Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
О Т Ч Е Т
о велосипедном туристском спортивном походе
четвертой категории сложности по Западному Кавказу,
совершенном с 26 июля по 6 августа 2003г.
Маршрутная книжка № 13-ПТК-03
Руководитель группы: Баранов В.Л.
Казань 2003
Справочные
сведения.
Проводящая организация: Поход проведен ПТК «Траверс» Министерства по делам молодежи и спорту РТ: 420107, Казань, Бутлерова, 7, телефон: (8432) 361590.
Вид туризма: велосипедный.
Категория сложности: четвертая.
Район похода: Западный Кавказ.
Количество участников: 5 человек.
Продолжительность маршрута (общая / ходовых дней): 12/11 дней.
Cроки проведения: 26 июля - 6 августа 2003 года.
Протяженность маршрута: 621 км.
Нитка маршрута:
Тихорецк - Усть-Лабинск - Майкоп - Гузерипль - пр. Партизан - пер. Гузерипль
- пер. Армянский - пр. Фишт - пер. Белореченский - пер. Черкесский -
пр. Бабукаул - Солохаул - пер. Ноль - Дагомыс - Туапсе - Горячий Ключ -
пер. Хребтовый - пер. Джубгский - пер. Бжидский - пер. Пшадский -
пер. Михайловский - Геленджик - Новороссийск.
Определяющие
препятствия маршрута.
Примененные сокращения: ЕВСКТМ-единая всероссийская спортивная классификация
туристских маршрутов; ППВМ-паспорт препятствия велосипедного маршрута;
МКВМ-методика категорирования велосипедного маршрута; КТ-категория трудности
в баллах; КСВМ-категория сложности(в баллах) велосипедного маршрута;
Кпк-коэффициент дорожного покрытия; Кпр-коэффициент протяженности;
Кпер-коэффициент пересеченности местности; Кв-коэффициент абсолютной высоты;
И-интенсивность прохождения маршрута; Лф-фактическая протяженность маршрута;
Лп-эквивалентный пробег; Тн-продолжительность похода по ЕВСКТМ, умноженная на
коэффициент дневок; Тф-фактическая продолжительность прохождения маршрута;
Лн-номинальная протяженность маршрута; А-показатель автономности;
СГ-сезонно-географический показатель; П-сумма баллов КТ; ЭП - эквивалентная
протяженность.
Вид препятствия - дорожное покрытие по таблице 2 из приложения 5 «форма 5 ППВМ» к правилам проведения соревнований спортивных туристских походов (качественный показатель). Ссылка на фотографии. |
Категория трудности по приложению 5 «МКВМ» к единой спортивной всероссийской классификации туристских маршрутов (количественный показатель). |
Длина препятствия (км)/ЭП. Ссылка на вошедшие участки маршрута/строки, указанные в части II. Отчета из разделов 5,6 в колонках 3,4,5. |
Характеристика препятствия (из приложения к форме 5 ППВМ и из таблицы 3 к МКВК). |
Определение (классифицирование) категории препятствия по трудности. |
(1) асфальт Фото 9, 12. |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 0,9*(1+278,6/100)*0,8*1= 2,72(зач. 1,3) |
278,6 км стр.1-13, 18-23, 25-30, 32-35, 37-39, 81, 150-151, 158-160 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
6,21 баллов - КТ ... |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 0,9*(1+59,1/100)*1,0*1= 1,43 |
59,1 км стр.24, 31, 78-79, 154-157 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 0,9*(1+13,1/100)*1,2*1= 1,22 |
13,1 км стр.152-153, 176-180 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 0,9*(1+79,3/100)*1,4*1= 2,26 |
79,3 км стр.82-97, 106-117, 125-149 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
(2) грейдер Фото 4, 20, 50, 55 |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 1,0*(1+97/100)*0,8*1= 1,58(зач. 1,44) |
97 км
стр.14-15, 17, 36, 80, 166-167, 171,174,185-187 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
3,93 балла - КТ ... |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 1,0*(1+9/100)*1,0*1= 1,09 |
9 км стр.16, 161-163, 181-184 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 1,0*(1+16,5/100)*1,2*1= 1,4 |
16,5 км стр.164-165, 169-170, 172-173 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
(3) проселок |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв |
0 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
0 баллов |
(4) щебень Фото 49. |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 1,4*(1+5,2/100)*1*1= 1,47 |
5,2 км стр.75-77 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
3,15 балла - КТ 3 определяющие препятствия |
(5) тракторный путь. Фото 21, 47. |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 1,8*(1+16,5/100)*0,8*1=1,68 |
16,5 км стр.40, 71-74 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
(6) тропа. Фото 23, 43. |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 2,4*(1+4,2/100)*0,8*1= 2,0 |
4,2 км стр.67-70 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
6,13 балла - КТ 4 определяющие препятствия |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 2,4*(1+19,5/100)*1,2*1,2= 4,13 |
19,5 км стр.41-46, 63 |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
(7) бездорожье Фото 28, 30, 34, 37, 39. |
КТ=Кпк*Кпр*Кпер*Кв= 3,0*(1+23/100)*1,4*1,2=6,2 |
23 км/230 км |
Горная местность- аналог по таблице 4 МКВМ |
6,2 балла - КТ 4 определяющие препятствия |
|
П = сумма КТ = 25,33 ,но, из таблицы 9 МКВМ, не более:
3-1к.т., 5-2к.т., 10-3к.т., 39-4к.т. |
621 км/828 км |
|
1к.т.-2к.т.- 3к.т.-1 препят; 4к.т.-2 препят; |
Расчет ЛП, т.е. участка, отмеченного знаком «7» при: протяженности - 23 км; категории трудности - от Н/К до 1Б; эквивалентном пробеге, как среднее интервала Н/К ... 1Б, - 230 км. Отсюда интенсивность приобретает значение -
И = [(Лф + Лп) * Тн] / (Тф *Lн) = [(598+230) *13*1,2] / (12*600) = 1,79. И далее -
А = А1 + А2 = 0,35+0,75=1,1; где: А1-автономность за три дня в горах равна 1,4*3/12=0,35, А2- автономность за остальные девять дней равна (0,5+1,0)/2=0,75.
