Татарский областной совет по туризму и экскурсиям
О Т Ч Е Т
о водном туристском путешествии
пятой категории сложности
по рекам Чуя и Катунь
(Алтайский край),

совершенном с 26 апреля по 17 мая 1978г.
под руководством Седова П.И.

Казань 1978


Содержание

1. Справочные сведения о путешествии
2. Сведения о районе путешествия
3. Организация путешествия
4. Техническое описание маршрута
5. График движения
7. Итоги путешествия, выводы, рекомендации
8. Приложения


1. Справочные сведения о путешествии

Река Чуя является правым притоком реки Катунь. Вся длина реки 267км. Но для сплава река пригодна от пос. Чаган-Узун (517км Чуйского тракта). Это приблизительно 130-140 км сплавного отрезка реки.

Условно этот отрезок можно разделить на три участка. Первый участок - это место, где к реке слева подходят самые восточные отроги Северо-Чуйских белков, а справа вплотную подступает Курайский хребет. Протяженность этого отрезка реки около 20км. На этом участке впервые на реке появляются шиверы, пороги, гряды камней. Река здесь течет в основном одним руслом, изредка дробясь на рукава.

Затем долина реки расширяется, горы довольно далеко отступают от реки, это начинается "Курайская степь" - второй участок реки. Длина его около 30 км. Следует иметь в виду, что участок реки, называемый "Курайская степь" не совпадает с одноименным географическим названием. Под этим участком следует понимать отрезок реки от 493 км Чуйского тракта до ГЭС. На всем этом участке много проток и разбоев. Течение не сильное около 4-5 км в час.

Третий участок от ГЭС и до устья реки, т.е. до впадения Чуи в Катунь. Если до ГЭС Чуя имеет спокойный характер, то от ГЭС она резко меняет его. Начинается наиболее интересная часть маршрута. На этом отрезке сосредоточены все основные препятствия на реке: Менский каскад, каньон Мажой, пороги Буревестник, Слаломный, Турбинный и т.д. Этот участок требует наибольшего внимания, страховки при прохождении, разведки всех сложнейших порогов, большого физического напряжения, опыта и т.д.

Сплав по Нижней Катуни составляет около 200 км. Эта очень интересный участок, как правило, с большими мощными валами, большой скоростью потока, водоворотами, воронками, мощными и сложными порогами, наиболее опасными из которых является пороги Кадринская труба, Шабаш, Текдельпень.

Маршрут начинается в поселке Чаган-Узун (517 км Чуйского тракта) и кончается на Катуни в пос. Усть-Муны.

Заявлен был маршрут пятой категории сложности. Разрешение на путешествие было дано ЦМКК (письмо №1646/14 от 21ю03ю1978г.). Группа зарегистрировалась в Горно-Алтайской КСС.

Для сплава были использованы надувной плот на поперечных пилонах и катамараны.

