О Т Ч Е Т
Казань 2001 Краткие сведения о путешествии.
Проводящая организация: ПТК «Траверс» Мыс Челюскина - пролив Вилькицкого - бухта Солнечная (о. Большевик) - р. Нора - р. Порожистая - р. Тора - р. Каменка - лед. Ленинградский - лед. Семенова-Тян-Шанского - ущелье - оз. Спартака - фиорд Спартака - мыс Журавлева - пролив Шокальского - фиорд Марата - лед. Карпинского - лед. Университетский - оз. Острое - оз. Фиордовое - р. Озерная - бухта Удобная - Оленьи о-ва - Краснофлотские о-ва - Карское море - пролив Шокальского - о. Большевик - г. Герасимова - пролив Вилькицкого - мыс Челюскина. Состав группы.
Техническое описание.
25 апреля (1 день)
26 апреля (2 день)
Дневка Длина пути = 0 км; ЧХВ = 0:00 Ночью началась пурга. Вынужденная дневка по метеоусловиям. Мощная поземка (низовая пурга) В течение дня мероприятия по обеспечению "живучести" палатки. Укрепление и ремонт стенки, укрепление центральной стойки по штормовому варианту. Фото 3. По прибытию на геобазу Солнечная нам сказали, что сила ветра достигала 30 м/сек. t=-21°C, переменная облачность, очень сильный (ураганный) ветер.
28 апреля (4 день)
Движение по льду - начало торосов Длина пути = 18 км; ЧХВ = 4:30 Движение по аналогичному пути. Сквозь туманную дымку увидели строения базы Солнечная. t=-17°С; слабый СВ - ветер, солнечно; хорошая видимость. Торосы - мыс Анцева Длина пути = 4 км; ЧХВ = 2:30 Сильнейшее торошение, высоты ледовых валов до 4-х м. (фото 4). Путь извилистый, с трудом удается найти проходы. Часть пути прошли, сняв лыжи. Отдельное проведение нарт. По мере приближения открываются Входные о-ва, мыс Анцева. Рядом с берегом огромный айсберг. Мыс - база Солнечная Длина пути = 1 км; ЧХВ = 0:30 Старая заметенная дорога идет вверх к общежитию геологов. Уклон до 15°. Очень хорошо встретили и разместили.
30 апреля (6 день)
Движение по плато Длина пути = 21 км; ЧХВ = 5:00 Подъем. Уклон 20°-25°. Обдутый каменно-осыпной склон. Чередование осыпи и снега. Местами наст проваливается. Вышли на плато. Поверхность представляет собой каменное поле, частично заметенное снегом (т.е. из-под снега торчат разновеликие камни). Идем вдоль старого (давно заброшенного) тракторного пути.* Вдоль дороги в качестве маяков расставлены бочки. В некоторых обдутых местах можно заметить следы от гусениц. Движение с небольшими подъемами и спусками. В основном движение по обдутому плато с жестким фирном (фото 5). Координаты вечером 78.19/102.20. * Когда то здесь проходила дорога в долину р. Студеная, где до сих пор сохранилась геологическая база t=-15°С; отличная видимость, солнечно; слабый ветер.
Движение по тундре Длина пути = 8 км; ЧХВ = 2:00 Относительно ровная тундра. Фото 6. Заструги до 10 см. Идем с небольшим (5-10°) набором высоты Чередование участков тонкого снега и открытых камней. Путь зигзагообразен. От волокуш на камнях остаются разноцветные стружки. t=-19°С, ясно, видимость отличная.
Длина пути = 6 км; ЧХВ = 2:00 Двигаясь по бочкам к 13 часам подходим к широкой и глубокой ложбине. Чуть левее нас она сливается с другой. Чуть ниже слияния разглядели балок. Рядом цистерна. Срезаем стрелку долин и идем по террасе под левым бортом р. Тора. Здесь имеются сложенные из камней высокие туры. Терраса заканчивается, спускаемся на дно. Здесь мягкий снег глубиной до 20 см. Обнаружили крупные следы медведя. Фото 7. Здесь обед. Координаты: 78.21/102.01 Направление долины на большом протяжении северное. Впереди развилка, уходим влево, набор высоты увеличивается. Долина сужается. Местами снежные надувы. Через полчаса движения впереди крутой перегиб долины. Перед перегибом поднимаемся на левый берег. Фото 8. Крутизна до 30°, набор высоты метров 50. Постепенно идет выположение. Начинается широкое плато, уклон 5-10°. По нему поднимаемся на широкую вершину. Поверхность каменистая, сильно обдутая. Координаты 78.23/102.03. Плато Длина пути = 6 км; ЧХВ = 1:30 С вершины начинаем спуск в ложбину шириной до 500 м. Полого. Жесткий наст. Обнаружили несколько беспорядочно расставленных вешек. Впереди огромное бескрайнее бугристое плато. Фирн очень жесткий. С трудом удалось построить стенку.