СГ = 0.
КС = П * И * А + СГ = 25,62 * 1,79 * 1,1 + 0 = 50,44, что свидетельствует о соответствии категории сложности похода пятой (40...59) по таблице 9 «оценка КСВМ».
Сведения
об участниках.
№ |
Фамилия, имя |
Год рождения |
адрес |
обязанности |
1 |
Баранов Владимир |
1949 |
Казань, Дачная, 35 |
руководитель |
2 |
Грачев Павел |
1965 |
Казань, Колымская, 2-22 |
ремонтник |
3 |
Сибгатуллин Альберт |
1983 |
Казань, Вагапова, 15-17 |
проводник |
4 |
Мингалеев Айдар |
1986 |
Октябрьский, Полевая, 30 |
фотограф |
5 |
Фасхутдинова Алсу |
1984 |
Октябрьский, Подгорная, 46-85 |
завхоз |
Адрес хранения отчета. Отчет хранится в библиотеке МКК ПТК «Траверс»; видео и киноматериалов нет.
Поход рассмотрен. МКК ПТК «Траверс» 116-00-54554000, маршрут имеет четвертую категорию сложности.
Содержание
отчета.
Идея, цель. Изучение западного Кавказа в свете требований современной методики для уточнения расчета категорий сложности препятствий и трудности похода в спортивном велосипедном туризме. Повышение спортивной квалификации.
Варианты подъезда и отъезда. Для подъезда и отъезда использовался железнодорожный транспорт. Несколько поездов курсируют в это время года из Казани в Краснодарский край и обратно ежедневно.
Аварийные и запасные варианты маршрута. Участок горного бездорожья для велосипедного и автомобильного транспортов ежесуточно посещается пешеходниками и местным населением - значит, в принципе проходим, но с минимальной скоростью, что и имело место быть. И объездные пути протяженных препятствий - дорог с пониженной проходимостью не предусматривались.
Изменение маршрута и причины. По информации от местного населения на одном из участков предполагаемого маршрута произошел обвал породы. Это привело к использованию внутримаршрутного транспорта на участке Туапсе - Горячий Ключ. Резерв по протяженности, заложенный изначально, предупредил нежелательные последствия и параметры маршрута не изменились.
График движения. Техническое описание прохождения(6). Здесь указана информация по обоим пунктам.
График движения.
Техническое описание прохождения.
Дата. t утра, дня, метеоусловия; итоги за день (на отдельном листе - высотный график).
№ строки |
Т (время) текущее(мск) |
L (км) похода текущие |
высота (м) абсолютная |
уклон (%) |
Покрытие (смотри графу один раздела пять части справочные сведения) дороги |
Описание (комментарий)
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
26.07. +26, +34, ясно; за день: время «в седле» = 6:20; протяженность = 90,0; скорость = 14 км/час; набор высоты = 178 метров. |
1 |
12.30 |
000,0 |
203 |
|
«1» |
Тихорецк. Памятник борцам первой Российской революции 1905...1907 годов. Выезд, фото 1, в Ю-З направлении на Усть-Лабинск. |
2 |
12.40 |
004,0 |
218 |
1% |
«1» |
Бровка, верх склона. |
3 |
12.45 |
005,0 |
206 |
|
«1» |
Подошва, низ склона. |
4 |
|
014,5 |
170 |
|
«1» |
Река Челбас. Фото 2. |
5 |
|
018,5 |
188 |
1% |
«1» |
Знак Челбас. Фото 3. |
6 |
|
034,0 |
173 |
|
«1» |
Бейсуг. |
7 |
|
047,0 |
169 |
|
«1» |
Река Бейсуг. Обед - 2часа. |
8 |
|
051,0 |
214 |
1% |
«1» |
|
9 |
|
053,0 |
196 |
|
«1» |
|
10 |
|
055,0 |
213 |
1% |
«1» |
|
11 |
|
058,5 |
200 |
|
«1» |
|
12 |
|
059,3 |
214 |
1% |
«1» |
|
13 |
|
068,0 |
189 |
|
«1» |
Река Бейсужек южная, далее дорога «2». |
14 |
|
069,5 |
211 |
1% |
«2» |
|
15 |
|
071,8 |
186 |
|
«2» |
Фото 4. |
16 |
|
073,0 |
215 |
2% |
«2» |
|
17 |
|
080,0 |
198 |
|
«2» |
Река Кирпили, далее дорога «1». |
18 |
|
083,0 |
216 |
1% |
«1» |
|
19 |
20.50 |
090,0 |
227 |
|
«1» |
Усть-Лабинск; перекресток у северной объездной дороги, Фото 5; бивак у правления фермерского хозяйства Уренгойгазпрома. Народный музей и бюст А.В.Суворова по случаю его пребывания на Кубани. |
Протяженность за 1 день 90 км; суммарный набор высоты за 1 день = 178 метров. |
|
Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" - сплошная синия линия;
"2" - пунктирная синяя линия;
"4" - сплошная красная линия;
"5" - пунктирная красная линия;
"6" - сплошная зеленая линия;
"7" - пунктирная зеленая линия.
