Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан
О Т Ч Е Т
Казань 2004 Краткие сведения о путешествии.
Проводящая организация: ПТК «Траверс». Устье р. Становая - залив Фаддея - движение по льдам на север - о. Большой (о-ва Комсомольской правды) - о. Малый Таймыр - о. Старокадомского - Майские о-ва - пролив Вилькицкого - о. Восточный (о-ва Гейберга) - о. Лишний - залив Толля - п-ов Оскара - Таймырская губа - Усть-Таймыр (база геологов). Состав группы.
Техническое описание.
Пос. Хатанга - устье р. Становая ЧХВ до базы = 2:25 Вертолетный спецрейс Хатанга - залив Фаддея (фото 1, 2, 3, 4). Прилетели в 14.00. Высаживаемся (фото 5). Координаты точки высадки - широта северная: 76°30´06", долгота восточная: 106°31´33". Вертолет улетел.
Устье р. Становая - пересечение бухты - западный берег залива Длина пути = 7 км; ЧХВ = 2:00 После обеда начинаем движение по льду залива.
Координаты ночевки: 76°32´38"/106°39´13". t = -15°C. Солнечно. Встречный ветер
Западный берег - движение по заливу Длина пути = 11,5 км; ЧХВ = 2:50 Выход в 9.00. Постепенно уходим от берега (фото 10). Идет чередование участков битого льда и ровного льда. Обед с 13.15 до 15.30. Координаты: 76°37´13"/106°48´54". Движение по заливу Длина пути = 9,5 км; ЧХВ = 2:30
На ночлег встали в 20.00. Координаты: долгота - 106°58´00". t = -15°C, солнечно, сильный СВ ветер.
14 мая (3 день)
15 мая (4 день)
Длина пути = 8 км; ЧХВ = 2:30 После обеда 1 переход (30 мин) идем по участку ровного льда. Затем начинаются торосы. Высота валов до 1,5-2 метров. Идем с постоянным маневрированием в поисках лучшего пути. Встаем в 19.30. Бивак среди торосов (фото 13). Координаты: 76°51´32"/107°50´18". t = -10°C. Видимость отличная. Сильный ветер (около 15м/сек).
Залив Фаддея - движение по заливу (на западе мыс Фаддея) Длина пути = 12 км; ЧХВ = 3:00 Выход в 9.05. Идем по торосам. Постоянное маневрирование. Высота 1,5- 2 м. Через 1 час хода выходим на относительно ровный участок. Торосы только островками. Они легко обходятся (фото 14). Движение по азимуту. Основное направление - север. Отсутствие четких ориентиров. Направление движения после каждого перехода уточняем по прибору (GPS). Следующие 4 перехода по 30 мин идем, обходя участки редких торосов. Жесткий наст, небольшие участки битого льда. Обед (13.30-15.35). С места обеда на востоке (справа) очень хорошо проглядывается мачта на острове. А слева мыс (Фаддея), хорошо видна извилистая береговая линия. Координаты: 76°56´51"/107°48´53". t =-5°С. Слабый СВ - ветер, солнечно. Хорошая видимость. Слева и справа на суше видны мачты.
Мимо о. Ю. Фаддея Длина пути = 11,5 км; ЧХВ = 3:00 30 мин после обеда по ровной поверхности. Следующие 3 перехода идем, преодолевая торосы. Высота 1,5-2 м. К счастью, они не сплошные, много открытых мест (фото 15). Снега мало. Жесткий наст. Заструги. Встаем в 20.00. Координаты ночлега: 77°01´55"/107°48´41".
По льду моря Длина пути = 11,5 км; ЧХВ = 3:00 Выход в 9.15. Первые три перехода по 30 мин идем по снежным полям. Заструги. Дальше идет чередование ровных участков и полей торошения - 4 переход по невысоким торосам, 5-й переход - ровный лед, 6-й - по торосам. Ветер встречный. Движение с постоянной проверкой направления по компасу. Обед (13.20-15.25) (фото 16). Координаты: 77°06´59"/107°43´55". Дымка, t = -4°С. Утром видимость хорошая. Идет небольшой снегопад.
