Татарский областной совет по туризму и экскурсиям Казань 1977 1. Состав группы 1. Состав участников путешествия
2. Справочные сведения о путешествии
Вид туризма: горный п. Ванч - п. Дальний - лед. Скрытный - п. Дальний - лед. Географического общества - лед. Красноармейский - пер. Розмирович (2А, 5090) - лед. Федченко - пер. Кашал-Аяк (2Б, 4330) - ЛГО - р. Правый Дустироз - пер. 1000 взрывов (3А, 5050) - пер. Абдукагор (2А, 5080) - лед. Федченко - лед. Витковского - пер. Находка (3А, 5800) - лед. Верхний Муз-Кулак - лед. Грум-Гржимайло - пер. Холодный (1Б, 4600) - р. Хавраз-Дара - к. Кудара - г. Ош. При подготовке к путешествию по району Центрального Памира группа ставила перед собой определённые цели и задачи: Подготовка к путешествию. При разработке маршрута, учитывая суровость и значительную высотность Центр. Памира, группа старалась приобрести максимум знаний по новому для неё району. Было прочитано много различной литературы, руководитель группы неоднократно консультировался с мастером спорта Черноусовым Б.Б. из г. Йошкар-Ола, побывавшем на Центральном Памире в 1972г. Из отчётов, находящихся в Московском клубе туристов, Моногарова, Волкова, Бабиежи, Юцявичуса, Остроухова группа получила хорошее представление о районе путешествия. По нитке маршрута хорошую консультацию группа получила от Гранильщикова Ю. В подготовительный период группа систематически тренировалась вместе. Общефизическая подготовка включала в себя учебно-тренировочные походы, соревнования по ориентированию, технике горного туризма, спортигры и т.д. Техническая и тактическая подготовка заключалась в тренировках на снежных, травянистых и осыпных склонах. Скалодром на р. Волге в районе Камского устья использовался для тренировок и соревнований. Большинство участников путешествия работало в качестве инструкторов на семинаре подготовки инструкторов горного туризма, который проводился Тат. Советом по туризму и экскурсиям. Все члены группы прошли полный медицинский осмотр в Татарском республиканском физкультурном диспансере. Хорошая подготовка к путешествию обеспечила выход на маршрут в срок, с хорошим настроением и уверенностью в собственных силах. Акклиматизация. Подготовка организма к быстрой акклиматизации началась задолго до выезда в горы. Тренировочные походы, кроссы, участие в соревнованиях, плавание подготовили организм к перегрузкам. Сама акклиматизация началась на маршруте. До выхода на основную часть маршрута группой был запланирован двухдневный радиальный выход с целью организации заброски на озеро под лед. Скрытный. Быстрый набор высоты (до 3800 м) и затем резкий сброс, с последующим постепенным набором её в течение последующих дней, хорошо отразились на самочувствии группы. Уменьшение веса рюкзаков при выходе на основную часть маршрута, благодаря заброскам, обеспечило некоторую безопасность при прохождении перевалов и хорошее врабатывание организма. Заключение о группе. Все участники путешествия справились с техническими и тактическими нагрузками при прохождении сложных участков маршрута. Благодаря хорошей акклиматизации, на наиболее высотных участках маршрута группа оставалась работоспособной. Отношения в коллективе сложились хорошие. Группа дружно, без срывов, аварий и в срок прошла сложный маршрут. 4. Краткая физико-географическая характеристика района Памир - обширная горная страна в центре Азии, в тоже время это узел, к которому сходятся отроги нескольких величайших хребтов Азиатского материка: Гиндукуша, Кунь-луня, Тянь-Шаня. На карте Памир имеет форму четырёхугольника, сплошь начерченного коричневыми линиями хребтов и голубыми пятнами ледников. Большая часть Памира принадлежит Советскому Союзу и только Кашгарские горы (КНР) и Ваханский хребет (Афганистан) находятся за его пределами. Памирское нагорье - самое высокое из всех горных поднятий Советского Союза. Пик Коммунизма, высочайшая вершина СССР, поднимается на высоту 7482 м, пик Ленина - 7134 м, пик Корженевской - 7105м. В зарубежной части Памира гора Конгур имеет высоту 7719м., Мустагата - 7546м. Площадь оледенения Памира (превышает 8000 кв. км.) очень велика, как и размеры его ледников, из которых 1085 имеют длину более 15 км. На Памире находится самый крупный ледник Советского Союза и один из крупнейших ледников в мире - ледник Федченко, длина которого 77 км и площадь, включая сборный бассейн, около 990 кв.