутри камеры. Затем рис готовится в течение 4 минут на одном примусе, а дальше доваривается уже без огня 7-10 минут. Такая последовательность приготовления пищи наиболее быстрая и экономичная. В городах Душанбе, Комсомолобад, Калай-Хумб, Хорог в магазинах имеется весь ассортимент продуктов, кроме тушенки и гречки. На участке г. Хорог - пер. Койтезек во всех магазинах имеется топленое масло. На участке пути г. Хорог - г. Ош в магазинах имеются продукты только первой необходимости: хлеб, сахар, консервы рыбные, молочная смесь "Малютка". Ниже приводится примерное меню на 3 дня со среднесуточной калорийностью 4000 ккал за участника. День 1 - 23972 ккал (3995 ккал на одного участника)
День 2 - 24025 ккал (4004 ккал на одного участника)
День 3 - 23931 ккал (3988 ккал на одного участника)
Список продуктов
Вопросу подбора снаряжения мы придавали большое значение. Мы поставили перед собой цель - максимально полно обеспечить группу всем необходимым. При комплектования снаряжения исходили из принципа: "Что нужно". Поэтому заранее, еще с осени 1980 г., начали подыскивать и изготавливать снаряжение для предстоящего похода. Основными критериями при подборе снаряжения были следующие:
Самая главная единица снаряжения - это средство передвижения - велосипед, поэтому к подготовке машин подходили с особой тщательностью. Велосипед. В отличие от большинства предыдущих походов, где каждый подбирал и комплектовал свой велосипед в зависимости от своих вкусов и возможностей, в походе по Памиру мы несколько изменили подход к этому вопросу. Оставив окончательный выбор конструкции велосипеда за его владельцем, тем не менее ввели ряд необходимых условий и требований:
Рамы на всех велосипедах была от спортивных шоссейных машин В-555 "Старт-шоссе" и "Чемпион", за исключением одного участника, у которого, в силу антропометрических особенностей, велосипед был оснащен открытой рамой производства Львовского велозавода. Колеса на всех велосипедах - легкодорожные с дюралевым коробчатым ободом на 27 дюймов. Камеры - нового образца безстыковые с автомобильным золотником (исключение составлял один велосипед см. "Эксперимент Камера"). Покрышки на всех велосипедах 27 х 1 1/4 В-3. Все велосипеды имели передаточное соотношение - ведущие шестерни 40:44, ведомые шестерни 16:20:24:28. Седло - кожаный чепрак с пружинными амортизаторами. Руль - спортивного типа, на двух велосипедах поставлен изгибами вверх. Тормоза клещевые с центральной и боковой тягой. На трех велосипедах были использованы полые оси от спортивных втулок с эксцентриковыми зажимами. Багажники стандартные от дорожных велосипедов, на одном велосипеде самодельный из титановой трубки 8 мм, конструкции горьковских велотуристов, переделанный под велобаул. Дополнительные приспособления - флягодержатели, нарульные сумки, подрамная сумка для кинокамеры. Самодельное снаряжение.
Большая часть снаряжения, использовавшаяся в походе была изготовлена своими силами, некоторые из них имеют приоритет на внедрение: 1. Двухскатная палатка (автор Ермолаев С.В.). Классический вариант. По сравнению с "Памиркой", несколько увеличена ширина и уменьшена высота в коньке, а также высота боковых стенок. Дно изготовлено из ткани "Болонья", боковые стенки и торцы из плотного парашютного капрона, скаты крыши из легкопродуваемого капрона. Застежка на молнии и клевантах. В качестве оттяжек применена корда для бадминтона. Через центральную коньковую растяжку перекидывается полиэтиленовый тент и закрепляется за четыре боковых колышка. Расстояние между тентом и скатами крыши 160 мм. Вместимость палатки 4 человека.