3 мая (9 день)
Подъем на морену Длина пути = 0,5 км; ЧХВ = 0:30 С места ночлега начинаем крутой подъем к основанию ледника. Участки жесткого фирна чередуются выходами камней. Набор высоты до 100м. Крутизна от 20° до 30° (фото 9, фото 10). За перегибом ровный участок шириной до 300 м сильно обдутого каменистого участка и начинается ледник. С трудом удается протащить нарты через каменистый частокол. Вдали в туманной дымке увидели разветвленную сеть притоков р. Студеной t=-16°С, слабый ветер, видимость отличная.
Длина пути = 1 км; ЧХВ = 0:30 Небольшой участок пологого снежного участка и начинается покровный ледник. Крутизна 10-15°, местами до 20°. Открытый шероховатый лед. Участки снега. Идем пешком используя неровности рельефа. Постепенно идет выположение. Движение по леднику Длина пути = 12 км; ЧХВ = 2:00 Поднялись на ровную поверхность ледника, фирн, заструги. Направление на север. Набор высоты незначительный. Слева от нас открылся фиорд Тельмана. Вдали слева-позади просматривается ледник Кропоткина и долина р. Студеная. Координаты обеда -78.39\102.05
Движение по леднику Ленинградский - выход на ледник Семенова Тян-Шанского Длина пути = 14 км; ЧХВ = 2:30 Двигаясь с небольшим набором высоты, незаметно прошли перегиб ледника. Перед нами постепенно открылся залив Ахматова. Все это было настолько неожиданно. Когда мы начинали переход до самого горизонта были лишь белые снега, а через 30 минут мы уже любовались прекрасной панорамой гор вокруг залива. Фото 13. Движение продолжаем траверсом пологого (10°) ледника. Координаты ночевки - 78.43\102.09 Вечером слабый ветер.
Движение по леднику Семенова Тян-Шанского Длина пути = 14 км; ЧХВ = 4:30 Идем траверсом ледника правее купола. Заструги, плотный фирн. Ближе к середине дня погода начинает портиться. Поднялся сильный южный ветер. Видимость падает. Мощная поземка. Практически начинается пурга. Координаты обеда - 78.50\102.06 t=-10°C; утром хорошая видимость, ветер, позже видимость ухудшается; сильный ветер, мощная поземка Спуск с ледника к скалам Длина пути = 8 км; ЧХВ = 1:10 По-прежнему идем траверсом ледника. Начинаются участки открытого льда. Ветер сдувает снег с поверхности ледника. Сквозь снежную круговерть заметили внизу цепочку скальных вершин. Начинаем спуск. Требуется осторожное движение. Большие участки скользкого открытого льда. Впереди множество скальных выходов-останцев и моренных конусов. Отсюда начинается долина, ведущая к озеру Спартак. По причине начавшейся пурги встаем на ночлег в небольшом цирке с пологими скально-осыпными бортами. Фото 15. Координаты ночевки - 78.54\102.03 Видимость слабая; сильнейший ветер в спину; с трудом удается удерживаться на ногах
6 мая (12 день)
Переваливание гребня - долина - черные скалы Длина пути = 2 км; ЧХВ = подъем на гребень 0:15, спуск в долину 0:30, спуск 0:15 По цирку подходим к каменистому гребню. Уклон 10-15°, жесткий наст, заструги. Набор высоты до 50 м. На гребне снега практически нет. Санки перетаскиваем отдельно. Спуск по широкому снежному
Очень красивые виды. На склонах долины висячие языки ледника. t=-9°C, солнечно, без ветра.
Длина пути = 1,5 км; ЧХВ = 0:20 Осуществляем спуск левее горы по снежно-ледовому склону крутизной до 40°. Сначала движение (без лыж) над кромкой рантклюфта (фото 18), затем по фирновому склону (фото 19) пробивая ступени. Самостраховка лыжными палками. Перепад до 100м. По ровной поверхности озера (200 м) подходим к следующему раздвоению долины. Слева резкий сброс к ледовому лотку с крутыми склонами (фото 21). А справа узкое ущелье с каменистым дном (фото 20). Идем по нему. Снега мало. Местами санки переносим на руках. Через 300 м спускаемся в основную долину (фото 22). Солнечно; без ветра.