км. Советская часть Памира делится на две резко отличные по характеру рельефа и природе области: Восточный и Западный Памир. Восточный Памир - высоко поднятое пустынное нагорье с широкими долинами и котлованами. Над пологими днищами долин поднимаются сглаженные, полуразрушенные на высоте горы. Склоны их и долины покрыты осыпями и моренами - следами ныне исчезнувших мощных ледников. Долины подняты здесь на высоту 4000 м, вершины достигают 5000-5800 м. Современных ледников здесь почти нет, только несколько более высоких хребтов - Музкольский, Зулумарт и другие своими снежными вершинами вносят разнообразие в монотонный пейзаж. В центре Восточного Памира на высоте 3941 м находится одно из крупнейших в мире высокогорных озёр - Кара-Куль, площадью 383 кв. км. Необычайная сухость климата (в некоторых долинах годовое количество осадков не превышает 40 мм) наложила отпечаток на всю природу этой страны. Растительность приспособилась к трудным условиям существования, к резкой смене температур дня и ночи, к холодной длительной зиме, к недостатку влаги, Основные виды растений это терескен и различная полынь. Ландшафт Западного Памира резко отличается от восточной части горной страны. Долины Западного Памира часто представляет собой тесные крутостенные ущелья, почти во всю ширину своих днищ занятые бурными горными потоками. Огромные ледники, тянущиеся на десятки километров, играют здесь исключительно важную регулирующую и питающую роль в годовом стоке рек. Реки Западного Памира относятся главным образом к бассейну Амударьи и играют громадную роль в питании её пустынных оазисов. Западный Памир встаёт барьером на пути западных и юго-западных воздушных потоков, задерживая влагу, и поэтому климат здесь значительно мягче, чем на Восточном Памире. Открытые на запад долины обладают довольно богатой древесной растительностью. Издавна эти ущелья заселены и жители их занимаются земледелием. Животный мир Памира, особенно высокогорных пустынь его восточной части, небогат, но очень своеобразен. Здесь обитают горный баран - архар, сурок, пищуха, памирский заяц. Домашним животным служит як (кутас) - животное хорошо приспособленное к высокогорным условиям. Из пернатых здесь встречаются тибетский улар, тибетский ворон, жаворонок, снежный гриф, индийский (горный) гусь и другие. 5. График движения и техническое описание маршрута
Долина р. Ванч
Долина р. Ванч считается самой широкой и плодородной долиной Западного Памира. Действительно, на всём протяжении (~100км) она имеет многочисленные большие кишлаки с довольно обширными садами и полями. Ванч - река довольно бурная и на всём своём протяжении имеет несколько мостов и бродов. Очень часто меняет русло, разрушая мосты и дорогу. В настоящее время в местах, где дорога часто подмывается рекой, ведётся её прокладка выше по склону долины. Довольно хорошая дорога от п. Ванч идет по левому берегу реки до посёлка геологов Дальний. Ванч - крупное районное село. Здесь имеются магазины, почта, столовая, кинотеатр. При хорошем состоянии дороги до п. Дальний, можно доехать за 7-8 часов. Посёлок Дальний (фото 1) - всего несколько домов. Есть столовая для работников посёлка, пекарня, где можно достать свежего хлеба. Посёлок расположен на высоте 2680 м, на террасе правого берега р. Абдукагор в 200-300 м от устья лед. Медвежий, который перегородил р. Абдукагор. Р. Абдукагор здесь довольно бурная и многоводней, поэтому в 3 км от Дальнего вниз по течению и в 1,5 км от устья ЛГО построен капитальный железобетонный мост, но и он не застрахован от разрушения при летних бурных паводках. Долина р. Абдукагор