Вес палатки без принадлежностей - 800 гр. Вес палатки с чехлом, набором колышек, стоек и полиэтиленовым тентом - 2,0 кг. Колышки из тонкостенной дюралевой трубки 8 мм - 200мм Стойки - составные из двух полиэтиленовых труб 20 мм и одной (центральной) 25 мм. 2. Трехскатная палатка (автор Кузнецов С.А.). Форма основания палатки - правильный пятиугольник, в боковом сечении - треугольник. Палатка устанавливается на одной стойке при помощи пяти растяжек. Палатка целиком изготовлена из парашютного капрона, застежка на молнии. Вместимость - 5 человек, причем остается достаточно места для вещей в углах палатки. Стойка палатки составляется из трех велосипедных качков при помощи переходных муфт из легкого алюминиевого сплава Д16Т.
3. Автоклав походный (автор Ермолаев С.В.) - изготовлен из алюминиевого таза. Приварено дно из дюраля. Прорезано отверстие под крышку и усилено дюралевым кольцом толщиной 4 мм. Крышка применена от скороварки промышленного изготовления. Изменено крепёжное приспособление из бокового зажина на центральный, с распором двумя винтами в края автоклава. Вес пустого автоклава - 1,5 кг. Ёмкость - 8 л. Время закипания на 2 примусах 8 л воды на высоте 3500-4000 - 20 минут. Преимущество применения автоклава в высокогорном походе очевидно. Из-за низкого барометрического давления на высотах около 4000 м температура кипения воды понижается до 8О°С, поэтому сварить на высоте без плотно закрывающей котелок крышки такие продукты, как рис, горох, макароны, бывает невозможно. В автоклаве же давление остается постоянным. к тому же оно выше нормального атмосферного. После создания рабочего давления внутри камеры, рис, например, при работающих примусах варится в течение 5 мин. и еще 7-10 мин. доваривается без огня, под давлением. Кроме полного сохранения питательных свойств продуктов, при варке в автоклаве значительно экономится топливо, что важно при прохождении по малонаселенной местности. Экономия топлива происходит также из-за своеобразной формы сосуда - плоское широкое дно, рассчитанное для работы на двух примусах, и сужающиеся кверху стенки. Своей формой автоклав приближается к полусфере - самой экономичной форме варочной посуды. Кроме своего прямого назначения автоклав можно применять в качестве емкости для перевозки воды, а также везти с собой недоеденный завтрак или обед, не выбрасывая оставшееся. При раннем выходе на маршрут можно также приготовить пищу с вечера. В автоклаве она остается теплой до утра.
4. Вулканизатор (веловулканизатор) походный. Предложенный и использованный в походе веловулканизатор походный (автор Шакиров З.З.) применен в наших походах впервые. Обычно прокол велосипедной камеры чинят способом холодной вулканизации, то естъ приклеивая заплату с помощью резинового клея. Гораздо надежнее способ горячей вулканизация, применяемый при починке автомобильных камер. Предлагаемый вулканизатор предназначен для ремонта велокамер в походных условиях. Веловулканизатор исполнен в виде струбцины с чашкой для сжигания сухого горючего ("сухой спирт"). Место повреждения зачищается, на область прокола накладывается пластинка сырой резины диаметром 12-15 мм и камера зажимается в вулканизатор с помощью поджимного винта. В чашке сжигается таблетка сухого горючего, после чего камера готова. 5. Нарульный кронштейн с амортизатором для крепления альтиметра - приспособление предложено и изготовлено Шакировым З.