Длина пути = 10,5 км; ЧХВ = 3:00 Продолжаем движение по азимуту. Три перехода по 30 мин. идем по торосам. Высота валов до 1 м, отдельные льдинки поднимаются до 2-3 м. Во время 4 перехода идет чередование торосов и чистого льда, попадаем на участок легкого торошения (фото 17). Следующие 2 перехода по ровному льду (фото 18). Остановка на ночлег в 19.05. Координаты: 77°11´34"/107°43´25". Пролетела стая птиц.
По морю к Комсомольским о-вам Длина пути = 10,5 км; ЧХВ = 3:00 Выход в 8.30. В течение 1 часа идем по снежному полю За 3 переход подходим к скальным сбросам небольшого островка (о. Столовидный) (фото 19). В течение 4-го перехода среди разновеликих обломков льдин дошли до о. Большой. Дальше начинается подъем на плато о. Большой и идем по острову с небольшими подъемами и спусками. Обед (13.15-15.00). Координаты: 77°15´46"/107°33´36". t = -5°С. Переменная облачность. Ветер, идет снег. Мгла.
Длина пути = 12 км; ЧХВ = 3:00 После обеда 5 переходов по 30 мин. идем, по плато острова. Чередование спусков и подъемов. Слева остается высокая вершина в виде купола, впереди небольшая бухта. Уходим левее и выходим к северной оконечности острова. К концу пятого перехода оказались на берегу. Слабая видимость, дымка. Впереди появились очертания следующих островов. В поисках обозначенной на карте строения идем
Координаты ночлега: 77°20´11"/107°24´33". С места ночлега видны огромные поля торошения. Сушим снаряжение после трех дней пасмурной погоды.
Среди Комсомольских о-вов Длина пути = 10 км; ЧХВ = 2:30 Полудневка. Выход в 16.00. Чуть-чуть двигаемся по своей лыжне и уходим в северном направлении. Вокруг огромные поля торошения. Но удается найти проходы. Идем, лавируя среди вздыбленных льдов (фото 23). С обеих сторон видны небольшие острова. Вдали в туманной дымке проглядываются несколько тригопунктов. Обнаружили следы медведя (фото 22). Во время 5-го перехода входим в зону сплошного торошения (фото 24). Проходимость тяжелая. В 19.30 встаем на ночлег. Координаты: 77°24´36"/107°21´10". t = -7°C, ясно, слабый ветер. Видимость отличная.
20 мая (9 день)
Длина пути = 13 км; ЧХВ = 3:10 Видимость 500-600м. Идем, лавируя среди вздыбленных льдов и валов (аналогично фото 24). На поверхности льда мягкий снег глубиной до 30 см. Из-за белой мглы и дымки практически перед собой ничего не видно. Двигаемся на ощупь. Перед спуском с валов сначала палкой прощупываем местность. Лишь в отдалении видны очертания торосов. Постоянная проверка направления по GPS. 2 первых перехода шли по 40 мин. Во время 2-го привала из-за торосов появился медведь (фото 25, 26). Пришлось срочно собрать ружье и подготовить намоченные бензином тряпки. Когда медведь подошел близко, мы подожгли эти тряпки. Так как зверь во время охоты подходит с подветренной стороны, медведь попал в зону дыма. Это ему не понравилось. Он остановился. Дальше криками и шумом нам удалось "доказать" медведю, что мы сильнее. Он вставал на задние лапы, демонстрировал, что он большой и сильный. Но подходить ближе не решался. Постояв определенное время, друг против друга, мы решили потихоньку продолжить движение. Плотной группой, поставив Равиля Шафигуллина с ружьем сзади, мы медленно начали уходить. Медведь оставался на своем месте. Только потом, когда мы отошли далеко, медведь подошел на то место, где мы стояли, и обнюхал там все. 3-й переход по 30 мин. Участки легкого торошения, глубокий снег. 4-е и 5-е переходы по 40 мин. Координаты ночлега: 77°36´30"/107°11´53". Видимость слабая, белая мгла.