От Дальнего вверх по Абдукагору идёт тракторная дорога к геологическим участкам. Вначале она идёт вдоль правобережной морены лед. Медвежий. Затем поднимается на морену и в 3-х км от Дальнего пересекает этот ледник (фото 2). После прохождения ледника дорога серпантином спускается к р. Абдукагор и идёт по её правому берегу (здесь и везде орографически). В месте, где лед. Медвежий перегородил долину Абдукагора, образовалось большое озеро. После первого геологического участка дорога спускается к самой реке и здесь раздваивается. Одна уходит через брод на левый берег и серпантином круто уходит к участку, расположенному очень красиво на гребне высокой скалы. Другая идёт по правому берегу реки и под самым языком лед. Абдукагор также переходит на левый берег (фото 3). В месте развилки дорог через реку переброшен пешеходный мост, после которого путь идёт по хорошей тропе, траверсирующей левый склон долины высоко над рекой. От Дальнего до моста через р. Абдукагор 3 часа пути (здесь и везде чистое ходовое время). Через 30 мин. проходим мимо водопада, падающего с отвесных скал. Еще через полчаса пути выходим на ровную поляну со следами многочисленных стоянок. Дальнейший путь идёт опять по тракторной дороге, которая серпантином поднимается на конечную морену лед. Безымянного и выходит на боковую левобережную морену лед. Абдукагор. Конечная морена лед. Безымянного рассечена очень глубокой промоиной, по дну которой с ледника течёт довольно-таки мощный ручей. После промоины дорога идёт по ровному гребню морены, круто обрывающейся в обе стороны. Два часа пути от поляны со следами стоянок приводят к развилке дорог. Вправо, по валу левобережной морены, лед. Скрытного уходит основная дорога к геологическому участку. Влево идёт тропа к пер. Абдукагор. По тропе спускаемся к реке, вытекающей из лед. Скрытного. После её преодоления идёт подъём на правую боковую морену лед. Скрытного. С гребня морены хорошо просматривается ледопад пер. Абдукагор (фото 4) и пер. 1000 взрывов (фото 5). За мореной находится небольшое красивое озеро с чистой и довольно-таки тёплой водой. У озера ровная песчаная коса - удобное место для бивуака (Н 3850м). ЛГО - лед. Красноармейский
Путь вверх по ЛГО начинается от моста через р. Абдукагор. Перевалив через небольшой контрфорс, тропа выводит к языку ЛГО. Конец ледника с большой амплитудой 100-150 м круто обрывается в долину р. Ванч. Из-под ледника, у его левого борта с шумом вырывается р. Кашал-Аяк, выталкивая из туннеля громадные глыбы льда. Здесь можно увидеть всю мощь ледника Географического общества. От конца ледника тропа идёт между левым склоном долины и ледником. Через 2 часа пути, тропа кончается. Необходимо выходить на ледник, он покрыт мощным бугристый моренным чехлом (фото 6). При выходе на ледник приходится лавировать среди многочисленных поперечных трещин, прежде чем выйти на одну из срединных морен. Их три и они идут по леднику до границы слива лед. Красноармейского с ЛГО. Двигаемся по морене, которая идёт по правому борту ледника. Гребень этой морены наиболее широкий и ровный. До границы слива лед. Красноармейского с ЛГО путь занял 3,5 часа (фото 7).
Напротив нижней части слива лед. Красноармейского ледник ГО разрывается множеством поперечных трещин. Чтобы выйти на лед. Красноармейский, преодолеваем эту зону трещин в течение 1 часа. Ледник Красноармейский открытый и менее захламлён обломочным материалом. Сначала путь наш лежит по срединной морене ледника. Через 1,5 часа она кончается и начинается зона поперечных трещин, это как раз напротив подъёма к пер. Шмидта. Трещины обходятся или перепрыгиваются. На преодоление этого участка потратили 45 мин. Дальше крутизна ледника увеличивается, продолжаем путь по его центру (фото 8). Преодолев некрутой взлёт ледника, выходим опять к участку с многочисленными поперечными трещинами. Отсюда хорошо видны верховья лед. Красноармейский и начало подъёма к пер. Розмирович (фото 9). Путь от ЛГО до начала подъёма к пер. Розмирович занял 5,5 часов.