З. До этого применялось уже в двух велосипедных походах. Оберегает прибор от тряски и ударов. Нарульное крепление кронштейна обеспечивает оперативный контроль за изменением высоты. 6. Велобаул походный. У трех участников полностью самодельные конструкции, с креплением наплечных ремней, обеспечивающие возможность переноски велобаула на спине, как рюкзака. У других трех участников - перешиты из готовых рюкзаков, также с сохранением наплечных ремней и боковых карманов. Преимущества велобаула перед обычным рюкзаком несомненны. В пользу баула говорят такие доводы:
7. Личная походная посуда У всех участников личная посуда состояла из миски, пластикового стакана, ложки. Миска изготовлена из легкой консервной банки из под кильки. Вес миски - 40 гр., емкость - 0,5 л. Удобно сочетание двух таких мисок, вставленных одна в другую - наружная миска почти не нагревается, когда во внутренней налит кипяток. Пластмассовый стакан -в качестве стакана применена упаковка от лекарственного препарата "Blemaren" производства ГДР. Удобство стакана состоит в том, что он имеет широкое горлышко с герметично закрывающейся крышкой. Вес - 50 гр., емкость - 0,5 л. Такой стакан можно использовать как дополнительную фляжку для воды, а также перевозить в нём любую жидкую или твердую пищу. Ложка - легкая алюминиевая (удобно доставать консервы из банки) или деревянная (не нагревается)
8. Спальный мешок - одноместный, неразъемный. Оболочка изготовлена: низ из «болоньи», верх из парашютного капрона. В качестве наполнителя применен сипрон толщиной 25 мм, обладающий малой гигроскопичностью. Внутренняя оболочка из лёгкого капрона. Застежка - молния, вшита в боковой шов. Вес спальника - 1,5 кг, теплоемкость как у пухового. 9. Сипроновая куртка + "слоновья нога" - комбинация куртки с пристегивающейся «ногой», позволяет сэкономить вес и объем личного снаряжения. Теплая сипроновая куртка в походе служит по своему прямому назначению, пристегнув к ней "ногу" - превращается в спальный мешок. Вес куртки - 1,2 кг, вес "ноги" - 0,8 кг. Такие куртки были у двоих участников. 10. Анорак - являлся командной формой участников. Анораки у двух участников были изготовлены из белого парашютного капрона, у четверых - из плотной белой хлопчатобумажной ткани. На спине - эмблемы велотуристов г. Казани (автор Ермолаев С.В.). Анорак является солнце- и ветрозащитной одеждой велотуриста.
Групповое снаряжение
Личное снаряжение
Ремнабор составлен и проверен нами на практике предыдущих велопоходов. Всех взятых с собой запасных частей и инструментов оказалось достаточно. Серьезных поломок, влияющих на приведение маршрута на было. Возможно это следствие тщательной подготовки техники к походу и ежедневных профилактических осмотров велосипедов. Перечень характерных поломок:
Эксперимент "Баллон" Из отчетов предыдущих памирских велопоходов было известно, что клееные велокамеры (стыки) крайне ненадежны и на высоте теряют герметичность. Поэтому все велосипеды участников имели бесшовные камеры нового образца с вентилем автомобильного типа. Один велосипед в порядке эксперимента был оснащен обычными камерами (с клеёными стыками), с пятью клеёными заплатами. Внутрь этих камер было залито до 10 куб. см. глицерина (предложение З.З. Шакирова). Глицерин обеспечил герметичность не только всех клееных швов, но и надежность обычно вентиля (резинового). Кроме того глицерин сохраняет эластичность резины камеры, что особенно ценно в крайне сухом воздухе памирского высокогорья.