Опыт группы

№ п/п Ф.И.О. участников Туристский опыт
1. Седов П.И. МАССР, участие, руководство, 2 к.сл., плот, Ст. Кундыш - р. Кундыш - р. Волга - г. Волжск.
Новгородская обл., руководство, 2 к.сл., байдарка. р. Мста.
Алтай, участие, 4 к.сл., плот, пос. Язевка - верш. Белуха - р. Катунь - сплав до пос. Иня.
Карпаты, руководство, 4 к.сл., плот, с. Зеленое - р. Ч. Черемош - сплав до г. Черновцы.
Саяны, участие, 5 к.сл., плот, пос. Орлик - р. Ока - сплав до Хойто-Оки - переход на р. Ия - сплав до пос. Аршан.
Кавказ, руководство, 3 к.сл., плот, к. Теберда - р. Теберда - р. Кубань - г. Черкесск.
2. Седова О.Г. В. Саян, участие, 3 к.сл., плот, пос. В. Гутара - р. М. Тагул - оз. Агульское - р. Агул - д. Н. Мариинка.
В. Саян, участие, 4 к.сл., плот, пос. Уш-Бельдир - р.Кызыл-хем - р.Каа-хем - пос. Эржей.
В. Саян, участие, 5к.сл., п. Кунгургук - р. Балыктыг-Хем - р.Каа-хем -пос. Эржей.
Карпаты, участие, 3 к.сл., плот с. Зеленое - р. Ч. Черемош - сплав до г. Черновцы.
Алтай, участив, 4к.ся., плот, пос. Язевка - верш. Белуха - р. Катунь - пос. Иня.
Кавказ, участие, 3 к.сл., плот, к. Теберда - р. Теберда - р. Кубань - г. Черкесск.
3. Пешаков В.В. МАССР, участие,, руководство, 1 к.сл., катамаран, ст. Пемба - р, Юшут - р. Илеть - г. Волжск.
Ю. Урал, участие, руководство, 2 к.сл., катамаран, пос. Юлдыбаево - р. Сакмара - пос. Кувандык.
Саяны, участие, 3 к.сл., плот, пос. Алыгжер - р. Уда - пос. Порог.
Кировоградская обл., руководство, 3 к.сл., катамаран, р. Ю. Буг - сплав до г. Вознесенска.
Саяны, участие, 4 к.сл., катамаран, пос. Б. Он - р.Кантегир - пос.Черемшанка.
4. Федоров Г.А. МАССР, участив, руководство, 1 к.сл., плот, ст. Куяр - р. Кокшага -г. Мариинский Посад.
Ю. Урал, участие, руководство, 2 к.сл., лодка, пос. Юлдыбаево - р. Сакмара -пос. Кувандык.
Саяны, участие, 3 к.сл., плот, пос. Алыгжер - р. Уда - пос. Порог.
Алтай, участие, 4 к.сл., плот, пос. Язевка - р. Катунь - пос. Иня.
Кавказ, участие, 3 к.сл., плот, к. Теберда - р. Теберда - р. Кубань - г. Черкесск.
5. Захаров Л.В. МАССР, участие, 1 к.сл., катамаран, ст. Пемба - р. Юшут - р. Илеть - г. Волжск.
Новгородская обл., участие, 2 к.сл., катамаран, р. Березайка - р. Мста - ст. Любышино.
Ю. Урал, участие, 2 к.сл., катамаран, пос. Юлдыбаево - р. Сакмара - пос. Кувандык.
Саяны, участие, 3 к.сл., катамаран, пос. Алыгжер - р. Уда - п. Порог.
Кировоградская обл., участие, 3 к.сл., катамаран, р. Ю. Буг - сплав до г. Воскресенска.
Саяны, участие, 4 к.сл., катамаран, пос. Б. Он - р.Кантегир - пос.Черемшанка.
6. Родыгин С.А. МАССР, участие, 1 к.сл., катамаран, ст. Пемба - р. Юшут - р. Илеть - г. Волжск.
Ю. Урал, участие, 2 к.сл., лодка, пос. Юлдыбаево - р. Сакмара -пос. Кувандык.
Саяны, участие, 3 к.сл., катамаран, пос, Алыгжер - р. Уда - п. Порог.
Саяны, участие, 4 к.сл., катамаран, пос. Б. Он - р. Кантегир - пос. Черемшанка.
7. Николаев В.М. МАССР, участие, 1 к.сл., катамаран, ст. Пемба - р. Юшут - р. Илеть - г. Волжск.
Забайкалье, участие, 2 к.сл., байдарка, пос. Тупик - р. Тунгир - р. Олекма - г. Олекминск.
Саяны, участие, 3 к.сл., плот, пос. Алыгжер - р. Уда - п. Порог.
В. Саян, участие, 5к.сл., плот, пос. Кунгуртук - р. Балыктыг-Хем - р.Каа-хем -пос. Эржей.
Кавказ, участие, 3 к.сл., плот, к. Теберда - р. Теберда - р. Кубань - г. Черкесск.
8.Багманов Р.З. МАССР, участие, руководство, 1 к.сл., байдарка, ст. Пемба - р. Юшут - р. Илеть - г. Волжск.
Забайкалье, участие, 3 к.сл., байдарка, пос. Тупик - р. Тунгир - р. Олекма - г. Олекминск.
Саяны, участие, 3 к.сл., плот, пос. Алыгжер - р. Уда - п. Порог.
В. Саян, участие, 5к.сл., пос. Кунгуртук - р. Балыктыг-Хем - р.Каа-хем -пос. Эржей.
Кавказ, участие, 3 к.сл., плот, к. Теберда - р. Теберда - р. Кубань - г. Черкесск.
9. Ветошкин В.Н. МАССР, участие, 1 к.сл., байдарка, ст. Пемба - р. Юшут - р. Илеть - г. Волжск.
Ю. Урал, участие, 2 к.сл., катамаран, пос. Юлдыбаево - р. Сакмара - пос. Кувандык.
Саяны, участие, 3 к.сл., катамаран, пос. Алыгжер - р. Уда - п. Порог.
Саяны, участие, 4 к.сл., катамаран, пос. Б. Он - р. Кантегир - пос. Черемшанка.