Перевал Розмирович
Перепал Розмирович расположен в главном хребте Академии Наук. Он соединяет лед. Розмирович (№8) с лед. Красноармейский и находятся на участке хребте между вершиной 5637 м и ложной седловиной пер. Шмидта. Перевал снежно-ледового типа. Подъём на перевал Розмирович с лед. Красноармейский сначала идёт вдоль правого склона отрога, отходящего от главного хребта. Первая ступень ледопада преодолевается по её правому краю (фото 10). Подъём на первую ступень необходимо осуществлять в кошках или с помощью перил. Преодолев ледовый склон 1-й ступени ледопад (крутизна 30-35°) выходим на ровную часть ледника (Н ~ 4300м). Отсюда хорошо видна вторая ступень ледопада и кулуар, который выводит на перевал Розмирович (фото 11).
Спуск с перевала в сторону лед. Розмирович особых сложностей не представляет. Снежный склон, крутизна которого 45°, в 30-ти метрах ниже перевальной точки пересекает бергшрунд. Первый участник с верхней страховкой уходит вниз, навешивая перила (60 м) и организуя нижнюю страховку. По перилам вся группа быстро уходит вниз. Дальнейший спуск до верхнего цирка ледника осуществляем также с перильной страховкой. Цирк сильно заснежен, поэтому двигаемся в связках. Отсюда хорошо виден пер. Розмирович и южное седло пер. Шмидта (фото 13). В месте поворота ледника на север, откуда хорошо виден весь дальнейший путь (фото 14) преодолеваем уступ и выходим на пологий лед. Розмирович, который вливается в ледяную реку лед. Федченко. Путь от перевала до выхода на пологую часть лед. Розмирович занял 1 час. Перевал Кашал-Аяк
Перевал Кашал-Аяк ("Ку-и-кашала-ях" в переводе с таджикского - горы нависающих льдов) находится; на участке главного хребта Академии Наук между безымянными вершинами 5078 м на западе и 5126 м на востоке. Он связывает среднюю часть лед. Федченко с ЛГО. Перевал снежно-ледового типа.
К лед. Федченко с пер. Кашал-Аяк течёт широкий ледник, крутизной до 20°. Ледник закрытый. Необходимо идти в связках. Пер. Кашал-Аяк огромное ровное фирновое плато. На подъём от лед. Федченко до перевала необходимо 1,5 часа. Тура на перевале нет. Ровное плато Кашал-Аяк простирается от перевала на 4-5 км, вплоть до нунатака (скальный остров), разделяющего ледник на две неровные части. Уклон ледника до 10° (фото 15). Отсюда начинаются широко известные ледопады Кашал-Аяка. На спуск с перевала до нунатака 1 час хода. Необходимо выходить примерно к середине скального острова. Для этого используем ледниковую наклонную полку (верхняя ступень ледопада). Выходим прямо к скальному выступу (фото 16). От скального выступа, после предварительной разведки, решаем начать спуск между нунатаком и ледником. Сначала навешиваем перила 20 м до ледяной площадки (фото 17), с неё следует спуск дюльфером 15 м (фото 18) с выходом на ледник (крутизна до 20°), за небольшой площадкой которого начинаются отвесные обрывы. С площадки уходим вправо в широкий ледяной кулуар под громадными отвесными глыбами льда - сераками. При спуске по ледовому кулуару (крутизна 35°) навешиваем перила 50 м. После крутого спуска следует выполаживание.