Итого: 949 рублей Часть VI. Медико-биологические исследования в походе 6.1. Влияние физической нагрузки в походе на организм туриста Медико-биологические исследования на Памире явились продолжением исследований, начатых в предыдущих походах, и проводились с целью: а) изучения нагрузок, возникающих в велопоходе и степени их влияния на организм туриста б) разработка на основе полученных данных дополнительных критериев оценки категории сложности велопоходов. Памирский тракт является самым высокогорным велосипедным маршрутом в стране. Пребывание и физическая работа на высотах 4000 м накладывает свой отпечаток на работу всех систем организма (6.2.) Поэтому мы хотели узнать также и степень адаптации организма к условиям высокогорья и определить некоторые меры, влияющие на нее как в подготовительный период, так и во время самого похода. До похода произвели антропометрию каждого участника, измерили силу кисти, становую силу, спирометрию, вес, определили физическую работоспособность на велоэргометре, при помощи теста PWC170. В покое и после дозированной нагрузки сняли электрокардиограмму, измерили артериальное давление и ЧСС, определили максимальное потребление кислорода (МПК), сделали анализ крови на гемоглобин и ферментные элементы. Все обследования проводили за день до отъезда в лаборатории Казанского государственного педагогического института. Предпоходная готовность оказалась следующей: высшая работоспособность была 1781 гкм/мнн, низшая - 1180 кгм/мнн, средний результат по группе - 1370, Худшая работоспособность была замечена у участника, не имевшего опыта совместных походов с остальными членами группы. Средний же результат схоженной части группы был равен 1498 кгм/мнн. Функциональная проба на велоэргометре показала быструю восстанавливаемость организма после дозированной нагрузки, что наряду о высокой работоспособностью указывало на хорошую тренированность. Достаточно высоким показатель был и относительный работоспособности (PWC170/P(вес)); он равнялся 20,7кгм/мин/кг, что являлось самой большой цифрой предпоходной готовности за все предыдущие годы исследований. Все это дало нам основания предполагать, что функциональная физическая готовность позволит справиться с походной нагрузкой. В походе исследования были продолжены. Три раза в день измерялся пульс, два раза - артериальное давление. Утренний пульс показывал исходный уровень на весь день и в тоже время показывал степень восстановления после нагрузки предыдущего дня. Дневные и вечерние измерения определяли воздействие нагрузок в течение дня. Каждый третий день проводили функциональную пробу, состоящую из 20 приседаний. Пульс является зеркалом нашей физической подготовки. В то же время это самый доступный метод измерений, не требующий никаких специальных приборов. Данные пульсометрии на маршруте помогали нам варьировать дневную нагрузку. Функциональные пробы показывали реакцию организма на нагрузку похода. В нашем походе быстрое восстановление пульса и давления уже на второй минуте началось у участников после 12-го дня пути. По окончании путешествия все измерения были повторены, часть из них сразу же на второй день в местном диспансере. Антропометрические данные и динамометрия изменились в незначительной степени. Участники потеряли в среднем 1,0 - 1,5 кг веса. ЧСС понизилась, что указывает на повышение уровня тренированности спортсменов. Артериальное давление, практически, осталось на прежнем уровне. Под воздействием похода работоспособность возросла в среднем на 160 кгм/мнн. Данные медико-биологических исследований в велопутешествии позволяют сделать некоторые выводы:
При PWC170 ниже 1400 кгм/мнн этот поход был большой перегрузкой на организм. Сопоставляя данные альтиметрии с данными медико-биологических наблюдений в походе, мы обнаружили зависимость между отношением суммы высот подъемов, набранных за день, к количеству километров, пройденных в этот день и функциональными сдвигами в организме. Коэффициент корреляции между этими величинами равен 0,7, что указывает на тесную их зависимость. Полученное отношение показывает количество набранной высоты на каждом километре пути. Его мы условно назвали коэффициентом «сложности». Связывая этот показатель с временем прохождения, можно получить коэффициент «напряженности» похода. Полученные данные полностью подтверждают данные исследований предыдущих лет. Такая зависимость сохраняется в походах как на равнине средней полосы России, так и в горных районах. Систематизируя результаты исследований, мы попытались дополнить критерии оценки категории сложности в велотуризме, введя к «общим» километрам и дням коэффициент сложности. I к.