Движение по морю (пролив Вилькицкого) Длина пути = 14 км; ЧХВ = 3:40 Вышли 9.20. Идем по ровным ледовым полям. Жесткий наст, заструги. Нет видимых ориентиров. Движение с постоянной проверкой направления по GPS (фото 27). Координаты: 77°42´44"/107°07´22". t = -4°C. Слабый ветер, видимость отличная. Движение по морю Длина пути = 12 км; ЧХВ = 3:05 Выход в 15.30. После обеда путь аналогичен. По-прежнему нет ориентиров (аналогично фото 27). Координаты ночлега: 77°47´54"/107°02´21".
22 мая (11 день)
Подход к о. М.Таймыр Длина пути = 14 км; ЧХВ = 3:40 Выход в 8.40. 4 перехода по 35 мин идем по ровному льду. То, что мы предполагали скалами, оказался огромным айсбергом. Он слева-впереди. Остается в стороне от нашего пути. С 5-го перехода начинаются участки торошения. Впереди высокие валы и отдельные нагромождения льда. Высота их достигает 4-5 м. Очень тяжелая проходимость. Но есть так называемые "поляны". Непосредственно перед островом идти становится легче. Мачта, которая была видна издалека, оказалось ветряком (фото 28). Уже очень хорошо видны строения полярной станции и брошенная техника. В 13.40 мы на острове Малый Таймыр (фото 29). Координаты: 78°05´30"/106°49´04".
Плохое скольжение в течение всего дня. Обследовав станцию, решили расположиться в жилом корпусе. Все здесь разгромлено. Много брошенных вещей, аппаратуры, запчастей, три трактора и много всего другого. Побывали в домах медведи, песцы. Принимаем решение об остановке на полудневку. Вокруг острова огромные поля торосов. Вдали видны айсберги..
Движение по острову Длина пути = 11 км; ЧХВ = 2:45 Выход в 10.30 (фото 30). От полярной станции уходим по острову в северном направлении. Слабо пересеченная местность. До северного берега дошли за 2 часа 15 мин. Берег очень пологий. Здесь ровная песчаная коса. На берегу валяется небольшое количество плавника. Впереди ледовое поле с редкими ледовыми нагромождениями-выбросами. Идем еще 1 переход по 35 мин и остановка. Обед с 14.00 до 15.40. Координаты: 78°10´18"/106°49´50". t = -12°С. Ясно, ветра нет. о. М. Таймыр - о. Старокадомского Длина пути = 12,5 км; ЧХВ = 3:10 По ледовым полям с участками легкого торошения за 3 часа доходим до о. Старокадомского. Выходим на остров. Потеплело, в конце перехода начинается легкий подлип. Встаем на ночлег в 20 часов 5 мин. Координаты: 78°15´40"/106°41´55". К вечеру видимость ухудшилась, мгла. Небо покрылось облаками.
По о. Старокадомского Длина пути = 9 км; ЧХВ = 3:00 Выход в 9.10. С места ночевки начинаем пересечение острова. Снег липкий. Пытаемся идти на лыжах. Но очень сильный подлип. Снимаем лыжи и идем пешком (фото 31, 32, 33). Рыхлый снег. Постоянно проваливаемся. Идти очень тяжело. Отсутствие ориентиров. Движение по прибору GPS. В 13.15 встаем на обед. Координаты: 78°19´17"/106°36´12". t = 0°С, видимость слабая, сплошная облачность, ветер слабый.
о. Старокадомского - о-ва Майские Длина пути = 1,5 км; ЧХВ = 0:45 После обеда надеваем лыжи и за 15 мин дошли до одинокого столба на берегу острова (фото 34). Еще за 30 мин. дошли до одного из остров архипелага Майский. Время 17.40. Координаты на самой северной точке: 78°20´11"/106°34´48" (фото 35, 36, 37).
Движение на юго-восток Длина пути = 5,5 км; ЧХВ = 1:30 В 18.40 начинаем движение на запад. Идем по льду, оставляя слева о. Старокадомского. Торошение не сплошное. Хотя оно и достаточно сильное. Удается спокойно найти проходы среди вздыбленных льдов. Справа сквозь туманную дымку проглядываются скалистые склоны о. Большевик. Идем 3 перехода по 30 мин. и в 20.25 встаем на ночлег под защитой ледового вала. Координаты 78°18´37"/106°25´24".