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 170 - река Челбас; 169 - река Бейсуг; 189 - река Бейсужек; 198 - река Кирпили.
27.07. +24, +39, ясно; за день: время «в седле» = 8:30; протяженность = 101,9; скорость = 12 км/час; набор высоты = 140 метров. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
20 |
9.00 |
000,0 |
227 |
|
«1» |
бивак, в Майкоп. |
21 |
|
009,1 |
210 |
|
«1» |
Часовня Николая Угодника, Фото 6, Построена в 2000 году. |
22 |
9.15 |
009,9 |
160 |
|
«1» |
Река Кубань, Фото 7. |
23 |
|
017,0 |
165 |
|
«1» |
|
24 |
|
017,5 |
180 |
3% |
«1» |
|
25 |
|
018,6 |
172 |
|
«1» |
|
26 |
13.00 |
045,0 |
200 |
|
«1» |
Великовечное. Обед, ремонт - 3 часа; Фото 8 - проезжая поворот на Белореченск, на 27 км от Великовечного у пересечения на втором уровне с ж.д. возможно место бивака. |
27 |
19.00 |
086,7 |
240 |
|
«1» |
Майкоп, въезд, Фото 9. |
28 |
20.30 |
101,9 |
292 |
1% |
«1» |
Совхозный; Фото 10 - бивак в частной усадьбе у Вильдана на улице Урожайной, 3. |
Протяженность за 2 дня 191,9 км; суммарный набор высоты за 2 дня = 318 метров. |
|
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 160 - река Кубань.
28.07. +26, +32, ясно; полудневка - консультации - Фото 11 - о метеоусловиях и общей обстановке в горах у Бабича Сергея Владимировича, улица Совхозная, 24, тел. 4214506; за день: время «в седле» = 7:00; протяженность = 40,7; скорость = 6 км/час; набор высоты = 313 метров. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
12.30 |
000,0 |
292 |
|
«1» |
Бивак, в Гузерипль, фото 12 - по дороге из Совхозного. |
29 |
14.30 |
007,0 |
338 |
1% |
«1» |
Тульский, пополнение продуктового запаса. |
30 |
16.00 |
027,0 |
448 |
1% |
«1» |
Каменномостский; основан в 1864 году как Сторожевой пункт, живописное ущелье «хаджохская теснина», фото 13, фото 14, реки Белой, «Мешоко» - поселение периода майкопской культуры (конец 3 тысячелетия до нашей эры). На этом участке маршрута - в Абадзехской посетили музей «стоянка первобытного человека в эпоху раннего палеолита» - Фото 15, каскад водопадов за платным мостом нам оказался недоступен - «воду выключили», взошли на «казачий камень» - Фото 16, проследовали рядом с Александровым мост - Фото 17. |
31 |
18.30 |
034,0 |
605 |
2% |
«1» |
Даховская. |
32 |
19.30 |
040,7 |
500 |
|
«1» |
Река Белая - Фото 18; бивак на поляне с «грибком». |
Протяженность за 3 дня 232,6 км; суммарный набор высоты за 3 дня = 631 метр. |
|
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 605 - высота в Даховской.