Длина пути = 7 км; ЧХВ = 2:00 После короткого широкого участка долина снова узкая и извилистая, резкий сброс высоты, крутые изрезанные кулуарами склоны, выходы скал, осыпей. Местами на снегу "свеже" упавшие камни. В устье реки красивые ледовые останцы (фото 23). Координаты обеда - 78.56/101.59 В спину легкий ветер.
Длина пути = 5 км; ЧХВ = 1:00 Сильно обдутая поверхность. Заструги (5-10 см). Фото 25, фото 26. В середине озера от борта до борта скопление айсбергов. Ширина этого барьера до 1 км. Идем, выбирая путь среди нагромождений льдов. Высота айсбергов до 10-15 м. Временами приходится преодолевать пологие ледовые возвышенности. Далее ровный лед. Солнечно, ветер средней силы.
Длина пути = 0,5 км; ЧХВ = 0:40 Впереди ледниковая перемычка, разъединяющая озеро Спартак от фиорда Спартак. Фото 29, фото 30. Выход на перемычку справа по ходу. Левее отвесные ледовые сбросы высотой до 10 м. Выход пологий. Местами, открытый лед. Набор высоты до 100 м. Выходим на пологий купол перемычки. Открывается фиорд Спартака. Фото 31. Очень красивые виды. t=-20°C; солнечно, слабый ветер.
Длина пути = 1,5 км; ЧХВ = 0:30 Движение по ровной поверхности. Постепенно уклон увеличивается. Фото 32. Открытый скользкий лед. Прямо и справа высокие ледовые сбросы. Уходим влево и на стыке ледника и склона высокого левого борта съезжаем на поверхность фиорда. Фото 34. Перепад 200 м. Красиво смотрится ледопад на стыке фиорда и сползающего ледника.
Длина пути = 4 км; ЧХВ = 0:50 Идем по ровному льду фиорда. Снега мало. Лед шероховатый. Движение без лыж. Фото 35. По пути встречается множество айсбергов. Изредка попадаются участки битого льда. Фото 36. Остановка на ночлег рядом с тремя айсбергами на месте впадения крутого лога справа. Координаты ночевки - 78.58/101.30
Фиорд - мыс Журавлева Длина пути = 16 км; ЧХВ = 2:40 Выход в 10:20. Идем по ровному льду фиорда Фирн. Фото 39, фото 40. После выхода в пролив под высоким крутым берегом остановка на обед. Здесь тихо, тепло. Координаты обеда - 79.02\101.05 t=-7°C, солнечно, средний до сильного встречный ветер.
По проливу Шокальского Длина пути = 12 км; ЧХВ = 2:30 Движение по компасу. Требуется надежное азимутальное ориентирование. Впереди ничего не видно, а сзади террасообразные скалы борта пролива. Фото 41. Ровный лед, слабое торошение и битый лед. Координаты ночевки - 79.05/100.41
9 мая (15 день)
Длина пути = 12 км; ЧХВ = 3:00 Слева (по ходу) высокие крутые борта фиорда, прорезанные стекающими языками ледников. Это северо-восточные склоны ледника Университетского, обращенные к фиорду Марата. Практически это три мощных ледопада, зажатые скальными массивами. А справа крутой склон. Фото 43. Идем, выбирая путь среди полей битого льда. Заструги. Снежные надувы. Встречаются айсберги. Координаты ночевки - 79.10/99.42. Справа от нас о. Сторожевой. Фото 44. На острове столбы.
10 мая (16 день)
Длина пути = 2 км; ЧХВ = 1:00 + разведка 0:15 Остановившись перед местом падения языка глетчера в залив (фиорд) (фото 47) совершаем небольшую разведку. Она докладывает: несмотря на зону разлома, путь выхода на тело ледника есть. Одеваем кошки. Бугристый ледник. Поверхность в основном открытая. Множество широких трещин. Двигаемся по лабиринту трещин. Около 25 мин продвигаемся вглубь ледника. Трещин все больше и больше. Поиск проходов становится все труднее и труднее. Наконец, упираемся в широчайшую (более 10 м) глубокую трещину. Она заполнена водой. Прохода нет. Возвращаемся назад.