Долина р. Дустироз
Подход к пер.1000 взрывов идет по долине р. Дустироз. Чтобы попасть в эту долину, необходимо перейти на левый берег р. Абдукагор по мосту, который находится в 3 км ниже Дальнего. Тропа начинается прямо от моста и идёт вдоль бурного потока. Во второй половине дня проход внизу невозможен. Через 1 км пути тропа теряется и мы поднимаемся выше по склону долины. Здесь много скотогонных тропок, которые также часто теряются в высокой траве. Путь до долины р. Дустироз занял 2 часа. Долина Дустироза кончается узким каньоном, перед которым находится естественный мост, который создал лед. Медвежий во время своей незапамятной подвижки (фото 22). Отсюда начинается старая тракторная дорога, которая идет до р.Джанколь-Дара по левому берегу р. Дустироз. Через 1 час пути она выводит к очень красивому водопаду и в этом месте смыта оползнем. Сцементировавшийся склон можно преодолеть, используя вырубленные ступени и максимум осторожности, или обойти по тропе, которая уходит круто вниз и затем опять выводит на дорогу. Ещё час пути и мы выходим к р. Джанколь-Дара, которая представляет собой серьёзное препятствие, особенно во второй половине дня. Много время уходит на поиски места для переправы. Вверх по реке можно не ходить, т.к. здесь путь преграждают серьёзные прижимы. Наиболее благоприятное место для переправы в 150 м ниже выхода дороги к реке. На правом берегу р. Джанколь-Дара - настоящий оазис. Чистая вода, много зелени, различного кустарника и даже деревьев. Здесь когда-то было селение. Дальнейший путь идет по хорошей тропе. До р. Левый Дустироз она в двух местах срезана оползнями. Через р. Левый Дустироз можно перейти рано утром. Днём же, чтобы преодолеть эту реку, необходимо будет подняться по ней выше, до снежного моста. От р. Джанколь-Дара до р.Левый Дустироз 2 часа хода. Затем тропа подходит к древней конечной морене лед. Правый Дустироз (фото 23), серпантином взбегает на неё и здесь теряется. Спустившись с морены, попадаешь в древний цирк лед. Правый Дустироз (фото 24), в котором р. Правый Дустироз разливается на несколько рукавов. Они переходятся вброд. В цирк также можно попасть, идя по руслу р.Правый Дустироз. Отсюда начинается подъём к пер.1000 взрывов. Перевал 1000 взрывов
Перевал 1000 взрывов находится в боковом отроге Ванчского хребта. Он связывает лед. Правый Дустироз с лед. Скрытный, который является притоком лед. Абдукагор. Перевал скально-ледового типа. Подъём к перевалу идет из древнего цирка лед. Правый Дустироз вдоль его правого склона. Впереди мощной стеной встаёт Ванчский хребет. Путь лежит по нагромождениям из камней.
Перевал Абдукагор
Перевал Абдукагор расположен в главном хребте Академии Наук. Он соединяет лед. Абдукагор с верховьем лед. Федченко и находится на участке хребта .между вершинами 5800 м и 6063 м. Перевал снежно-ледового типа. От озера, которое находится под языком лед. Скрытный, путь лежит по левобережной морене лед. Абдукагор. В конце морены тропа выходит на лед и пересекает лед. Обвалов, который вливается в лед. Абдукагор. Тропа прослеживается по турам из камней. За ледником оказываемся на ровной поляне, состоящей из песчаных выносов. Крутой подъём серпантином по левобережной морене лед. Абдукагор и тропа выходит на большую поляну (фото 33). Здесь раньше находился участок геологов. Есть вода и площадки для палаток, отличное место для ночёвки. Путь от озера по поляны занял 3 часа. Совсем рядом изломанные ступени ледопада Абдукагор. Через 30 мин. подъёма по морене выходим на ледник и начинаем подъём на ледопад. Путь идёт по левой стороне ледника между нунатаком и левый бортом, среди разломов и трещин, которые преодолеваются по мостам или обходятся. Очень помогают кошки. На крутых участках ледопада приходится рубить ступени. После подъёма выше уровня нунатака надо выходить ближе к середине ледника. Выше ледопада ледник закрыт, много поперечных трещин. На преодоление ледопада затратили 1 час. Дальше простирается широкое с уклоном 10-15° плато. Необходимо двигаться в связках. Через некоторое время крутизна склона увеличивается до 20°. Это и есть перевальный взлет. Перевальная седловина, до которой 2,5 часа пути после преодоления ледопада, представляет собой громадное ровное снежное поле. Тура на перевале нет. И вообще даже трудно найти самую низкую точку перевала. Крутизна ледника на спуске к основному ложу лед. Федченко составляет 5-10°. Трещин почти нет. До выхода на лед. Федченко 1 час хода. Пересекаем ледник в направлении вершины 5360 м. В верховьях ледника Федченко высятся замечательные пики: Революции, 26 Бакинских комиссаров, Парижской коммуны. Перейдя середину лед. Федченко, попадаем в зону многочисленных озерков. Пришлось обходить ее, поднявшись немного выше по леднику. Наконец выходим на правобережную морену и по ней спускаемся до озера, которое находится на верхней границе слива лед. Витковского с лед. Федченко, где и останавливаемся на ночлег. Чтобы пересечь лед. Федченко, потребовалось 1,5 часа. Каково же было наше удивление, когда на следующее утро мы не обнаружили озера. Вся вода ушла за ночь под лёд. Перевал Находка Перевал Находка расположен в хребте Высокая стена. Он ведёт с лед. Витковского на северную ветвь лед. Верхний Муз-Кулак и находится на участке хребта между вершинами 5972 м и 5526м. Перевал снежно-осыпного типа.