[содержание]

2. Сведения о районе путешествия

Есть на востоке нашей страны край своеобразной редкой красоты, уникальных памятников, край мужественных людей - чабанов, охотников, лесорубов, преобразователей природы - это Алтай.

Он почти целиком расположен на территории Горно-Алтайской автономной области и занимает юго-восточную часть Алтайского края. Алтай - это самая высокогорная область Сибири. Алтайская горная страна состоит из системы хребтов, вытянутых с запада на восток.

С севера на юг высота хребтов постепенно возрастает и достигает наибольшей цифры в Катунско-Чуйской цепи, где находится высочайшая вершина Алтая - гора Белуха (4506 м).

Благодаря вечным снегам и ледникам Алтай служит водосборным районом для крупнейших рея Западной Сибири - Оби и Иртыша. Реки Горно-Алтайской области, в свою очередь, делятся на 2 группы: одна относится к бассейну Катуни, другая- и бассейну Оби. Реки края имеют смешанное питание: дождевое, снеговое, ледниковое и грунтовое.

Снег в горах тает несколько месяцев с апреля по июнь. Сначала снег сходит на севере Горного Алтая в низкогорье, а затем в среднегорье и наконец в южных высокогорных районах. В июне начинают таять снежники и ледники. Солнечные ясные дни чередуется с дождливыми. Бывает годы с продолжительными летними дождями. Нередко осадки выпадают в виде ливней, и уровень воды в реки быстро и сильно поднимается.

Реки высокогорий имеет снеговое и ледниковое питание, и поэтому для них характерен летний, а именно июньский подъем воды. Случается осенние паводки. За 4-5 месяцев стекает большая часть годовой нормы воды.

Горный Алтай отличается разнообразием почв. Здесь представлены почти все типы умеренной зоны земного шара. Еще более разнохарактерны растительный и животный мир. По богатству растительных видов Горный Алтай превосходит все соседние с ним районы - здесь встречается 1850 видов растений, примерно в 2,5 раза больше, чем на всей Западно-Сибирской низменности.

Леса зелеными уступами покрывают склоны гор. Особое место занимают кедровые массивы. Выше границы леса раскинулись субальпийские и альпийские луга, которые затем сменяется тундрой.

Весьма удаленный от океанов, Алтай в климатическом отношении имеет все характерные черты континентального климата - продолжительная и холодная зима с морозами до -40 градусов, короткое и жаркое лето с температурой до плюс 35 градусов.

Основная магистраль Горного Алтая - Чуйский тракт. Протяженность его более 600 км. Трасса проходят по горным ущельям, пересекает множество бурных рек, серпантином вьется через перевалы.

Успешно развивается экономика Горного Алтая. Это область, где год от года набирает силу предприятия машиностроения и лесохимии, горнодобывающей и пищевой промышленности, энергетики. Заметных результатов добиваются труженики горных долин в развитии животноводства н земледелия. Здесь пасутся многотысячные стада крупного рогатого скота, яков, верблюдов, лошадей. В тоже время это самый большой в стране козоводческий район.

Маршрут по рекам Чуе и Катуни интересен не только своей спортивной стороной. Он дает возможность, хотя бы кратко, ознакомиться с культурой и бытом местного населения, их традициями и обычаями, увидеть народные памятники. Памятник героям гражданской войны находится недалеко от селения Белый Бом. Интересно посетить и места древних захоронений. Интересно осмотреть и город Бийск, Это старейший город, в нем много интересных и исторических мест.

Бийск связан с железнодорожной сетью всей страны. Ежедневно сюда прибывают поезда из Барнаула, Лениногорска, Томска, Новосибирска, Москвы.