29.07. +20, +26, облачно, дождь временами и разной интенсивности; за день: время «в седле» = 10:00; протяженность = 45,2; скорость = 5 км/час; набор высоты = 1100 метров. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
33 |
7.30 |
000,0 |
500 |
|
«1» |
Бивак, к Гузериплю. |
34 |
9.35 |
005,7 |
565 |
1% |
«1» |
Родник. Далее по маршруту - с середины Хамышек при взгляде назад можно увидеть на скале облик монаха - фото 19. |
35 |
|
016,5 |
608 |
1% |
«1» |
Далее дорога «2» - фото 20. |
36 |
|
021,3 |
645 |
1% |
«2» |
Слияние двух рек - Белой и Киша; место возможного бивака. |
37 |
11.30 |
024,1 |
685 |
1% |
«1» |
Памятник партизану Андрееву А.А. |
38 |
12.00 |
029,7 |
710 |
1% |
«1» |
Знак Гузерипль. В Гузерипле музей Кавказского государственного биосферного заповедника (КГБЗ). Поляна Партизанская, где в годы войны находилась база партизанских отрядов, а теперь на этой поляне нашли приют туристы. Обед, отдых, оформление (платное по 100 рублей с человека за сутки пребывания на территории заповедника) пропуска в северном лесничестве КГБЗ, что в 2,5 км от знака у площади с кольцевым движением. На территории лесничества находится дольмен - древнейшее каменное погребальное сооружение 2...3 тысячелетий до нашей эры. 3:00. |
39 |
15.00 |
031,2 |
710 |
|
«1» |
Река Жолобная, поворот направо, на дорогу «5» к приюту Партизан - фото 21. |
40 |
15.30 |
034,5 |
765 |
1% |
«5» |
Вал леса - фото 22, далее дорога «6». Фото 23. |
41 |
16.00 |
037,7 |
1015 |
7,8% |
«6» |
Развилка равнозначных дорог; движение по марке светло-салатового цвета (фото 24), значит влево; далее по маршруту на второй развилке - тоже влево, а на третьей - вправо. |
42 |
20.30 |
045,2 |
1510 |
6,6% |
«6» |
Приют (несколько строений) Партизан - фото 25, у озера - фото 26, бивак. |
Протяженность за 4 дня 277,8 км; суммарный набор высоты за 4 дня = 1641 метр. |
|
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 645 - река Кеша, устье; 710 - река Жолобная.
30.07. +15, +23, временами дождь разной интенсивности; за день: время «в седле» = 10:00; протяженность = 18,0; скорость = 2 км/час; набор высоты = 510 метров. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
43 |
8.00 |
000,0 |
1510 |
|
«6» |
Движение от озера на Ю-З. |
44 |
|
002,2 |
1565 |
2,5% |
|
|
45 |
9.25 |
004,0 |
1690 |
6,9% |
«6» |
Фото 27 - вид на гору от этой точки. |
46 |
|
004,5 |
1690 |
|
«6» |
Непроезжаемость, перенос рюкзаков и велосипедов, фото 28; далее по маршруту движение по бездорожью - «7». |
47 |
11.10 |
005,2 |
1685 |
|
«7» |
Полуразрушенное строение; обед, фото 29, на 2 часа на поляне каменной с ручьем; разведка и далее движение-спуск на Ю по марке красно-белой до западного лесничества КГБЗ с переноской рюкзаков и велосипедов около 1 км, фото 30 - далее на переходе. |
48 |
16.00 |
009,2 |
1900 |
5,3% |
«7» |
Соединение с тропой справа; +13; продолжительный дождь, фото 31 - грозовое небо, перекус в палатке 40 минут. |
49 |
17.20 |
011,8 |
1960 |
2,3% |
«7» |
Перевал Гузерипль, фото 32, фото 33 - растительная жизнь в горах. Пришлось снять педали - мешают «проводке» велосипеда. |
50 |
|
013,0 |
1805 |
|
«7» |
Фото 34. |
51 |
18.50 |
014,9 |
1860 |
2,9% |
«7» |
Перевал Армянский, фото 35, фото 36. |
52 |
20.10 |
018,0 |
1570 |
|
«7» |
Приют Фишт (30 рублей с человека в сутки). Бивак, вечерний дождь. |
Протяженность за 5 дней 295,8 км; суммарный набор высоты за 5 дней = 2151метр. |
|
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 1510 - озеро у приюта Партизан; 1960 - перевал Гузерипль; 1860 - перевал Армянский; 1570 - река Белая.
31.07. +19, +34, ясно; за день: время «в седле» = 10:50; протяженность = 12,5; скорость = 1 км/час; набор высоты = 425 метров. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
53 |
7.00 |
000,0 |
1570 |
|
«7» |
Бивак, в Солохаул. |
54 |
|
001,8 |
1687 |
6,5% |
«7» |
Памятник воинам. |
55 |
|
002,1 |
1673 |
|
«7» |
|
56 |
|
002,3 |
1710 |
18% |
«7» |
|
57 |
|
002,5 |
1650 |
|
«7» |
Снежник, фото 37. |
58 |
10.40 |
003,7 |
1806 |
13% |
«7» |
Перевал Белореченский, фото 38. |
59 |
|
004,2 |
1846 |
8% |
«7» |
После перевала. |
60 |
|
005,8 |
1717 |
|
«7» |
Фото 39. |
61 |
13.10 |
006,5 |
1762 |
6,4% |
«7» |
Балаган, фото 40. Обед, покупка сыра, 1:20. |
62 |
14.50 |
006,9 |
1792 |
7,5% |
«7» |
Перевал Черкесский, фото 41,42, выход на дорогу «6», фото 43, 44. |
63 |
|
011,2 |
1540 |
|
«6» |
Поляна Стадник. Начало спуска, далее «7». |
64 |
19.10 |
012,5 |
1022 |
|
«7» |
Поляна Холодный родник; бивак. |
Протяженность за 6 дней 308,3 км; суммарный набор высоты за 6 дней = 631 метр. |
|
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 1806 - перевал Белореченский; 1792 - превал Черкесский.