Движение на юго-запад к проливу Вилькицкого Длина пути = 11,5 км; ЧХВ = 3:30 Выход в 9.00. Погода по-прежнему плохая. Небо заволокло низкими тучами. Сразу после выхода с ночлега попадаем в зону сильного торошения. Идти очень тяжело. Приходится отдельно протаскивать санки-волокуши через валы торошения. Чередуются участки жесткого наста, фирна, заструг и глубокого снега (фото 38). Движение аналогично фото 57. t = -4°C, перем. облачность, слабый ветер, видимость хорошая.
Длина пути =11 км; ЧХВ = 3:30 Обед с 13.30 до 15.45. Координаты: 78°15´42"/106°04´44". Прошли 6 переходов по 35 мин. На всем обозримом пространстве сплошные торосы. Идти очень тяжело (фото 39, 40). Остановка в 20.15. (фото 41).
Вечером пасмурно, низкая облачность.
27 мая (16 день)
Движение на юго-запад по проливу Вилькицкого Длина пути = 4,5 км; ЧХВ = 1:10 Выход в 9.20. По-прежнему сплошные торосы. Сильный подлип. Прошли 2 перехода по 35 мин. Идти чрезвычайно тяжело. Картина аналогична фото 40 и 58. В 11 часов останавливаемся по причине не эффективности движения. Затраты сил не оправдываются пройденным расстоянием. В связи с очень теплой погодой в дневное время было принято решение в дальнейшем идти в ночное время. По этому случаю Айдар даже побрился (фото 42). Координаты: 78°06´25"/104°55´30". t = -3°C. Сильный попутный ветер. Кучевые облака. Движение на юго-запад по проливу Вилькицкого Длина пути = 10,5 км; ЧХВ = 3:30 Готовим "вечерний завтрак". Выход в 20.45. Идет чередование участков торошения средней тяжести и очень тяжелых. Но подлипа нет. Это уже хорошо. Сделав 6 переходов по 35 мин, в 01.10 встаем на "обед". Координаты: 78°03´46"/104°36´51". Ветра нет. Переменная облачность.
29 мая (18 день)
Длина пути = 14 км; ЧХВ = 3:25 Выход в 20.50. Чаще стали встречаться большие ровные поля или участки слабого торошения (фото 43). С дальнейшим продвижением выходим на совершенно ровные поля. Впереди торосов не видно. Идти легче. Остановка на обед в 01.35. Координаты: 77°56´04"/103°59´36". Идет снег. Сильный ветер.
По проливу Вилькицкого Длина пути = 13 км; ЧХВ = 3:30 Выход в 04.05. Держим направление на о. Гейберга. Его координаты уже были введены в GPS. Идем по ровным полям. Фирн, слабые заструги. Имеются лишь отдельные обломки льдинок. Встали в 8.40. "Ужин" (дневной отдых) (фото 44). Координаты: 77°52´56"/103°36´38". t = -4°C. Переменная облачность. Видимость хорошая, ветер в спину. По проливу Вилькицкого Длина пути = 15,5 км; ЧХВ = 4:00 Выход в 20.30. После 1-го перехода появились торосы, но они не сплошные, легко проходятся. Перед остановкой на "обед" снова пошли ровные поля. На ночной обед встаем после полуночи (в 01.50). Координаты: 77°49´06"/103°09´13".
31 мая (20 день)
Движение к о-вам Гейберга Длина пути = 15,5 км; ЧХВ = 3:55 Выход в 20.30. Направление на о. Гейберга. Идем по ровным полям. Фирн, слабые заструги. Маяк уже виден отчетливо (фото 45). На ночной обед встаем в 01.30. Координаты: 77°42´13"/102°16´26".
Движение к о-ву Восточный Длина пути = 15 км; ЧХВ = 4:00 Выход в 3.15. Снова идем по ровным ледовым полям. После второго перехода появляются отдельно стоящие ледовые горки. Невысокие валы. Они легко обходятся. При подходе к острову торошение становится сильнее. Но все равно удается их обойти (фото 46). Координаты: 77°38´46"/101°49´32". t = -5°C. Ясно. Видимость хорошая. Северо-восточный ветер.