Длина пути = 3 км; ЧХВ = 1:40 Выход в 11 часов. Идем, придерживаясь левого борта. Он высокий крутой. Под ним зона высоких сераков, трещин, обход справа по ходу. Фото 48. Между ними и началом перегиба склона узкая полоса открытого легкого пути. Идем обходя редкие столбы сераков. Фото 49. На границе льда залива и глетчера 1,5 метровый участок открытой воды. Находим участок с плавающими льдами и переходим. Через 45 мин поднимаемся на левую морену. Характер пути: жесткий фирн, заструги. Выходы каменных осыпей. На границе морены и засыпанных трещин останавливаемся на ночлег. Прямо глубокий рантклюфт. Фото 50. Координаты ночевки - 79.18/99.13
Движение по леднику Карпинского Длина пути = 10 км; ЧХВ = 1:45 Медленный набор высоты, уклон до 10°, в нижней части открытый лед. Слева по ходу тянется скальный гребень. Выше начинается закрытый ледник, жесткий фирн. Постепенно идет выположение. Фото 54. t=-13°C; встречный ветер, туман, видимость слабая.
Длина пути = 4 км; ЧХВ = 0:30 Вышли на ровный участок. Переметный ледник. Фото 56. Через 1 км начинается пологий спуск. Уклон - 5°. Справа скальный выход. Впереди-слева пологие склоны ледника Университетского. Жесткий фирн, заструги. Координаты обеда - 79.20/98.38. Сильный ветер, мощная поземка.
Длина пути = 6 км; ЧХВ = 1:10 Спуск по широкой долине образованной склонами ледника и высокой скальной стеной. Ветер в спину. Перед выходом к озеру ледовые выходы крутизной до 15-20°. Фото 58. Потеря высоты до 100 м. Погода улучшается. Видимость несколько км. Ветер слабеет, легкая поземка.
Длина пути = 4 км; ЧХВ = 1:10 Открытый лед озера. Замерзшая рябь. Лед своеобразен. Как будто во время замерзания производили поддув воздухом. А смотрится это, как будто под гладью льда находятся белые цветы. На огромной площади и в большую глубину пузырчатый лед. Сама поверхность шершавая, она покрыта бесчисленным множеством крошечных пирамидок. Фото 60. Много больших айсбергов. Из-за сильного ветра в спину и чистого льда временами развивается большая скорость.
Оз. Острое - до перемычки на оз. Фиордовое Длина пути = 4 км; ЧХВ = 1:00 Из озера Острое через небольшой участок суши попадаем на еще одно небольшое озеро, далее по ровному дну широчайшей долины подходим к ледовой перемычке. Фото 61. За ней уже озеро Фиордовое. От борта до борта тянутся широкие трещины. Ночлег перед зоной трещин под пологим склоном (10°). Координаты ночевки - 79.22/98.02
12 мая (18 день)
Длина пути = 10 км; ЧХВ = 1:15 + 1:20 На озере чередование чистого льда и жесткого фирна с застругами. В средней части озера узкая, но очень мощная зона торосов. Фото 62, фото 63. Есть даже открытая вода. За торосами держим путь на исток реки Озерной. Озеро имеет множество заливов. Требуется правильное определение места вытекания реки. Залив удалось определить правильно. По узкому заливу постепенно попадаем в русло реки. Залив незаметно превращается в реку. В этом месте на высокой галечной косе когда-то стоял гидрометеопост (фото 67). Множество оставленных вещей. Ширина реки 15-20 м. Толщина льда не менее 1,5 м. Легкая дымка. Видимость достаточно хорошая.
Длина пути = 6 км; ЧХВ = 1:35 Извилистое русло реки. Местами глубокий снег. Множество участков чистого льда. Галечные косы. Берега высокие. Местами карнизы. Координаты обеда - 79.20/97.25 Сильный попутный ветер. По р. Озерной (после обеда) Длина пути = 12 км; ЧХВ = 2:35 Извилистое русло. Берега стали крутыми, повсеместно карнизы. Участки ровного льда, снег глубиной до 15 см, легкое тропление, фирн, заструги. Ночевка под высокой скальной стенкой, защищающей от ветра. Координаты ночевки - 79.16/97.08 Мощная поземка сбрасывает остатки снега с поверхности тундры. Сильный северный ветер.