Подъём к пер. Находка идёт по лед. Витковского. Чтобы перейти на правую сторону ледника, необходимо обойти котловину исчезнувшего за ночь озера. Котловина довольно-таки глубокая. Её пересекает правобережная морена лед. Федченко. По ней мы и проходим котловину. В нижнем и среднем течении лед. Витковского полуоткрытый. Идём вверх вдоль правого склона. Крутизна ледника 10-15°. Трещин мало. Путь осложняется только тем, что ледник покрыт кальгоспорами, между которыми много скрытных карманов с водой. Через 3 часа основное ложе ледника поворачивает на юг. Отсюда виден весь подъём к пер. Зимовщиков. Наш же путь лежит в верхний цирк северной ветви лед. Витковского. Преодолеваем крутой взлёт (крутизна до 35°) и выходим на правобережную морену этой ветви. Ещё 3 часа хода. Северный и западный склоны верхнего цирка осыпные и очень ровные. Восточный же, в котором и находится перевал, встаёт мощной скалистой стеной, прорезанной узкими осыпными кулуарами. Зубчатый гребень и узкие кулуары делают похожей её на гребёнку. Поэтому трудно сразу же определить место перевала. На ночлег останавливаемся на правобережной морене. Утром пересекаем ледник, держа направление на третий кулуар от начала восточного склона. Подъём по нему кажется нам более предпочтительным, чем по другим кулуарам. До него 0,5 часа хода. Немногочисленные трещины легко обходятся. Кулуар заканчивается мощным конусом выноса, подъём по которому осуществляется в кошках или при помощи ступеней. Дальнейший подъём идёт по мелкой осыпи. Плитообразные скалы сильно разрушены. Крутизна кулуара 40-45° протяжённость 300 м. Перед выходом на гребень широкий кулуар разбегается на насколько мелких кулуаров. Уходим вправо и оказываемся на перевальной седловине. Она представляет собой каменистую площадку, на которой можно установить несколько палаток. Огромный тур сложен здесь же. Подъём на перевал занял 1,5 часа. В сторону северной ветви лед. Верхний Муз-Кулак перевал обрывается крутой (до 60°) снежно-ледовой стеной. С перевальной седловины уходим влево и начинаем спуск по снежному гребню контрфорса. Спуск по нему напоминает спуск с пер.1000 взрывов. Он идёт такими же каскадами, но их протяжённость намного больше. Везде используем перильную страховку, забивая ледовые крючья, или вырубая ледовые столбики. На спуске преодолеваем два бергшрунда. Спускаемся до места, где правый осыпной склон контрфорса открыт от снега, и по нему выходим в правый цирк ледника. Спуск с перевала до него занял 3 часа. Дальнейший путь вниз идёт по закрытому леднику.