Длина пути = 10,5 км; ЧХВ = 2:20 Выход в 20.40. За 3 перехода дошли до острова. В течение 4-го перехода идем с небольшим набором высоты, пользуясь GPS в направлении полярной станции К ней подошли в 00.05. Координаты: 77°36´08"/101°31´33". Здесь несколько строений. Хорошо сохранившийся жилой дом, различные склады (фото 47, 49). Внутри жилых зданий все разгромлено. Там побывали звери (фото 48). Дверь складского помещения, видимо, была хорошо закрыта. Поэтому здесь порядок и чистота. Размещаемся здесь.
На о. Восточный Длина пути = 1,5 км; ЧХВ = 1:00 Полудневка. Сушим вещи, ремонтируемся. Знакомимся станцией. Сходили на экскурсию к маяку (фото 50, 51). Оказалось, что он работает. Питание идет от изотопов.
Длина пути = 10,5 км; ЧХВ = 2:55 Выход в 21.30 (фото 52). Сразу за кромкой берега начинаются тяжелейшие торосы (фото 53). Высота валов до 7-8 м. Между ними идешь как по каньону (фото 54). А преодолевать их тяжелейшая задача. Скорость очень низкая (фото 55, 56, 57, 58). Особенно тяжелым был 1-й переход. Затем легче (фото 59). Начиная
Координаты: 77°31´27"/101°27´26".
3 июня (23 день)
t = -7°C. Ясно. Видимость хорошая. Северо-восточный ветер. Движение по морю на юго-запад Длина пути = 17 км; ЧХВ = 4:30 Выход с ночевки в 21.10 . Идем по ровному льду. Полное отсутствие ориентиров (фото 62). Идем по "GPS". Попадаются огромное количество медвежьих троп. Далеко на севере на фоне яркой полосы увидели силуэт уходящего на восток медведя. Встаем на ночной обед в 02.00.
4 июня (24 день)
Подход к о. Лишний Длина пути = 14,5 км; ЧХВ = 3:30 Выход с "обеда" в 03.30. Идем по ровному льду. Белая мгла. Ориентиров нет. Стараемся идти, ориентируясь по застругам постоянно сверяясь по GPS. Через несколько переходов впереди в дымке увидели большую ледовую гору. Идем в его направлении. Оказалось, что это небольшой айсберг (фото 63, 64). Поверхность льда стала более разнообразной. Множество отдельно стоящих ледовых глыб (фото 65, 66). Встаем в 08.10. Координаты: 76°58´28"/100°32´45". t = -6°C. Туман. Видимость слабая, идет снежок. Юго-западный слабый ветер.
Длина пути = 7,5 км; ЧХВ = 2:25 Выход с ночевки в 20.20. Местность аналогична. Впереди среди обломков льдин заметили черную точку. Она то появлялась, то исчезала. Направление ее совпадала с направлением нашего движения. В память навигатора уже были введены координаты о. Лишний. По мере приближения обнаружили, что это маяк. Его высота оказалась не более 10 м (фото 67). В 22.05 дошли до о. Лишний. Координаты: 76°55´26"/100°27´01". t = -11°C. Погода улучшилась. Солнечно. Мороз усиливается. На острове скопилось огромное множество чаек. Движение к заливу Толля Длина пути = 11 км; ЧХВ = 2:20 Уходим в 22.50. Чередование ровных полей и участков слабого торошения. Встаем в 01.40 на ночной обед. Координаты: 76°50´48"/100°19´23".
6 июня (26 день)
7 июня (27 день)
Длина пути = 16,5 км; ЧХВ = 3:30 Выход с ночевки в 20.45. Во время стоянки погода испортилась. Сильный боковой ветер. Видимость слабая. Берегов не видать (фото 68). Движение по навигатору. Через 3 перехода дошли до берега. Впервые с момента начала похода мы вступили на континент. Координаты места выхода: 76°26´42"/99°38´12". Дальше движение по суше. Поднимаемся на плато. Местность сильно обдута, много выходов галечника и камней. Пройдя плато, идем траверсом по склону широкой ложбины. Сильный боковой ветер. Через переход начинается пологий спуск. Встаем на обед в 01.15. Координаты: 76°23´19"/99°33´30". t = -8°C, пурга, сильный ветер. Видимость не более 300-400 м.