Во все районы Горно-Алтайской автономной области можно добраться на автобусе из Бийска и Горно-Алтайска. Из Бийска часто ходят автобусы в Горно-Алтайск, а уже оттуда, в основном, идут автобусы во все районы области. Они идут по Чуйскому тракту до Кош-Агача и Кокорю.

В последнее время в Кош-Агач стало возможным попасть и на самолете. Он отправляется туда два раза в день из Горно-Алтайска. Есть рейс до Кош-Агача и из Барнаула.

Все необходимые в походе продукты можно приобрести в крупных поселках, расположенных по Чуйскому тракту, например, в Чаган-Узуне, Курае, Чибите, Ине и т.д. Есть в магазинах крупы, сахар, хлеб и мясные консервы. Лишь на Катуни на участке от Ини до Чемала крупных поселков не будет, и на приобретение в них продуктов надеяться не нужно.

Ввиду того, что в пос. Чаган-Узун почта не работала из-за первомайских праздников, телеграмму о выходе на маршрут дали из пос. Курай (из поселка геологов).

[содержание]

3. Организация путешествия

Готовясь к путешествию по рекам Чуя и Катунь, вся группа прошла семинар по подготовке инструкторов водного туризма, а также получила частично специальную подготовку по горной технике у себя в республике.

С рекой Чуей мы познакомились по фотографиям, отчету и фильму т. Яруллина М. и других товарищей.

Великолепные пути подъездов и отъездов, благоприятный климат района, сложность сплава легли в основу выбора этого маршрута, как весеннего варинта.

Заблаговременно нами бала выбрана конструкция плота и катамарана, проведена модернизация плота, что оправдало себя на маршруте.

Детально были разработаны все варианты маршрута и подъездов в район путешествия.

Разрабатывался маршрут в основном по данным группы М. Яруллина.

[содержание]

4. Техническое описание маршрута

Пос. Чаган-Узун (517км Чуйского тракта) - начальный пункт маршрута. Для постройки плота лучше всего перейти через мост на левый берег и пройти вниз по течению метров 500-800, где просматривается очень хорошая площадка и хвойные деревья, Т.к. наш плот был сборный из дюралевых труб, то мы организовали сборку на правом берегу метрах в 300 ниже моста. В этом месте река имеет довольно сильное течение 8-10 км/час.

После впадения правого притока на реке появляются шиверы со значительными валами, кульминацией этой части является порог "Прямой", который находится приблизительно на 500 км Чуйского тракта. Ширина русла в пороге около 20 м. Порог изобилует подводными и надводными камнями. Первую половину порога лучше проходить ближе к левому берегу, вторую - ближе к правому. В пороге значительные валы. Просматривается он довольно хорошо.

За порогом Прямой на крутом правом повороте находится порог "Поворотный". В центре порога есть неприятный "зуб", который представляет определенную опасность, в пороге значительные валы и камни на выходе. Идти нужно, придерживаясь правой о стороны.

Шивера "Каменуха" тянется на 1,5 км. Много камней как подводных, так и надводных, но проходы довольно широки. Определенное препятствие представляют валы до 1-1,5 м.

Шивера "Грузовая" начинается от небольшого острова, который лучше обойти по левой протоке. За островом лучше идти под правым берегом.

1, 2. Порог "Ворота". Вдоль берега видны остатки льда

Порог "Ворота" характеризуется большой скоростью потока и значительными валами. Русло реки сужается. Камни от правого и левого берега сужает реку, образуя нечто вроде ворот. В этом месте значительные валы (фото 1, 2).

Шивера "Курайка" зачинается через 200 м посла порога "Ворота". Шивера довольно сложная, много камней, приходится много лавировать в поисках проходов.

Затем река делает левый поворот. Долина значительно расширяется, река далеко отходит от тракта. Течение ослабевает, река много петляет, много коряг, завалов, острых подводных сучьев.

После впадения левого притока р. Ак-Тру река собирается в одно русло, сильно меандрирует, течение слабое около 4 км/час. Берега низкие глинистые, место для ночевки выбрить довольно трудно. Такой характер река сохраняет вплоть до Чуйской ГЭС. ГЭС еще не достроена. Она отстоит немного в стороне от реки справа и является главный ориентиром Менского каскада, река делает поворот налево, а змеи направо. Правый берег скальный. Река перед порогом разбивается на 2 рукава, левая протока забита деревьями, идти нужно правой.