сл. 0 - 2,5 м на 1 км пути в течение 6 дней II к.сл. 2,5 -3,5 м на 1 км пути в течение 8 дней III к.сл. 3,5 - 5 м на 1 км пуни в течение 10 дней IV к.сл. 5,0 - 7,0 м на 1 км пути в течение 13 дней V к.сл. 7,0 м и выше на 1 км пути в течение 16 дней. В данном походе К = 10. 6.2. Вопросы акклиматизации, состояние здоровья и медицинское обеспечение Памир относится к высокогорному району, где велопоходы проходят в зоне полной акклиматизации (по Е. Гиппенрейтеру). Основным фактором неблагоприятного воздействия на организм велотуриста является недостаток кислорода ввиду разреженности воздуха. Пониженное количество кислорода ведёт к гипоксии, т.е. к недостаче его в тканях организма. Гипоксия снижает все обменые процессы, уменьшает физические возможности спортсмена и стойкость против инфекции и охлаждения, ухудшает процессы пищеварения и усвояемость пищи. Гипоксия в совокупности с интенсивной солнечной радиацией, высокой температурой и низкой влажностью воздуха, резким перепадом температуры между днем и ночью, сильными ветрами и электризацией воздуха приводит к развитию горной болезни. Первыми признаками горной болезни являются общая усталость, сонливость, головокружение, одышка, нарушение пищеварения и другие. Организм человека в условиях гипоксии мобилизует все свои приспособительные реакции и справляется с кислородной недостаточностью и другими воздействующими факторами - это явление называется акклиматизацией. Для успешной акклиматизации требуется постепенный набор высоты в течение определенного времени. Так, например, Ю. Владимиров рекомендует для горников-туристов со средним уровнем подготовки 5-6-дневный цикл набора высоты до 2000-3000 метров. Данная рекомендация была нами учтена при разработке маршрута на участок Душанбе - Хабуработ - Хорог. Запланировав частый (более шести раз) прием пищи. С первого дня пути все участники получали:
Целесообразность применения витаминов в спортивной практике бесспорна. Витамины являются веществами, влияющими на тканевой обмен, т.е. без них не могут протекать нормальные биохимические процессы. В пище не всегда имеется достаточное количество витаминов. Поэтому их приходится вводить дополнительно в виде лекарственных препаратов. Особенно сильно и разносторонне действие поливитаминов, т.е. препарата, состоящего из комбинации нескольких витаминов. Поливитамин "Гендевит" содержит комплекс витаминов, способствующих правильному обмену веществ в скелетных и сердечной мышцах, особенно при тяжелых физических нагрузках, нормализует кроветворение и созревание эритроцитов, укрепляет легочные пути, улучшает углеводный обмен и деятельность желудочно-кишечной стенки. Аскорбиновая кислота, или витании "С" участвует в окислительно-восстановительных процессах, в углеводном обмене, который является основным энергетическим процессом. Применяют аскорбиновую кислоту в спортивной практике для увеличения физической работоспособности. Элеутерококк относится к группе средств. тонизирующих центральную нервную систему (жень-шень, лимонник, заманиха, родиола розовая, аралия, левзея и другие). Стимулируя сердечно-сосудистую систему и дыхание, препараты этой группы повышают работоспособность, предупреждают переутомление. Оротат калия является стимулятором обменных процессов, в основном белкового, то есть участвует в синтезе мышц; калий препарата обеспечивает ритмичную работу сердца. Первые проявления действия высоты начались за Хорогом, т.е. при подходе к высоте 3000 м: легкая головная боль, недомогание, эпизодический безболезненный жидкий стул (понос). Нарушений аппетита не отмечалось. Все эти явления продолжались в течение 7-10 дней, то есть при прохождении высокогорного участка маршрута. Никаких симптоматических (направленных против отдельных проявлений болезни) средств не применялось. Известно, что общепринятые симптоматические средства (например, амидопирин или эскофен при головной боли) не рекомендуется употреблять, находясь за рулем, так как могут возникнуть потеря координации, головокружение, сонливость. У одного из участников на высоте 4000 м (в районе Аличура) возникли клинические признаки начинающегося воспаления легких, которое удалось остановить назначением комплекса медикаментов (супрастин, теофедрин, аскорбиновая кислота, антибиотики, обильное питье горячего