п-ов Оскара Длина пути = 11 км; ЧХВ = 2:20 Выход с "обеда" в 05.00. Движение по равнинной местности. Заструги. Из-за сильной поземки видимости нет. Встречно-боковой ветер сбивает с верного направления. Идем с постоянной проверкой направления. По причине плохой погоды останавливаемся в 07.30. (фото 69). Шли только 4 перехода. Координаты: 76°18´41"/99°24´40". Погода очень плохая - сильная поземка, видимости нет.
Длина пути = 17 км; ЧХВ = 3:35 Выход с ночевки в 21.30. За 15 мин. дошли до берега. Он невысокий, пологий, перепад не более 15 м. На другом берегу увидели несколько строений. Берем направление туда (фото 70). За 5 переходов по 40 мин. пересекли Таймырскую губу, и дошли до заброшенной геологической базы в 02.15 9 июня (фото 71). Координаты: 76°12´58"/99°04´. t = -5°C, поземка завершается, видимость улучшилась.
Заброшенная геологическая база Усть-Таймыр Разместились в бывшем жилом бараке геологов. Здесь много хорошо сохранившихся комнат. Настроили рацию и спутниковый телефон. Связались с Хатангой и запросили вертолет. Было обещано, что он будет завтра. Позвонили в Казань. Сообщили об окончании маршрута. Связались с журналистами и передали информацию о последних днях похода и завершении маршрута (фото 72, 73, 74, 75). Вертолет прилетел 10 июня. Вылетели в 11.50. Через 2 часа 20 мин. были в Хатанге (фото 76, 77, 78, 79, 80). Общая длина пути = 640 км; ЧХВ = 147:35; Средняя скорость 4,3 км/час Определяющие препятствия маршрута.
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения по всему маршруту.
Кроме вышеперечисленного Министерством были выделены на проведение похода следующие виды снаряжения: новая палатка "Зима", новая обувь для лыжных походов типа "Баффин" и "Аляска", теплые куртки, ветровки и другие. Остальную часть снаряжения составляло испытанное старое, дополнительно пришлось покупать некоторые расходные материалы, запчасти и патроны. Итоги, выводы, рекомендации. 1. Запланированный маршрут 6 кат. сл. успешно пройден согласно намеченному плану и в срок. Выехав 9 мая из Казани, команда 11 мая прибыла в пос. Хатанга Долгано-Ненецкого (Таймырского) автономного округа. 12 мая на вертолете Хатангского объединенного авиаотряда мы были заброшены в район залива Фаддея (акватория моря Лаптевых). В тот же день был начат маршрут. С 12 мая по 9 июня был пройден следующий маршрут: устье р. Становая - залив Фаддея - бухта - западный берег залива - движение по льдам на север - о. Большой (о-ва Комсомольской правды) - о. Малый Таймыр - о. Старокадомского - Майские о-ва - пролив Вилькицкого - о. Восточный (о-ва Гейберга) - о. Лишний - залив Толля - п-ов Оскара - Таймырская губа - р. Нижняя Таймыра - Усть-Таймыр (база геологов). Основным и главным итогом является успешное прохождение маршрута. Пройденный командой "Зима" маршрут 6 кат. сл. характеризуется большой протяженностью (2 с лишним раза превышает классификационные нормативы) значительной продолжительностью (29 дней на маршруте), суровыми климатическими условиями: сильные ветра, туманы, отчасти пурги, высокая влажность. Естественно, такой маршрут не может быть пройден без надежного тактического, технического и медицинского обеспечения. Маршрут был пройден в достаточно сложных метеорологических условиях. При движении на север от залива Фаддея до Майских островов нам за исключением нескольких дней пришлось двигаться при сильном встречном северо-восточном ветре. А в условиях безветрия устанавливались белая мгла и туман. Приходилось двигаться при видимости не более 200м. В этих условиях движение осуществлялось с помощью спутникового навигатора (GPS). На этом участке были пройдены острова Комсомольской правды, Малый Таймыр и Старокадомского. При прохождении пролива Вилькицкого на участке от Майских островов до 104 меридиана попали на участок сплошного торошения. Двигались, преодолевая 3-4 метровые ледовые валы, постоянно лавируя в разные стороны в поисках путей прохождения. Протяженность этого участка составила около 90 км. В день проходили не более 15-17 км полезного пути. От 104 меридиана (это к северу от мыса Челюскина - самой северной точки Евразийского континента) мы ушли на юго-запад к островам Гейберга. На этом отрезке пути участков торошения было незначительно, движение ускорилось. Но только в редкие дни была хорошая видимость. Опять шли с помощью спутникового навигатора (GPS). Далее, пройдя через о. Лишний, мы вошли в залив Толля и на 27 день пути вышли на материк. 