Путь по лед. Верхний Муз-Кулак незатруднителен. Он идёт по гребню левобережной морены вплоть до лед. Грум-Гржимайло и занимает 2 часа. С морены виден подъем на пер. Холодный (фото 35). Перевал Холодный
Перевал Холодный расположен в хребте Холодная стена. Он ведёт в лед. Грум-Гржимайло на лед. Холодная стена, в долину р. Хавруз-Дара. Перевал осыпного типа. Наш путь к перевалу лежит через лед. Грум-Гржимайло. Ледник Грум-Гржимайло - удивительное явление природы. Мощные ледяные гряды, которые тянутся вдоль него на многие километры и покрыты огромными кальгоспорами, делают его одним из самых трудных для прохождения (фото 36, 37). Срединные морены оказываются как бы спрятанными между этими грядами. Во время преодоления этих гряд на подъёмах и спусках приходится рубить ступени. Наконец переходим через высокую правобережную морену и оказываемся на поляне с небольшим озерцом. Здесь много площадок для палаток. Поляна - отличное место для ночлега. Она со всех сторон защищена от ветра. Отсюда и начинается подъём на перекал Холодный. Движение вверх начинаем вдоль потока, впадающего в озеро. Через 0,5 часа начинается крутой подъём. Уходим вправо от потока. Преодолев взлёт, продолжаем путь между небольшим ледником и склоном (фото 38). Дальше следуют два небольших взлёта. Второй из них перевальный. Перевальное седло представляет собой каменную гряду с пологими склонами в обе стороны. Тур расположен здесь же. Путь от озера до перевала занял 1,5 часа. Спуск с перевала в сторону долины р. Хавруз-Дара начинается по каменистому плато (фото 38). Затем следует преодоление котловины, на дне которой находятся два небольших озерка, с последующим выходом на моренный чехол лед. Холодная стена. Справа неприступной стеной встаёт вершина Холодная гора (фото 40). Спускаемся с ледника влево и продолжаем свой путь между ледником и левым склоном долины. Появилась трава. Особенно приятно видеть её после стольких дней пребывания в царстве льда, снега и скал. Тропы нет, но спуск хорош и без неё. Выходим к озеру и здесь останавливаемся на ночлег. От перевала до озера 2 часа хода. Дальнейший наш путь пролегает по долине р. Хавруз-Дара. Долина р. Хавруз-Дара - р. Кудара
От места ночлега на берегу небольшого озера путь продолжаем по тропе. Вот и конец языка лед. Холодная стена. Отсюда берёт своё начало р. Хавруз-Дара. В этом месте необходимо перейти на правый берег реки, т.к. ниже река представляет собой серьёзное препятствие. 1,5 часа пути и мы выходим к большому озеру. Озеро очень красивое. Вода в нем нежно-зелёного цвета. Ниже озера долину перегородили мощные моренные валы, благодаря которым и образовалось это озеро. Тропа серпантином взбегает на первый вал и пересекает эти древние морены. Тропа часто пропадает среди россыпей камней. В таких местах направление выдерживаем по турам. Преодолев моренные валы, выходим на хорошую тропу, которая выводит к кошу. Шли до него от большого озера 2,5 часа. Наконец-то встречаем людей. Хозяин угощает нас молоком с лепёшками. Оставляем ему часть медикаментов, прощаемся и продолжаем свой путь вниз. От коша тропа уходит вниз и идёт вдоль берега реки. Через 40 мин преодолеваем по камням довольно мощную речку, текущую с правого склона долины. Ещё через 1,5 часа хода по мосту переходим ещё одну реку и останавливаемся на ночлег. Место очень хорошее. Много зелени и деревьев. Отсюда тропа от реки уходит выше и траверсирует правый склон ущелья. Через 3 часа пути на левом берегу реки видим кишлак Пассор. У кишлака через р. Хавруз-Дара есть мост. Не доходя до него, путь преграждает прижим, в скалах которого вырублена тропа. Этот участок приходится преодолевать на четвереньках (фото 41). Здесь нас уже встречают мальчишки из кишлака. От места ночёвки до кишлака Пассор 3 часа хода. От Пассора путь наш вдет по дороге вверх по р. Кудара. Долина очень широкая, река здесь разливается на несколько рукавов. Вода в ней коричневого цвета от песка. Ниже места слияния рек Танымаса и Кокуйбеля через р. Кудара есть мост. По нему переходим на левый берег и дальше на машинную дорогу. Путь до кишлака Кудара малопривлекателен, т.к. идти приходится под палящими лучами солнца и по песку. Кустарник растёт только вдоль реки. По мосту переходил на правый берег р. Кокуйбель. Вот и кишлак Кудара - конец. От Пассора до Кудары 2 часа хода. Нам ещё предстоит проехать па машине не одну сотню километров по Памирскому тракту, пока мы не окажемся в г.