чая) и отдыхом на полудневке. В дальнейшем состояние его здоровья было в пределах нормы. Все вышеперечисленные проявления гипоксии прекратились на высоте ниже 3000 м, то есть после пер. Талдык. Мясо относится к трудноперевариваемому продукту, особенно при ухудшении процессов пищеварения в условиях гипоксии. Поэтому мы старались больше употреблять сыр, который, являясь полноценным питательным белковым продуктом, переваривается гораздо легче и быстрее мяса. Кстати, и местные жители (таджики и киргизы) полагают, что в горах вместо мяса лучше употреблять сухой кисловатый сыр - "курут". Анализ формулы белой крови указывает, что участники перенесли не только длительные, но и тяжелые физические нагрузки (по А.Г. Дембо и Г.М. Куколевскому). За время похода каждый потерял в среднем 1 кг массы тела. Известно, что тяжелые физические нагрузки ведут к существенным изменениям показателей красной крови. Так, например, отмечается значительное снижение уровня гемоглобина. Эти явления отмечены нами и в предыдущих велопутешествиях. (Кавказ - IV, Алтай - V). В связи с этим три участника, у которых в прошлом было отмечено снижение гемоглобина, во время данного велопохода получали железосодержащий препарат в профилактической, поддерживание и дозе. В качестве такого препарата применялся ферамид по 1 табл. (0,1) 3 раза в день в течение всего похода. У двоих участников после похода отмечено увеличение уровня гемоглобина. У третьего гемоглобин снизился на 0,5 гр.%. По-видимому, это связано с ухудшением всасываемости препарата в результате нарушения функции кишечника (понос отмечался у него в большей степени, нежели у других). Рекомендации:
Симптоматические препарата использовались редко, полностью были израсходованы только витамины и профилактические средства - ферамид, оротат калия, элеутерококк, смягчающе мази и кремы. Часть препаратов аптечки была использована для оказания медпомощи местным жителям. Шакиров З.З., будучи врачом, постоянно консультировал жителей по медицинским вопросам, в которыми они обращались, узнав, что он медик и хирург по образованию. Из литературы и анализа несчастных случаев в походах известно, что самым опасным заболеванием в горах является отек легких. Ниже мы приводим таблицу различий основных признаков между горной болезнью и высокогорным отеком легких ( по М. Миррахимову):
Научные публикации, посвященные вопросам медицины и физиологии велотуризма, основанные на материалах казанских туристов
Часть VII. Общественно-полезная работа на маршруте 7.1. Материалы по истории Памирского тракта, собранные в походе
Памирский тракт это живая история братской дружбы народов Советского Союза, это символ мужества и героизма простых советских тружеников. Столетиями лишь верблюжья тропа соединяла Памир с остальным миром. Раз в год по головокружительным кручам проходил караван, который вез из Оша продукты жителям восточного Памира. В июне 1931 г. Совет Народных Комиссаров принимает решение о начале строительства автодороги Ош-Хорог. 10 июля 1931 г. в городе Ош создается Управление "Памирстрой".Специального разработанного проекта дороги не было; строительство велось одновременно с разработкой проекта на основании изысканий 1928-30 г.г.
Дорога прокладывалась, в основном, по трассе существовавшей караванной тропы. Руководство стройкой было поручено старому большевику, участнику гражданской войны Науму Яковлевичу Фецермессеру. В первый год было завершено строительство участка Ош - Сарыташ. Оно велось в тяжелых условиях высокогорья, без необходимой техники и стройматериалов, с помощью кетменя и кирки. За 1931-32 г.г. были произведены полные изыскания и разработка первоначального проекта строительства дороги Ош-Хорог. В следствие сжатых сроков строительство велось с большими отклонениями от проекта. Трудностями этого периода являлось и то, что басмаческие банды всячески препятствовали строительству дороги, разрушали мосты, дорожные сооружения, так что строителям приходилось одновременно бороться и с басмачами. К 16-й годовщине Великого Октября все основные работы по строительству были завершены. Путь, который верблюжий караван проходил только в один конец из Оша до Хорога за 35 суток, грузовая машина преодолевала за два дня. "Дорогой дружбы" назван Памирский тракт не случайно. По призыву партии на стройку приехали русские, киргизы, таджики, узбеки, украинцы. Среди них было много и наших земляков-татар. До сих пор помнят здесь бригады рабочих-татар, которые работали на