По реке Длина пути = 36 км; ЧХВ = 2:55 до обеда, 3:30 после обеда Характер пути вначале аналогичен вчерашнему. Затем идет чередование широких и узких участков. Берега то пологие, то скалистые крутые. Участки жесткого фирна чередуются с чистым льдом. Погода сильно испортилась. Видимость слабая. Но, несмотря на это, продолжаем идти. Так как ориентирования не требуется - движение по руслу. На обед останавливаемся за высоким скальным берегом левого притока. Координаты места обеда 79.08\96.58. Здесь дует гораздо меньше. Можно спокойно отдохнуть. После обеда начались участки грязного коричнево-черного снега. Фото 69. Это результат смешивания снега со сдуваемой с тундрой песком, частичками почвы. Лыжи абсолютно не едут. Скорость сильно упала. Спасают только участки открытого льда. Ближе к концу дня подходим к участку, где река сужается. Берега постепенно становятся крутыми. Фото 72. Имеются отдельные столбы-останцы. Входим в красивый извилистый каньон. На ночлег останавливаемся в узком каньоне за поворотом реки, где дует меньше. Координаты ночевки 79.02\96.41 На скалах птичий базар. Всю ночь крики птиц. Неизвестные нам маленькие птицы ведут постоянную борьбу с огромными чайками, ворующими у них яйца. t=-10°C; утром слабый ветерок; ближе к обеду очень сильный ветер, буквально, сдувает с ног; мощная поземка; не прекращающийся сильный ветер
Движение по каньону Длина пути = 3 км; ЧХВ = 1:00 С места ночевки продолжаем движение по каньону. Через 100 м начинается расширение, но еще через 300 м начало еще одного каньона. Фото 75. Резкая потеря высоты. Высокие скальные ворота. Каньон сильно петляет. Длина каньона около 500 м. Дальше начинается расширение. Берега становятся низкими пологими. Река начинает уходить вправо от нужного нам направления. Она широко разливается. Практически ее уже не видно. Одна снежная равнина со множеством крупных заструг. t=-11°C; видимость слабая; сильный северный ветер; поземка. По тундре до Карского моря Длина пути = 2 км; ЧХВ = 0:30 Выходим в тундру. Идем, пересекая заструги различной высоты. Местами выходы каменных осыпей. Береговая кромка - открытая каменная россыпь. Мы выходим на Карское море. Сильный ветер.
Длина пути = 9 км; ЧХВ = 2:20 Начинаем углубляться в море. Заструги. Много открытого чистого льда. Боковой ветер на этих участках сносит к югу. Множество разновеликих айсбергов, имеющих самые причудливые виды. Фото 76. Идем от айсберга к айсбергу, беря их в качестве ориентиров. На обед останавливаемся около огромного айсберга. Чувствуется, что под воздействием ветра он качается. Вокруг лед весь в трещинах, местами проступает вода. Во время обеда несколько раз слышали грохот трескающегося льда. Координаты места обеда 78.56\96.49. ветер стих.
Длина пути = 14 км; ЧХВ = 2:25 Продолжаем движение по морю. Слева от нас (на северо-востоке) видна береговая кромка, за ней сверкающие склоны ледника Университетского. В основном ровный лед, иногда участки битого льда. Двигаясь в западном направлении, постепенно приближаемся к мысу. Фото 77. В этом месте небольшой участок торошения. Координаты ночевки 78.53\97.0 Видимо в районе мыса был сильный шторм. Огромные куски льда выброшены на берег. Солнечно, тихо.
15 мая (21 день)
16 мая (22 день)
- о. Средний - о. Плоский- о. Гребень Длина пути = 12 км; ЧХВ = 2:35 Открытый лед. Местами заструги. Жесткий фирн. Заструги до 20-30 см. Постепенно входим в зону торошения. Остров Плоский пересекаем в средней части. Снега очень мало, широкие галечные поля, приходится идти перешагиванием. Около островов небольшие айсберги. По мере приближения разглядели тригопункт на вершине острова Гребень. Идем к восточной оконечности острова. К 15-20 подошли к острову. Обходим его слева по ходу. Обедаем. t=-12°С; СВ ветер; солнечно. - уход на юг по морю Длина пути = 6 км; ЧХВ = 2:25 Уходим на юго-восток. Высокая гряда торосов. Высота 4-5 м. Недалеко от о. Гребень огромный айсберг. Вокруг на все 360° одни поля торошения. Идем лавированием среди хаоса торосов. Часто вынуждены обходить валы по снежным грядам, двигаясь против ветра. Идти очень трудно. Жесткий фирн, заструги. Координаты ночевки - 78.29\99.01 Очень тяжелый день. Белая мгла; видимость плохая; умеренный встречный ветер; поземка.