Оше. 6. Итоги путешествия, выводы, рекомендации Маршрут V категории сложности, пройденный группой, оставил хорошее впечатление о новом для нас районе. Район Центрального Памира очень сложен и в тоже время популярен в туристском отношении. Перед выбором района путешествия группа ставила определённые цели и задачи. Они полностью были выполнены. В новой для нас горной стране были сразу две группы Тат.Обл.Совета по туризму, что дало возможность познакомиться с обширным районом и в тоже время обеспечивало подстраховку групп на маршрутах. Длительный подход к перевалам, большая высота, движение по ледникам, требовало от участников максимального внимания и осторожности, хорошего знания техники и тактики. Все эти трудности не помешали группе пройти маршрут безаварийно и в срок. Движение в связках по закрытым ледникам, надёжная страховка на опасных участках, предварительная разведка сложных участков были постоянно на вооружении группы. При планировании таких маршрутов вполне оправдана организация базового лагеря на 1-й части маршрута, позволившего разгрузить организм участников. Сложные перевалы этой части закалили организм участников. Этому способствовало также наличие полного снаряжения, описания сложных участков, оптимальный численный состав, хорошее 3-х разовое горячее питание, которое полностью восстанавливало энергетические потери организма. При прохождении перевалов встречаются наиболее опасные и сложные участки: Розмирович (2А) - при подъёме на перевал преодоление 1-й ступени ледопада (кошки или перильная страховка) при спуске - начальный участок снежного склона, преодоление бергшрунда (перильная страховка), длительное движение в связках по лед. Розмирович и Федченко. Если маршрут групп заканчивается в кишлаке Кудара, то в графике движения группа должна иметь 2-3 запасных дня, т.к. телеграмму об окончании путешествия можно дать только из Савноба, который расположен ниже по Бартангу 40 км от Кудары. При наличии транспорта до г.Ош можно добраться за сутки.
10. Список медицинской аптечки
11. Расчет продуктов питания и их стоимости
Примечание
14. Общие замечания по снаряжению и питанию Снаряжение, которое было на вооружении группы, оправдало себя в этом путешествии. Преодоление перевалов на нашем маршруте, кроме перевала Холодный, потребовало использования всего нашего снаряжения. Топливом лучше всего заправляться в посёлке Ванч. Пополнить запас топлива можно и в п. Дальнем. Для этого необходимо договориться с завхозом геопартии. Использование в походе спаривающихся спальных мешков несколько облегчило общий вес рюкзаков. Каждый из участников имел пенопластовый коврик. И то и другое дало необходимый комфорт при холодных ночёвках и ночёвках на моренах. Питание группы включало в себя обычный рацион, применявшийся в горном путешествии. На всём протяжении маршрута группа пользовалась трёхразовым горячим питанием. При прохождении наиболее сложных участков маршрута в рацион включались калорийные продукты: корейка, копчёная колбаса, шоколад, сахар, изюм. Большим спросом на маршруте пользовались лук и чеснок. Хорошие питание полностью восстанавливало энергетические потери организма. Все продукты рекомендуется закупать до выхода на маршрут, а особо дефицитные до выезда в горы. После окончания маршрута в к. Кудара группа, в ожидании машины в течение нескольких дней, вынуждена была сидеть на чае и лепёшках. Чрезмерная экономия на средствах и сокращение веса продуктов - недопустимы. 15. Движение транспорта, работа узлов связи, КСО Из г.Душанбе в п. Ванч можно доехать на попутных машинах. Необходимо знать, что вся группа сразу уехать не сможет, т.к. шофёры подсаживают людей только в кабины. На самолёте Ан-2 из Душанбе до п. Ванч 1,5 часа лёта. Расписание следующее: 4 часа 27 мин, 7 час., 10 час. 35 мин. Стоимость билета 13 руб. Доплата за багаж после 10 кг 13 коп. за кг. Из п.Ванч до п.Дальний можно доехать на машине, которую можно зафрахтовать в управлении совхоза «50 лет СССР» в комбинате бытового обслуживания или договориться на базе геологов. Оплата по договорённости. Из к.Кудара уехать очень сложно, т.к. совхозовские машины очень редко идут в сторону Памирского тракта. При хорошем стечении обстоятельств из кишлака можно уехать на машинах, которые привозят продукты питания на зиму для жителей кишлаков, расположенных по р. Бартанг. Оплата по договорённости. Почта в п. Ванч работает с 8 до 19 часов. КСО начинает работу в 8 часов. В к.Кудара почты нет. Почла есть в к. Савноб, что в 38 км ниже по р.Бартанг. Руководителям групп необходимо знать, что для проезда по Памирскому тракту в пограничной зоне или для прибытия в пограничные посёлки самолётом (Ванч, Рушан и др.) необходимы пограничные пропуска. 16. Список используемой литературы
|