самых сложных высокогорных участках. Многие из тех, кто приехал в 30-е годы на стройку, остались жить здесь навсегда. Среди них, например, славная династия семьи Шакировых. С 1931 г. трудится на тракте дорожным мастером уроженец Рыбно-Слободского р-на ТАССР Шакиров Хамит Музафарович; несмотря на пенсионный возраст, избран парторгом своего участка. Сын его - Юлдус Шакиров - инженер в Управлении Памирского тракта; здесь же трудится и дочь. Брат Шакиров Абдулхай около 30 лет является наставником шоферов Памирского тракта, работая инструктором-преподавателем автодела; в этом года за неоднократную победу в соцсоревновании премирован легковой автомашиной. Немало трагических моментов было в истории Памирского тракта. В благодарной памяти жителей Мургаба и пограничных кишлаков навсегда сохранятся события осени 1935 г. Зима пришла на 2 месяца ранее обычного. Дорога скрылась под снежным покровом, который местами достигал 20 метров. Автопоезд из 75 машин с продуктами оказался в снежной ловушке. Мургаб и соседние селения были обречены. Со стороны границы подходили басмачи. Радиограммы сообщали: на Памире 50 градусов мороза. В Алайской долине свирепствуют бураны. О трагедии сообщили в Москву. ЦК партии принимает срочное решение о направлении экспедиции по спасению жителей от голодной смерти. Телеграмма от правительства: "Ташкент замкомандующему войсками Городовикову. Вы назначаетесь чрезвычайным уполномоченным Совета Народных комиссаров СССР по координированию военных и гражданских властей для обеспечения доставки хлеба жителям Памира и восстановлению связи.
Ока Иванович Городовиков, легендарный герой гражданской войны, близкий соратник С.М. Буденного и К.Е. Ворошилова, прибыл со своими саперами в Ош.Здесь срочно была организована постройка 18 санных прицепов, снежных плугов. Первые 160 километров экспедиция прошла быстро, однако перевал Талдык сразу взять не удалось. Каждый метр давался с трудом. От перевала Талдык до пер. Кызыл-арт экспедиция прошла за 4 суток. Весь поход до Мургаба занял около 15 дней. Вечером 15 января 1936 г. головная колонна доставила первые 140 тонн хлеба. До 1934 года не было никакой связи. К началу 1936 года на всем протяжении тракта имелось лишь 5 домиков дорожных мастеров. С 1960 г. Горно-Бадахшанская область обеспечена круглогодичной автотранспортной связью. За огромные успехи в деле освоения Памира и в честь 50-летия Указом Верховного Совета СССР от 2 июля 1981 г. Управление автомобильной дороги "Памирский тракт" награждено орденом "Дружбы Народов". 7.2. Материалы об участии 1-й Приволжской татарской бригады в борьбе за Советскую власть Весной 1919 года молодая Советская республика оказалась в чрезвычайно трудном положении. Колчак во главе многотысячной армии повел наступление против республики Советов с востока. В этот грозный час трудящиеся Поволжья проявили высокую сознательность, теснее сплотились вокруг Коммунистической партии и Советской власти, тысячами шли в ряды Красной Армии. Одно из почетных мест среди национальных формирований Красной Армии занимает 1-я Приволжская татарская бригада, внесшая большой вклад в разгром южного фланга армий Колчака и контрреволюционных сил в Туркестане. В боях за Советскую власть бригада прошла от Волги через казахские степи до Тянь-Шаня, подавляя контрреволюцию в Средней Азии. Близость языка, национальных народных обычаев и традиций способствовали лучшему контакту красноармейцев с местным населением, что особенно помогло в разгроме басмачей в Бухаре, Фергане, Оше, на Памире. До сих пор живы люди, которые помнят те боевые годы и красноармейцев-татар. В Оше живет бывший командир добровольческого отряда Базар-Курганской и Наукатской зоны Чернецов Евгений Васильевич, ныне персональный пенсионер. Шаякуб Нагимов из Хорога принимал активное участие в разгроме банд басмачей в районах Калаихумба, Рушана, Хорога; он вспоминает своего соратника, погибшего в борьбе с басмачами, Сайфутдинова, татарина по национальности. Худояр Байков, живущий в кишлаке Имам, воевал под командованием татарина Акзама Зарифуллина; они воевали на участке Ишкашим-Лянгар с басмаческими бандами; позже отбили нападение отряда из 300 китайцев. На маршруте всеми участниками строго соблюдались правила охраны природы. На протяжении всего маршрута пища готовилась на примусах, без разведения костров. Для установки палаток имелся комплект легких разборных стоек и колышков. Пустые консервные банки обжигались на примусе и закапывались.