Менский каскад.

3. Первую ступень Менского каскада проходит экипаж плота

Менский каскад имеет три ярко выраженных ступени. Первая начинается в месте слияния рукавов. Слева галечный остров. Основная струя идет под правым берегом. Значительный навал на правый берег. Порог представляет из себя плавную "S". На левом повороте реки на правом берегу завал из деревьев, поэтому приходится немного уйти влево от завала, а затем вправо по основной струе (фото 3).

Длина первой ступени 300-400 м. Порог характеризуется значительными валами, способными перевернуть малое судно. Разведка по правому берегу, порог просматривается хорошо.

4. Вторая ступень Менского каскада

Вторая ступень каскада отстоит от первой на 40-60 м, где мокно пристать после прохождения первой ступени.

Прохождение первой ступени начал экипаж плота, экипаж катамарана осуществлял страховку и фотосъемку. Вначале вошли в центр порога, затем ушли от завала влево, и после вышли на основную струю, постепенно прижимаясь к правому берегу. На выходе из ступени очень резкий и сильный вал и значительная пенная "бочка". После этой "бочки" нужно очень резко уходить к правому берегу, чтобы успеть пристать перед 2-ой ступенью. Экипаж катамарана также хорошо прошел 1-ую ступень и причалил у правого берега.

Вторая ступень - самая трудная и мощная в каскаде. Трудности здесь заключаются в том, что маневр придется совершать в центре струи, в огромных валах, среди резких и сильных сливов.

Начинается порог с сужения русла, образованного двумя огромными валунами. В этом месте образуется резкий слив около 2 м и очень резкие большие валы. Далее на протяжении 100 м река делает плавный поворот направо, прорываясь через камни и валуны, валы 2-2,5м. Кульминация второй ступени в конце на выходе.

8. Вторая ступень Менского каскада. Проходит катамаран

Река всей мощью наваливается на скалы левого берега, образуя сильный прижим. В центре реки огромная скала, разделяющая поток надвое (фото 4, 8). Наиболее сложен поток, идущий у стены слева от скалы. Он образует сильный сброс 2-2,5м. В 10-15 м от слива струю подсекает полуподводный камень, прикрытый водяной подушкой.

Правая струя менее мощная с большим количеством мелких и крупных камней на выходе. Для плота она практически не проходима.

Эту наиболее сложную часть каскада мы проходили с тщательной страховкой каждого судна. Для прохождения был выбран левый слив, как наиболее чистый от камней. Экипаж плота проходил порог по центру по струе, используя габариты судна, а на выходе - по левому сливу. Экипаж катамарана также успешно преодолел порог.

Длина второй ступени 400 м.

Третья ступень отстоит на 700 м от второй. Она наиболее простая в Менском каскаде и представляет собой гряду камней, перегораживающих реку. С левой стороны галечный остров с завалом. Идти следует по правому рукаву, прижимаясь влево, т.к. река делает поворот влево и сильно наваливает на правый берег.

Длина 3-ей ступени 150-200 м. Несколько резких сливов и прижимов на левом повороте реки.

Оба экипажа прошли 3-ью ступень хорошо.

Каньон Мажой.

Он не был нами заявлен, и поэтому мы его полностью обнесли по шоссе, разобрав суда. Далее за пос. Чибит вновь произвели сборку судов, затратив на это один день.

Р. Чуя после пос. Чибит.

Немного ниже пос. Чибит через Чую перекинут деревянный мост, под ним 2 слива, идти нужно по правому. За мостом река успокаивается, лишь иногда встречаются камни в русле, перекаты. За устьем реки Белькбаш снова начинается разбои, река делится на рукава, сильно меандрирует. На этом участке порогов нет.

Ориентиром порога "Сумрачный" служит плакат - "Улаганский район" на правом берегу. Его видно с воды.

Порог "Сумрачный" начинается на правом повороте. В начале порога почти в центре огромный валун, который делит реку на две части. В нашу воду над ним была водяная подушка с резким крутым сливом и косым валом. Далее следуют подводные и надводные камни.