18 мая (24 день)
19 мая (25 день)
- берег о. Большевик Длина пути = 12,5 км; ЧХВ = 2:30 Выход в 10:30. Ровное ледовое поле. Во время 3 перехода начались торосы. Их высота все больше и больше. Мощная поземка. Постоянная сверка направления по компасу. Идем сильным лавированием среди торосов. Высота доходит 5-7 м. Много времени уходит на поиск пути среди нагромождений льда. Движение очень затруднено. Далее высота торосов становится ниже, появляются между валами ровные участки. Берег. Координаты 78.19\99.59. t=-11°С; сильный ветер Северный берег - р. Быстрица - движение по тундре под г. Герасимова Длина пути = 20 км; ЧХВ = 1:00 до обеда (русло реки), 3:00 после обеда Идем с небольшим набором высоты. Уклон до 10°. Крепкий наст, заструги. Впереди сверкающие на солнце склоны языка ледника Кропоткина. Под ними расстилается широкая ровная тундра. Незаметно упираемся в глубокое русло реки. Немного проходим вдоль края русла. Местами карнизы!!! Найдя удобное место, спускаемся в долину. Обед в русле реки. Здесь тихо. Лишь снежная пыль в воздухе несколько портит идиллию. Координаты 78.18\100.07 Уходим вверх по руслу. Местами глубокое тропление. Выходим в тундру. небольшой набор высоты. Уклон 5°. Крепкий наст, заструги. Фото 84. По мере приближения к г. Герасимова все больше становится открытых обдутых участков. Толщина наста все меньше и меньше. Чтобы не остаться без строительного материала решаем останавливаться на ночлег. Координаты ночевки - 78.13\100.33. Рядом высокие склоны горы Герасимова и конечной морены ледника Кропоткина. Очень красивый пейзаж. Сильная поземка; ясно, на солнце тепло. тихо, ясно; прекрасная видимость.
Пересечение о. Большевик по тундре до русла реки Длина пути = 15 км; ЧХВ = 2:40 Продолжаем движение по аналогичному пути. Многочисленные выходы каменных россыпей. Идем лавированием по снежным участкам. После прохождения под склонами г. Герасимова снега становится больше. На поверхности наста появляется небольшой слой пушистой изморози. Такое ощущение как будто здесь уже несколько дней не было ветра. Постепенная потеря высоты. Уклон до 10° (фото 85.). t=-12°С; солнечно; слабый ветер в спину; видимость хорошая. По реке Длина пути = 2 км; ЧХВ = 0:40 Через 4 перехода по 40 мин. подошли к началу русла речки. Вначале идем вдоль левого берега, затем, когда начинаются притоки, спускаемся в долину. Здесь рыхлый снег. По извилистому руслу выходим к морю. Недалеко от берега в глубокой долине остановка на обед. Координаты 78.09/101.00.
Длина пути = 15 км; ЧХВ = 3:10 Сразу начинаются участок легких торосов, много и открытых участков (фото 87.). Постепенно степень торошения повышается. Идем сильным лавированием. Портиться погода. Поземка. Требуется надежное азимутальное ориентирование. Постоянная проверка направления по компасу. Валы все мощнее и мощнее. Для их обхода частенько приходиться идти против ветра по снежным гребням-надувам. Найдя проходы в валах или "полянки", поворачиваем в нужный курс. К сожалению, таким тактическим приемом приходиться пользоваться все чаще и чаще. Но к счастью бывают и зоны ровного льда. Они дают возможность для отдыха. Координаты ночевки - 78.05/101.30 Сила ветра увеличивается; видимость падает; сильнейший СВ ветер.
22 мая (28 день)
23 мая (29 день)
24-25 мая (30 день)
По проливу Длина пути = 38 км; ЧХВ = 9:15 Идем в основном по ровному льду, есть участки битого льда. Заструги, фирн. Как и вчера идем по новой тактической схеме переходов. В основном ровный лед. Участки битого льда. Перед обедом на юге появились очертания берега. На востоке появилась высокая вышка. Идем к ней. За ней цистерны и строения, столбы дыма. Вскоре появились силуэты домов. Первая группа переходов (суммарное ЧХВ - 2:00, с 11:30 - по 13:55) (Настало время связи). Координаты первого обеда 77.48\103.17 Вторая - ЧХВ - 3:35, с 16:40 по 22:00, координаты 2-го обеда - 77.45\103.48 Идем по легким торосам и участкам ровного льда. Поселок уже как на ладони. Делаем обед на виду поселка. Третья - ЧХВ - 3:40 с 0:30 по 6:00. Сначала идем по битому льду и ровному льду. Когда уже рядом черная кромка берега неожиданно наталкиваемся на мощнейшее торошение. Этот участок шириной около 1 км, наверное, был самым сложным и трудным участком торосов за весь поход. Огромные массы льда оказались прижатыми к берегу. Валы нагромоздились друг на друга, создав непроходимый бастион. Более одного часа ушло на прохождение этого участка. Далее с набором высоты идем к заброшенному поселку "Передающей антенны". Пересекаем залив и снова набираем высоту к общежитию метеостанции (Фото 89), где мы уже успели побывать в начале пути. В 6.00 по фанфары радиостанции "Маяк" входим в пос. Челюскина (здесь установленный на улице мощный радиодинамик круглосуточно вещает на весь поселок). Координаты общежития - 77.43,392\104.15,367 t=-12°С; видимость улучшилась.