01.08. +20, +27, ясно; за день: время «в седле» = 10:25; протяженность = 46,7; скорость = 4 км/час; набор высоты = 416 метров. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
65 |
7.40 |
000,0 |
1022 |
|
«7» |
Бивак, на Солохаул. |
66 |
|
001,3 |
679 |
|
«7» |
Подножье спуска, поляна, выход на дорогу «6». |
67 |
8.50 |
002,4 |
550 |
|
«6» |
Западное лесничество. |
68 |
|
003,7 |
440 |
|
«6» |
Развилка, поворот на правую тропу по указателю, на мостик через реку Шахе. |
69 |
|
004,0 |
388 |
|
«6» |
После моста, фото 45. |
70 |
|
005,5 |
348 |
|
«6» |
Турбаза. |
71 |
12.20 |
012,0 |
286 |
|
«5» |
Кордон; с Михалычем и Вано обед, фото 46, ремонт - 3 часа. |
72 |
|
016,8 |
206 |
|
«5» |
Два рукава реки, фото 47. |
73 |
|
017,9 |
241 |
3,1% |
«5» |
|
74 |
|
018,7 |
206 |
|
«5» |
Бзогу. |
75 |
|
020,2 |
248 |
2,8% |
«4» |
Водопад, фото 48. |
76 |
|
022,3 |
225 |
|
«4» |
Нижний Солохаул. Фото 49-перед въездом. В окрестностях - роща, в которой растут три древних дуба. Диаметр достигает трех метров, высота 27 метров. Домик И.А.Кошмана - пионера чаеводства на Кубани. |
77 |
|
023,9 |
197 |
|
«4» |
Выезд на дорогу «1»; в магазине пополнение продуктового запаса. |
78 |
|
032,7 |
536 |
3,8% |
«1» |
Перевал Ноль. |
79 |
|
034,9 |
403 |
|
«1» |
Покрытие дороги «2», фото 50. |
80 |
|
040,3 |
218 |
|
«2» |
Покрытие дороги «1». |
81 |
21.15 |
046,7 |
20 |
|
«1» |
Волковка; бивак у моста через реку Западный Дагомыс. |
Протяженность за 7 дней 355 км; суммарный набор высоты за 7 дней = 2992 метра. |
|
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 388 - река Шахе; 206 - река Бзыч; 536 - перевал Ноль; 198 - река Западный Дагомыс.
02.08. +21, +44, ясно; полудневка - регулировка техники, за день: время «в седле» = 4:50; протяженность = 34,7; скорость = 7 км/час; набор высоты = 542 метра. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
82 |
15.30 |
000,0 |
20 |
|
«1» |
Бивак, в Дагомыс. |
83 |
15.45 |
006,1 |
24 |
|
«1» |
Дагомыс. Дендрологический парк. |
84 |
16.45 |
007,5 |
190 |
12% |
«1» |
|
85 |
|
011,9 |
33 |
|
«1» |
|
86 |
|
012,8 |
120 |
9,7% |
«1» |
|
87 |
|
016,7 |
34 |
|
«1» |
Лоо, фото 51. |
88 |
|
017,7 |
113 |
7,6% |
«1» |
|
89 |
|
018,7 |
38 |
|
«1» |
|
90 |
|
019,4 |
68 |
4,3% |
«1» |
|
91 |
|
023,6 |
32 |
|
«1» |
|
92 |
18.50 |
024,6 |
112 |
10% |
«1» |
|
93 |
|
025,6 |
43 |
|
«1» |
|
94 |
|
026,0 |
84 |
10% |
«1» |
|
95 |
|
027,2 |
38 |
|
«1» |
|
96 |
|
028,1 |
76 |
4,2% |
«1» |
|
97 |
|
030,0 |
43 |
|
«1» |
|
98 |
|
030,4 |
60 |
4,2% |
«1» |
|
99 |
|
034,7 |
33 |
|
«1» |
Головинка, река Шахе, бивак, неожиданная встреча с Дубровским - главным спортивным туристом Краснодарского края. В Головинке остатки крепостных сооружений 1822 года. |
Протяженность за 8 дней 389,7 км; суммарный набор высоты за 8 дней = 3534 метра. |
|
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 34 - река Лоо; 33 (вторая) - река Шахе.