Проходили порог по центру, затем под левый берег, т.к. у правого берега мелко и много камней.

Разведка порога по левому берегу. Тропа идет в 15-20 м от берега, с нее очень плохо видно реку.

Порог "Буревестник".

5, 6. Порог "Буревестник"

Он расположен буквально в 100-150 м от порога "Сумрачный". Перед ним галечный остров. Плот необходимо причаливать перед островом. Разведка по левому берегу.

Порог сложен для больших судов. Линия движения судна должна быть продумана заранее.

Вначале плот шел, прижимаясь к острову, затем после гряды камней влево в узкий проход между камнем и левым берегом (фото 5, 6). Расстояние очень маленькое и маневр в данное ситуации необходим очень четкий. В большую воду по-видимому можно пройти и справа от валуна. За валуном ушли в центр, а затем в правую протоку. Проход по правой протоке довольно узкий с большими и резкими валами. Левая протока очень мелкая и полностью забита камнями. Оба экипажа прошли порог нормально. Страховка осуществлялась по левому берегу.

Далее до порога Ярбальский препятствий нет.

Порог Ярбальский напоминает шиверу длиной около 500 м. Много камней. Течение резко убыстряется, появляются большие валы, река поворачивает налево и следует прижим на камни правого берега.

Этот порог мы проходили сначала по центру, а затем уходили влево от прижима к валунам.

Второй участок порога представляет собой стремнину с довольно большими валами и обилием камней. Нужен четкий маневр.

До порога "Бегемот" сложных препятствий нет, но скорость реки значительна и на отдельных участках большие валы.

7, 9. Порог "Бегемот"

Порог "Бегемот" находится ниже правого притока р. Айгулак на 600-700 м за галечным островом. Сразу же после того, как река сделает поворот налево, необходимо пристать для разведки порога на правый берег.

Порог начинается под мостом мощным сливом водопадного типа. Для разведки лучше вначале пройти до моста по тракту, а затем перейти по нему на левый берег. Страховку в зависимости от конкретных условий прохождения можно сделать и на левом, и на правом берегу. Мы страховали с левого берега.

Под мостом в 30-40 м ниже слива река на 2/3 русла перегораживается разнокалиберными камнями. Затем метрах в 12-15 следует серия камней по центру, с явно выделенными проходами по левому и по правому берегу. Проход под правым берегом немного проще и не требует резкого маневра, но зато здесь очень сложен выход. На выходе река делает крутой левый поворот, образуя сильный прижим в скалу правого берега. Перед скалой и вдоль правого берега серия камней. Так что если и удастся уйти от прижима, то от этих камней вряд ли удастся уйти.

Левый проход требует очень резкого и четкого маневра и слаломной техники.

После первого слива од мостом необходимо уйти под правый берег, затем, миновав гряду, очень резко пересечь струю и уйти вплотную под левый берег. Здесь после прохождения слива следует вновь уйти немного вправо, т.к. опасен прижим на выступающую скалу левого берега, а если сильно уйти вправо, то можно налететь на "зуб" (фото 7, 9).

За скалой река резко поворачивает налево, затем следуют метров 50-60 участка с резкими валами и камнями в русле, но это все уже намного проще. На правом повороте реки у левого берега есть небольшой уловок, где можно пристать при нормальном выходе из первой части порога.

Далее идет 2-ая часть порога, изобилующая резкими большими валами, сливами и камнями, но она гораздо проще 1-ой части.

Мы наметили линию прохождения по левому сливу. Первым идет экипаж плота, экипаж катамарана - на страховке.

Плот перед мостом разгоняется, великолепно прыгает в первый слив, уходит немного вправо, прижимаясь левым бортом к камням. Затем резко уходим влево, успев сделать 2 или 3 гребка, прыгаем в слив и, обогнув скалу у левого берега, выходим в центр, и перед правым поворотом пристаем в уловок у левого берега.

Экипаж катамарана также отлично прошел порог. Общая длина порога 600-700 м.

Порог "Классический" начинается на правом повороте реки. До него в реке появляются отдельные большие валы. Длина порога 600-700 м, разведку удобно производить по правому берегу.