7 июня шли в условиях сильнейшей пурги при полном отсутствии видимости. 9 июня маршрут был завершен на заброшенной и разгромленной геологической базе Усть-Таймыр (устье реки Нижняя Таймыра). На подходе к этой базе, по рации и спутниковому телефону связались с Хатангой, и вызвали вертолет. 10 июня прилетел вертолет и доставил нас в Хатангу. 12 июня вылетели через Норильск в Москву и 14 июня прибыли в Казань. 2. Все участники показали хорошую общетуристскую, тактическую, тех-ническую подготовку. В группе в течение всего похода царила дружелюбная обстановка и хороший психологический климат. Снаряжение полностью оправдало себя как по наименованию, так и по количеству. Взятый набор продуктов обеспечивал восстановление энергозатрат. Поход проходил в условиях полярного дня. По этой причине для нас не имело значения такое понятие как время суток. В то же время мы не могли не учитывать такой фактор как биоритмы человека и зависимость от них уровня нашей работоспособности. Практически весь маршрут пройден в условиях межсезонья. Этот период характеризуется сильнейшей солнечной радиацией, которая в течение двух-трех переходов полностью изматывала группу. Поэтому и по причине сильного подлипа при прохождении по проливу Вилькицкого в целях более рационального использования времени и сил перешли на движение в ночные часы. Такое тактическое решение полностью оправдало себя. В целях создания хорошего морально-психологического климата через каждые 3-4 дня устраивали сеанс связи по спутниковому телефону с семьей. Участники были в курсе всех домашних событий. После каждого такого сеанса в команде устанавливалось очень хорошее настроение. 3. Спортивные итоги экспедиции. Одной из главных спортивных целей нашего похода было прохождение по льдам двух арктических морей вокруг полуострова Челюскина. Это нам удалось сделать в полной мере. Маршрут был пройден без всяких отклонений. Совершен автономный лыжный поход 6 к.с. по льдам морей Лаптевых и Карского в условиях межсезонья. Общая протяженность маршрута составляет около 640 км. Из них около 150 км пройдено по участкам сильного торошения и битого льда. Пройденный маршрут является уникальным в истории Российского и советского спортивного лыжного туризма. Значительная часть данного маршрута является первопрохождением. Маршрут по всем показателям значительно превышает нормативы похода 6 (высшей) категории сложности. О стратегии маршрута, о тактических задачах, решаемых в ходе похода, сказано в п.п.1, 4, 7, 8 раздела II. Коротко можно сказать, что все постав-ленные стратегические и тактические задачи были успешно решены. Маршрут достаточно интересен и своеобразен. Поражают огромные ледовые просторы моря. Очень красиво смотрятся торосы, хотя идти через них и крайне трудно. Огромные впечатления оставляет посещение полярных станций. Возможно, маршрут не изобилует множеством разно-образных естественных препятствий. Но, прежде всего нас интересовала спортивная составляющая похода, во главу угла было поставлено это. Мы его рассматривали как чисто спортивное мероприятие. Все же не так мало было форм рельефа - огромные участки битого льда, большие участки торошения разной степени проходимости. Частично участки бугристой тундры, фирновые поля с высокими застругами. Погода, по нашим понятиям, была вполне нормальной. Рассчитывать в усло-виях Крайнего Севера на тихую безветренную погоду было бы верхом легкомыслия. Члены команды, пройдя этот маршрут, выполнили нормативы Мастера спорта России, в настоящее время идет подготовка документации для отправки в ТСС России для присвоения этих званий. 