26-29 мая
Общая длина пути = 663,5 км; ЧХВ = 153:00; Определяющие препятствия маршрута.
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения по всему маршруту.
Итоги, выводы, рекомендации. Основным и главным итогом является успешное прохождение маршрута. Пройденный командой "Зима" маршрут 6 кат. сл. характеризуется большой протяженностью (2 с лишним раза превышает классификационные нормативы) значительной продолжительностью (32 дня на маршруте), суровыми климатическими условиями: сильные ветра и пурги, высокая влажность. Естественно, такой маршрут не может быть пройден без надежного тактического, технического и медицинского обеспечения. В новейшей истории России это один из первых походов по архипелагу. Последние туристы СССР совершили здесь походы почти 20 лет назад. К сожалению, с этих времен положение здесь не улучшилось, наоборот стало хуже. Плохо стало с заброской к начальной точке маршрута. Воздушный транспорт работает крайне нерегулярно. Прекратило существование значительная часть метеостанций. Осталось их всего 2 - на острове Домашний и мысе Челюскина. Свернуты геологоразведочные работы. Если раньше по островам ходили многочисленные санные поезда геологов, теперь о них вспоминают только редкие из еще оставшихся рабочих геологических партий. С одним из них нам удалось встретиться на базе Солнечной. Все геологические поселки на архипелаге, кроме Солнечной, заброшены. Команда "Зима" первая из татарстанских групп туристов совершила поход по Северной Земле. Маршрут на участке от базы Солнечной до самого конца пути пройден в чисто автономном режиме. Поход совершен без единой заброски. Все необходимое снаряжение и продукты были взяты в начальной точке маршрута. Несмотря на то, что, на карте маршрут имеет вид овала, он может быть характеризован как линейный. Все участники показали хорошую общетуристскую, тактическую, техническую подготовку. В группе в течение всего похода царила дружелюбная обстановка и хороший психологический климат. Снаряжение полностью оправдало себя как по наименованию, так и по количеству. Взятый набор продуктов обеспечивал восстановление энергозатрат. Очень важным итогом похода для нашей команды является то, что обкатан еще один участник для будущих походов. В этом году в команду "Зима" был приглашен очень опытный турист из г. Набережные Челны - Ильяс Ихсанов. В составе Набережночелнинских групп прошел он весь Полярный Урал. В мирной жизни Ильяс - доцент КамПИ, мастер спорта международного класса по полиатлону, многократный чемпион мира и Европы. Ильяс Ихсанов турист широкого профиля, имеет опыт походов 6-й кат. сложности, он и водник, и горник, и лыжник, является одним из лидером турмногоборья в РТ. Наличие огромного туристского не всегда является гарантией адаптации нового участника в другой группе. К счастью, процесс адаптации пройден успешно. Погода, по нашим понятиям, была вполне нормальной. Рассчитывать в условиях Крайнего Севера на тихую безветренную погоду было бы верхом легкомыслия. По своим метеоусловиям этот поход близок нашему походу 1996 года по Полярному Уралу и Карскому морю. И в целом он похож на вышеназванный поход. А разница в том, что там были еще восхождения. Число дней с метеоусловиями, по крайней мере, приемлемыми для обеспечения нормального движения по маршруту, можно буквально пересчитать по пальцам. Было слишком много дней, когда выход на маршрут был вообще невозможен или нельзя было продолжить движение. Организация транспортировки грузов была ориентирована на использование двух саночек на каждого участника. Общий весь снаряжения на одного человека перед выходом на маршрут составлял около 60 кг. Участники распределяли груз в среднем по 20 кг на каждое средство транспортировки. При движении по маршруту вес в 40-45 кг, размещенный на санках, становится ощутимым только на подъемах. Маршрут интересен и своеобразен, он изобилует множеством разнообразных естественных препятствий - огромные участки бугристой тундры, плато с куполами пологих вершин, большие участки открытых каменных россыпей, фирновые поля с высокими застругами, гигантские зеркала озер, покровные и долинные ледники со множеством трещин, ледопады. Особое впечатления оставляют айсберги. Был у нас и длинный участок речной долины. Поражают огромные ледовые просторы моря. Очень красиво смотрятся торосы, но идти через них крайне