03.08. +25, +41, ясно; за день: время «в седле» = 9:00; протяженность = 73,2; скорость = 8 км/час; набор высоты = 1152 метра. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
100 |
8.00 |
000,0 |
33 |
|
«1» |
Бивак, на Туапсе. |
101 |
|
002,0 |
98 |
3,3% |
«1» |
|
102 |
|
003,4 |
93 |
|
«1» |
|
103 |
|
005,3 |
54 |
|
«1» |
|
104 |
|
006,0 |
78 |
3,4% |
«1» |
|
105 |
|
006,9 |
58 |
|
«1» |
|
106 |
|
007,2 |
96 |
12% |
«1» |
|
107 |
|
007,5 |
70 |
|
«1» |
|
108 |
8.35 |
007,9 |
107 |
9,2% |
«1» |
|
109 |
|
008,0 |
36 |
|
«1» |
|
110 |
|
009,1 |
106 |
6,4% |
«1» |
|
111 |
|
009,6 |
73 |
|
«1» |
|
112 |
|
009,8 |
89 |
11% |
«1» |
|
113 |
|
010,1 |
70 |
|
«1» |
|
114 |
|
012,0 |
88 |
1% |
«1» |
|
115 |
|
012,8 |
78 |
|
«1» |
|
116 |
9.15 |
013,6 |
167 |
10% |
«1» |
|
117 |
|
014,8 |
120 |
|
«1» |
|
118 |
|
019,1 |
160 |
1% |
«1» |
|
119 |
|
020,5 |
65 |
|
«1» |
|
120 |
|
022,6 |
77 |
1% |
«1» |
|
121 |
|
023,3 |
51 |
|
«1» |
Лазаревское. В живописных окрестностях плантации пробкового дерева, дольмен - монолит, водопады «Лесная сказка», «Слезы Лауры». |
122 |
11.20 |
029,4 |
93 |
1% |
«1» |
|
123 |
|
030,8 |
61 |
|
«1» |
|
124 |
|
031,8 |
157 |
9,6% |
«1» |
|
125 |
|
035,9 |
50 |
|
«1» |
|
126 |
|
037,8 |
90 |
2,1% |
«1» |
|
127 |
|
039,4 |
57 |
|
«1» |
|
128 |
|
040,5 |
84 |
2,4% |
«1» |
|
129 |
|
042,7 |
63 |
|
«1» |
|
130 |
|
044,0 |
96 |
2,5% |
«1» |
Обед, 1 час. |
131 |
|
045,0 |
49 |
|
«1» |
|
132 |
|
046,1 |
84 |
3,1% |
«1» |
|
133 |
|
047,1 |
77 |
|
«1» |
|
134 |
|
048,2 |
100 |
3,3% |
«1» |
|
135 |
|
051,1 |
81 |
|
«1» |
|
136 |
|
052,0 |
94 |
3,8% |
«1» |
|
137 |
|
053,9 |
68 |
|
«1» |
|
138 |
|
054,9 |
93 |
2,5% |
«1» |
|
139 |
|
057,0 |
72 |
|
«1» |
|
140 |
|
057,7 |
105 |
4,7% |
«1» |
|
141 |
|
058,3 |
70 |
|
«1» |
|
142 |
|
059,0 |
138 |
9,7% |
«1» |
|
143 |
|
060,6 |
56 |
|
«1» |
|
144 |
|
061,5 |
146 |
10% |
«1» |
|
145 |
|
063,1 |
89 |
|
«1» |
|
146 |
|
064,0 |
133 |
9,1% |
«1» |
|
147 |
|
066,4 |
66 |
|
«1» |
|
148 |
|
068,3 |
240 |
9,2% |
«1» |
|
149 |
18.00 |
073,2 |
44 |
|
«1» |
Туапсе, фото 52, пляж, бивак. |
Протяженность за 9 дней 462,9 км; суммарный набор высоты за 9 дней = 4686 метров. |
|
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 240 - высота перед Туапсе.
04.08. +24, +37, ясно; внутримаршрутный транспорт, за день: время «в седле» = 7:00; протяженность = 48,1; скорость = 7 км/час; набор высоты = 328 метров. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
150 |
12.00 |
000,0 |
95 |
|
«1» |
Горячий Ключ, фото 53, на Джубгу. В Горячем Ключе одноименный бальнеологический курорт-санаторий, скала «Петушиный гребень», «Богатырские пещеры». |
151 |
|
025,6 |
230 |
1% |
«1» |
Подошва перевала. |
152 |
14,35 |
027,6 |
371 |
7% |
«1» |
Бровка перевала Хребтовый, фото 54. |
153 |
|
031,8 |
176 |
|
«1» |
|
154 |
16.00 |
040,5 |
92 |
|
«1» |
Дефаново. |
155 |
|
041,6 |
91 |
|
«1» |
Подошва перевала. |
156 |
|
043,3 |
143 |
3% |
«1» |
Бровка перевала Джубгский. |
157 |
|
043,8 |
65 |
|
«1» |
|
158 |
19.00 |
048,1 |
49 |
|
«1» |
Мост через реку Джубга; бивак за мостом. |
Протяженность за 10 дней 511 км; суммарный набор высоты за 10 дней = 5014 метров. |
|
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 371 - перевал Хребтовый; 143 - перевал Джубгский; 49 - река Джубга.