К охране природы можно такие отнести:
Часть VIII. Выводы и рекомендации Маршрут Душанбе - Хорог - Ош неоднократно пройден велотуристами страны. Соответствие его V категории не вызывает сомнений. Это подтверждает коэффициент "сложности" данного маршрута, определенный на основании данных альтиметрии. Он оказался равным "10", что превышает средний коэффициент "пятерки", по предложенной нами шкале (см. 6.1.). К тому же на Памирском маршруте кроме общих факторов прибавляются еще и специфические высокогорные "памирские" факторы определяющие сложность маршрута. Прохождение маршрута в обратной направлении менее предпочтительно. Резкий подъем высоты не позволит достаточно полно акклиматизироваться, что может повлечь за собой острую форму горной болезни. Поход лучше заканчивать не в г. Ош, а в Андижане. Это удлинит маршрут на 50 км, зато намного легче будет уехать поездом и отправить багаж. Андижан также связан авиарейсами с Москвой, Ташкентом и многими другими городами. Памирские маршруты лучше проходить не позднее августа месяца. В сентябре возможно впадение снега и заморозки до 15°С ночью. В июле месяце очень жарко на первой половине пути (до Хорога), зато не холодно на второй (Хорог - Ош). Из отчетов предыдущих групп и литературы мы знаем, что из-за чрезвычайной сухости воздуха и сильной инсоляции, трескается кожа на лице и руках, сильно обветриваются губы. В нашей группе ни у одного из участников этого не происходило. В качестве гигиенических защитных средств мы применяли, и рекомендуем всем, следующее:
Относительно кино-фотосъемок в горах:
Настоятельная рекомендация применять "знаки безопасности". На шоферов они действуют "стопроцентно". На первой половине маршрута вполне вероятна встреча с ядовитыми насекомыми и змеями. Применять все меры предосторожности во время отдыха и при установке бивуака (4.7.) В случав укуса немедленно отсасывать ртом кровь из ранки (яд опасен только попав в кровь, в щелочной среде он нейтрализуется) и срочно эвакуировать на попутной машине в лечебное заведение. Уже неоднократно упоминалось во многих отчетах о крайней антисанитарии в столовых, встречающихся на пути. Пользование их услугами следует свести на маршруте к минимуму. У людей, первый раз попавших в такие условия, расстройство желудка от непривычных блюд и влияния высоты практически обеспечено. Лучше готовить пищу самим. Это займет чуть больше времени, зато избавит от необходимости принимать лекарства. При непредвиденных обстоятельствах и аварийной ситуации искать помощи у дорожных мастеров или у шоферов Памирского тракта. Они чрезвычайно приветливы и доброжелательны ко всем, кого застигла беда в дороге. Для большей пользы и интереса самого путешествия необходим максимальный контакт с местным населением. Подробные рекомендации по питанию, снаряжению, медицинскому обеспечению приведены а соответствующих главах отчета. 9.1. Перевод некоторых географических названий
Акбайтал - Белая кобыла 9.2. Словарь наиболее употребительных слов для общения с местным населением
Здравствуйте! - Салом алейкем! Памирцы очень приветливый, доброжелательный и гостеприимный народ. При общении с местным населением следует знать обычаи и традиции этих мест, которые следует неукоснительно выполнять.
9.4. Таблица среднемесячной температуры (°С)
9.5. Фотографии "Памирские сюжеты" 9.6. Материалы, подтверждающие общественно-полезную работу Основная литература по походу
Специальная литература по вопросам медико-биологических исследований
|