трудно. Район архипелага Северная Земля является низкогорным ( а не среднегорным). Но район характеризуется следующими факторами: Сложные метеоусловия, затрудняющие до предела и без того не очень простые задачи по ориентированию; При постоянных или во всяком случае, при очень частых туманах, белой мгле, низовой метели или пурге прохождение технически не очень сложных участков и зон торошения становится довольно сложным. Метеоусловия в значительной мере определяют трудности похода, внося существенные коррективы в график движения, технике разбивки бивака, технике ориентирования. Суровость климата на архипелаге определяется суммарным влиянием низких температур, сильных ветров и высокой влажностью. Поход проходил в условиях полярного дня. По этой причине для нас не имело значения, такое понятие как время суток. В то же время мы не могли не учитывать такой фактор как биоритмы человека и соответствующий им уровень нашей работоспособности. В то же время мы имели возможность для варьирования временем для решения тактических задач. Так на 4 день пути после почти двухдневной пурги вышли на маршрут 18 часов 45 мин. Оставаться еще на одну (третью) ночь на этом месте очень уж не хотелось, а спать тем более не хотелось. Нужна была физическая разрядка. В то же время очень хотелось хоть немножко наверстать упущенное. После 2 с половиной часа чистого ходового времени мы встали на ночлег. Полдня из этих двухдневных вынужденных отсидок мы выиграли (отвоевали). На следующий день мы уже шли в обычном режиме. В последние 3 дня мы шли в совершенно другом режиме организации движения. Если до этого мы шли, совершая группы переходов до обеда и после обеда, то с 29 дня пути перешли на систему трех групп переходов. После второй группы переходов не останавливались на ночлег, а делали второй обед с трехчасовым отдыхом. Только после третьей группы переходов вставали на бивак. Такую систему движения мы успешно опробовали в прошлогоднем походе по Центральному Таймыру. А в этом году такая тактическая схема движения была применена в течение трех дней. По результатам похода можно сказать следующее: На основании прохождения маршрута можно сделать следующие рекомендации: Рекомендуемые варианты подъезда и отъезда. В зимнее время единственным средством подъезда к району является авиация. Авиарейсов до Норильска достаточно много. Проблем с билетами нет. Хуже обстоят дела с проездом до Хатанги. Одним из путей вылета в Хатангу является использование довольно часто совершаемых грузовых рейсов. Необходимо использовать любые возможности. Вылетать частями, один -два человека и т.д. В Хатанге работает один из крупнейших аэропортов в арктической зоне. В конце марте Хатангский авиаотряд начинает заброску техники на ледовый аэродром в районе Северного полюса. Полеты совершаются в зависимости от типа самолета или через о. Средний или напрямую. При неполной загрузке самолета можно попытаться вылететь попутным рейсом. В апреле начинают возить на Ледовый аэродром туристов, есть также возможность вылететь с ними. К сожалению, нам не удалось осуществить последний вариант, хотя и была договоренность с руководителем турфирмы из Петербурга В. Боярским. Можно порекомендовать следующие варианты: Можно также договариваться с летчиками (вертолетчиками) о вывозе с маршрута. В этом случае необходимо точно определить сроки и место. Несколько раз за зиму ходят санные поезда от Хатанги до мыса Челюскина или до западной оконечности оз. Таймыр. Но это очень долгий путь. Аварийные выходы с маршрута. Возможности для аварийных выходов в районе похода очень ограничены. Поэтому при подготовке похода и на самом маршруте (!) следует обращать очень серьезное внимание проблемам безопасности походов, требуется внимательное и требовательное отношение всех членов команды друг к другу. Команда обязательно должна иметь рацию или спутниковый телефон. Геологическая база Солнечная. Имеются все необходимые условия. В какой-то степени точками аварийных выходов можно порекомендовать заброшенные метеостанции на леднике Вавилова, на о. Большом (Краснофлотские острова). Здесь хорошие избы. Дрова. При наличии рации можно воспользоваться более надежными здешними антеннами. В долине р. Студеная имеется заброшенный геологический поселок. В долине р. Тора имеется хорошо сохранившаяся изба (балок). Печка, дрова и др. топливо. |