05.08. +22, +33, ясно; за день: время «в седле» = 9:20; протяженность = 73,0; скорость = 8 км/час; набор высоты = 413 метров. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
159 |
9.00 |
000,0 |
49 |
|
«1» |
Бивак, на Геленджик. |
160 |
|
002,8 |
79 |
1% |
«1» |
Пост ГИБДД, далее дорога «2». |
161 |
|
005,8 |
92 |
1% |
«2» |
Бжида. |
162 |
|
006,8 |
138 |
4,6% |
«2» |
|
163 |
|
007,5 |
113 |
|
«2» |
Подошва перевала, фото 55. |
164 |
|
008,4 |
183 |
7,8% |
«2» |
Перевал Бжидский. |
165 |
|
009,8 |
136 |
|
«2» |
|
166 |
|
019,1 |
78 |
|
«2» |
Архипо-Осиповка, фото 56. |
167 |
|
024,2 |
92 |
1% |
«2» |
|
168 |
|
029,9 |
90 |
|
«2» |
Подошва перевала. |
169 |
11.20 |
030,2 |
108 |
6% |
«2» |
Перевал Пшадский. |
170 |
|
031,4 |
36 |
|
«2» |
Через 6 км обед 2 часа на реке у развилки дорог за Пшадой, возможное место бивака. А в Пшаде - дольмены, фото 57, эпохи меди и бронзы и уникальные водопады вверх по реке. |
171 |
|
047,8 |
40 |
|
«2» |
Подошва перевала. |
172 |
|
050,8 |
262 |
7,4% |
«2» |
Перевал Михайловский, фото 58. |
173 |
|
054,8 |
92 |
|
«2» |
|
174 |
|
073,0 |
36 |
|
«2» |
Поворот на Голубую Бухту в Геленджике, фото 59. В Геленджике: приморский климатический курорт - фото 60; дольмены; Борисовский могильник 5...14 века. |
175 |
20.20 |
|
|
|
|
Голубая Бухта; бивак на побережье. |
Протяженность за 11 дней 584 км; суммарный набор высоты за 11 дней = 5427 метров. |
|
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 183 - перевал Бжидский; 108 - перевал Пшадский; 262 - перевал Михайловский.
06.08. +30, +33, ясно; за день: время «в седле» = 3:20; протяженность = 37,0; скорость = 11 км/час; набор высоты = 218 метров. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
176 |
11.00 |
000,0 |
10 |
|
«1» |
Бивак, на Новороссийск. |
177 |
|
001,4 |
110 |
7% |
«1» |
|
178 |
|
003,0 |
31 |
|
«1» |
|
179 |
|
005,7 |
36 |
|
|
|
180 |
|
006,9 |
117 |
6,7% |
«1» |
Поворот на Новороссийск в Геленджике. |
181 |
12.00 |
007,4 |
107 |
|
«2» |
|
182 |
|
008,0 |
124 |
3% |
«2» |
|
183 |
|
009,7 |
104 |
|
«2» |
|
184 |
|
010,0 |
109 |
1% |
«2» |
|
185 |
|
019,0 |
30 |
|
«2» |
Выезд из Кабардинки. |
186 |
13.00 |
020,0 |
40 |
1% |
«2» |
|
187 |
14.20 |
037,0 |
15 |
|
«2» |
Фото 61 - у въезда, вокзал Новороссийска. |
Протяженность маршрута 621 км. Суммарный набор высоты на маршруте 5645 метров. |
При чтении чисел слева направо по линии графика соответствует: 10 - Голубая Бухта.
Потенциально опасные участки. На маршруте ими являются дороги с интенсивным автомобильным движением, дороги с покрытием, обозначенным знаком «2» и протяженные спуски с плохим состоянием покрытия дорог, а также бездорожье.
Перечень интересных объектов. Краснодарский край расположен в северо-западной части Кавказа. Южные и западные границы его омываются Черным и Азовским морями, на суше он граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем и Грузией. В состав Краснодарского края входит республика Адыгея. В народе Краснодарский край называют тепло и просто - Кубань, по имени главной водной артерии реки Кубани. Кубань берет начало на склонах Эльбруса и имеет протяженность более 870 километров.
Рельеф Краснодарского края представлен низменностью западного предкавказья и западной частью гор Большого Кавказа. Южную часть Краснодарского края занимают западные отроги Большого Кавказа. Высота отдельных вершин превышает 3000 метров. На расположенной в этом районе горе Фишт (2867 м) находится первый с запада ледник Большого Кавказа. Северные склоны гор пологие, южные - крутые, а порой - отвесные.
В горной части края расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Разнообразие животного и растительного мира, живописная природа, целебный климат привлекают сюда тысячи туристов и экскурсантов.
В перечень наиболее интересных объектов следует включить встречающееся в Геленджике, Хаджохе, Гузерипле, Хамышках, Солохауле, Дагомысе, Лазаревском, Пшаде и Геленджике.
Дополнительные сведения. В походное специальное, групповое снаряжение входили: палатка - 2 , котелок - 2 , топор - 2, медицинская аптечка - 1, ремонтный набор - 1, велосипед - 5, различные от байков до туристских, спальный мешок - 5, коврик - 5, велорюкзак - 5, таганок -1, тент (2х3) из каландрированного капрона - 1.
Стоимость. Финансовые затраты на питание и другие (например, оплата пребывания в КГБЗ) потребности за время активной части похода составили 6850 рублей. А подъезд-отъезд к району похода по тарифу РЖД в размере 2000 рублей на человека.
Итоги, выводы. Группа прошла новый для себя, достаточно сложный и интенсивный маршрут. Суммарная оценка сложности (КС) маршрута этого пути в баллах удовлетворяет требованиям зачетных значений (смотри «Русский турист», Москва, 2001, выпуск седьмой). Полученная перед походом информация о районе путешествия позволяла предусмотреть запасные варианты и версии преодоления предполагаемых препятствий.