4. Подготовка экспедиции и ее итоги получили широкий отклик в средствах массовой информации Республики Татарстан. Перед выездом на маршрут совместно с пресс-центром МДМС РТ была проведена пресс-конференция. Были демонстрированы сюжеты на каналах "СТС" и ГТРК "Татарстан". Наличие спутникового телефона дало нам возможность передачи сообщений с маршрута представителям прессы, через каждые 3-5 дней мы выходили на связь с журналистом А. Габидуллиным, который является спортивным обозревателем сайта "Intertat.ru". После каждого сеанса связи он размещал информацию в разделе "Спорт". После каждого обновления информировал об этом пресс-центр Министерства. А. Габидуллиным были опубликованы 4 статьи о ходе экспедиции по Арктике в газете "Советский спорт", а также в Казанском приложении к газете "Комсомольская правда". Три раза был проведен сеанс связи с телекомпанией "Эфир" с дальнейшем сообщением об экспедиции в программе "Город". После возвращения в Казань была организована пресс-конференция в редакциях газет "Комсомольская правда" и "Советский спорт". Были показаны сюжеты об успешном завершении экспедиции на телеканалах "ТНВ", "СТС", "Вариант", "Эфир", ГТРК "Татарстан". Были напечатаны большие статьи в газетах "Комсомольская правда" и "Советский спорт", "Новая вечерка", "Казанские ведомости", "Милиция, законность, правопорядок" и др. По результатам похода можно сказать следующее: На основании прохождения маршрута можно предложить следующие рекомендации: По итогам похода сделана следующая общественно полезная работа: Рекомендуемые варианты подъезда и отъезда. В зимнее время единственным средством подъезда к району является авиация. Авиарейсов до Норильска достаточно много. Проблем с билетами нет. Хуже обстоят дела с проездом до Хатанги. Хатанга является режимным поселком, поэтому чтобы попасть сюда необходимо иметь разрешение Федеральной пограничной службы (ФПС) и Департамента туризма Министерства экономики и торговли. Это очень долгий процесс, поэтому обращаться в эти организации необходимо уже в ноябре-декабре. ФПС достаточно быстро дает ответ, а вот из Департамента туризма ответ обычно приходит буквально перед выездом. И то после многократных звонков в Москву. Это объясняется тем, что сотрудники Департамента туризма должны согласовать проведение нашего (и любого другого) похода со множеством государственных структур - ФСБ, Морфлот, Генштаб и др. Так что попасть на Север не так просто. Непосредственный выход на маршрут возможен практически только одним способом - заказ спецрейса в аэропорту. При наличии финансовых средств и рации вопрос решается очень просто - как у классиков: сегодня деньги, завтра вылет. Лишь бы погода была. При завершении маршрута в отдаленных точках тоже надо договариваться с летчиками (вертолетчиками) о вывозе с маршрута. В этом случае необходимо точно определить сроки и место завершения маршрута. Аварийные выходы с маршрута. Возможности для аварийных выходов в районе похода очень ограничены. Поэтому при подготовке похода и на самом маршруте (!) следует обращать очень серьезное внимание проблемам безопасности походов, требуется внимательное и требовательное отношение всех членов команды друг к другу. Команда обязательно должна иметь рацию и запас источников питания. Без рации совершение походов в этом районе крайне опасно. Район оз. Таймыр. Кордон биостанции Бикада. Хорошо сохранившаяся изба. Печка, дрова и др. топливо. Обязательно наличие рации. На западной оконечности озера Таймыр работают рыболовецкие артели. У них налажена радиосвязь с Хатангой. Район базы "Рыбак". Хорошо сохранившееся избы. Печка, дрова и др. топливо. Есть возможность пополнить запасы продуктов. Обязательно наличие рации. О. М. Таймыр и о. Восточный - заброшенная полярная станция. Хорошо сохранившиеся дома. Дрова и др. топливо. Обязательно наличие рации. База геологов Усть-Таймыр - хорошо сохранившиеся дома. Дрова и др. топливо. Обязательно наличие рации. На о. Самуила тоже должна быть заброшенная полярная станция (мы не посещали). На мысе Челюскина - действующая метеостанция и погранзастава. К счастью, необходимости использования вышеприведенных вариантов не было. |