Информация о районе путешествия и уровне подготовленности участников позволила составить реальные: график движения, который (с некоторыми поправками) не был нарушен и был выполнен; расчет запаса продуктов и состав ремонтного набора, которые (с небольшими добавлениями) удовлетворили требования по энергозатратам и износу туристского снаряжения.
В проведение похода и оформление отчета внесли свой вклад (в алфавитном порядке) Михаил Ванюшин (КМС), Валерий Комочков (МС), Вячеслав Лебединцев (МС), Ильгизар Хайруллин (МСМК). За что им слова огромной благодарности.
Хотя возможен к включению в расчет и «растительный покров - бездорожье», как ЛП. Что увеличило бы баллы «интенсивности», а значит, увеличило бы баллы КС.
Расчет ЛП, т.е. участка, отмеченного знаком «7» при: протяженности - 23 км; категории трудности - от Н/К до 1Б; эквивалентном пробеге, как среднее интервала Н/К ... 1Б, - 230 км. Откуда, при принятии этого дополнения к расчету, интенсивность приобретает значение - И=(528+230)*13*1,2/12+600=1,79. И далее - КС=25,33*1,79*1,1+0=49,87, что свидетельствует о соответствии категории сложности похода пятой (40...59) КС по таблице 9 оценка КСВМ.
Приложения. Фотографии. Карта маршрута (на карте обозначено: числом (28.07.) - место и дата остановки на бивак-ночлег; знаком Ф 1 и т.д. - место фотосъемки) скопирована с топографической карты Краснодарский край 1996 года издания, масштаб в 1 см 3 км. Обзорная карта из того же источника, масштаб в 1 см 30 км. Высотный график.
Фотографии.
| ф.0 Участники похода
|
|
| ф.1 Выезд из Тихорецка
|
|
| ф.2 Отдых
|
|
| ф.3 У дорожного знака
|
|
| ф.4 На дороге «2»
|
|
| ф.5 У въезда в город
|
|
| ф.6 У часовни
|
|
| ф.7 По мосту через реку Кубань
|
|
| ф.8 У поворота на Белореченск
|
|
| ф.9 У въезда в Майкоп
|
|
| ф.10 На усадьбе Вильдана
|
|
| ф.11 Консультация
|
|
| ф.12 По дороге из поселка Совхозный
|
|
| ф.13 У Ходжохской теснины
|
|
| ф.14 Вид на теснину реки Белая
|
|
| ф.15 Фрагмент стоянки первобытного человека
|
|
| ф.16 «Казачий камень»
|
|
| ф.17 Александров мост
|
|
| ф.18 Река Белая у бивака
|
|
| ф.19 В Хамышках вид на скалу с обликом монаха
|
|
| ф.20 На дороге «2»
|
|
| ф.21 На дороге «5» не всяк в седле
|
|
| ф.22 У лесоповала
|
|
| ф.23 И на байке трудно
|
|
| ф.24 У путевой марки
|
|
| ф.25 Приют партизан, у вагончика
|
|
| ф.26 Приют партизан, озеро
|
|
| ф.27 Вид на гору с этой точки
|
|
| ф.28 Вступили на непроезжаемость
|
|
| ф.29 Приготовление еды, останки строения за спиной фотографа
|
|
| ф.30 На пути к перевалу Гузерипль
|
|
| ф.31 Грозовое небо
|
|
| ф.32 Вид на перевал
|
|
| ф.33 Растительная жизнь в горах
|
|
| ф.34 К перевалу Армянский
|
|
| ф.35 Первые уже на Армянском
|
|
| ф.36 На перевале Армянский
|
|
| ф.37 По снегу не проехать
|
|
| ф.38 Из Европы в Азию через перевал Белореченский
|
|
| ф.39 По пути к балагану
|
|
| ф.40 В балагане
|
|
| ф.41 Перевал Черкесский
|
|
| ф.42 У доски соплеменнику из туристов
|
|
| ф.43 После перевала
|
|
| ф.44 Есть участки дороги, где можно проехать несколько метров
|
|
| ф.45 После преодоления навесного моста
|
|
| ф.46 На кардоне
|
|
| ф.47 Преодоление дороги, покрытой водой
|
|
| ф.48 У водопада
|
|
| ф.49 На подъезде к Солохаулу
|
|
| ф.50 После перевала Ноль
|
|
| ф.51 У реки
|
|
| ф.52 У въезда
|
|
| ф.53 У выезда
|
|
| ф.54 Знак на перевале Хребтовый
|
|
| ф.55 По пути на перевал
|
|
| ф.56 За перевалом Бжидский
|
|
| ф.57 У дольмена
|
|
| ф.58 На перевале Михайловский
|
|
| ф.59 У поворота на Голубую бухту
|
|
| ф.60 Курортный Геленджик
|
|
| ф.61 У въезда в город-герой
|
|
Карта
маршрута.
| Лист 1
|
|
| Лист 2
|
|
| Лист 3
|
|
| Лист 4
|
|
| Лист 5
|
|
| Лист 6
|
|
| Лист 7
|
|
| Лист 8
|
|
| Лист 9
|
|
| Лист 10
|
|
| Лист 11
|
|
| Лист 12
|
|
| Обзорная карта
|
|
Высотный график.
|