В пороге много валунов, сливы ярко выраженные - треугольником, проходы меж камнями довольно широки. На входе "ворота" меж двух валунов, затем следует серия таких же "ворот", расположенных как в струе, так и в стороне от нее. Валы значительные.

Пройдя первые "ворота" при заходе в порог, мы стали уходить вправо, чтобы попасть во вторые. Вторая часть порога проще первой, т.к. проходы меж камней уже широкие, а падение воды заметно меньше. В конце порога метров 50 относительно ровного течения, камней почти нет, а затем начинается порог "Слаломный".

Длина порога "Слаломный" около 1,5 км. В нем, по сравнение с "Классическим", гораздо сильнее падение воды, много камней, валунов, прижимов к стенкам и огромные валы.

Разведывается порог по правому берегу. Запомнить полуторакилометровую слаломную трассу невозможно. Можно разделить порог условно на участки, запомнив главные ориентиры и основную линию движения.

Порог опасен тем, что камни хорошо вписываются в валы, много острых обломков, есть места, где соседствуют быстротоки и спокойная вода. На границе таких участков плот может быть резко развернут, а малые суда - даже перевернуты.

Важно правильно зайти в порог, т.к. на входе лежат большие валуны, между ними резкие сливы и валы. При заходе нельзя уходить вправо.

Мы заходили у левого берега с последующим перемещением в центр, чтобы попасть в слив.

В пороге нужно быстро оценивать ситуации, т.к. с воды картина порога меняется. Приходится иногда уходить с берега на берег, чтобы пересечь струю и войти в нужный слив. В целом, прохождение порога очень эмоционально, т.к. остальные пороги довольно короткие, и не успеваешь получить полную эмоциональную нагрузку.

Порог "Обманный" - короткий. Заходить в него лучше под левым берегом. На крутом повороте у правого берега каменная гряда. Нужно резко уходить влево. Валы в пороге небольшие.

Порог "Веер". Заход в него под правым берегом, затем выход в центр, между камнями. Несложный порог.

Порог "Городовой" - одинокая высокая скала в русле. Довольно большие валы, но сливы чистые.

Пороги "Безымянный" и "Ратник" проходятся без разведки, но нужно быть внимательным. До дер. Белый Бом препятствий нет. Но под мостом значительные валы, навал на правый берег, нужен четкий маневр. За мостом над рекой натянут трос.

До дер. Иодро препятствий нет. От первых домов деревни начинается порог Иодринский. Порог довольно сложный с сильным прижимом на валуны правого берега при повороте реки влево. Поэтому на разведку лучше остановиться до моста через реку, т.к. мост отделяет первую треть порога. Эта треть похожа на сильную шиверу, но камней немного.

Затем река убыстряет свой бег и выносит на гряду камней, идущих от правого берега. Между ними сильнейшие сливы. Эту часть порога мы проходили по центральному сливу.

Река негров 200 течет прямо. Обилие камней. Четкого слива нигде нет. Хаос волн. Выход из порога у правого берега. Длина порога более 1 км.

Далее река не опасна. Определенным препятствием является порог "Мокрый". Он имеет длину около 200 м. Заходить в него лучше по центру, а затем отгребаться к левому берегу.

Далее сплав не сложен. Шиверы "Степная" и "Раздор" в среднюю воду при четком маневре не сложны. В русле камни, значительные валы, но проходы меж камней довольно широки, что позволяет делать необходимые маневры.

Порог "Турбинный".

10. Порог "Турбинный"

Перед порогом есть небольшая шивера, где поток разгоняется перед тем, как резко свернуть налево и броситься на камни. Рати нужно осторожно, придерживаясь левого берега.

В центре порога округлая скала, делящая поток на две протоки. Левая, самая мощная струя, идет между берегом и скалой, резко обрушиваясь вниз, вздымается валами, и опять обрушивается на "спину" валуна, полуприкрытого водой. На выходе из порога - большой валун.

Правая струя идет между скалой и правым скальным берегом, в каменном коридоре шириной около 4 м.

Порог мы проходили левый сливом (фото 10). Порог короткий, и сразу за ним можно причалить к левому берегу для организации страховки и фотографирования.

До порога "Турклуб Горизонт" метров 600-700. Он находится в небольшом каньоне и отлично виден с воды. Осмотр порога, лучше по левому берегу.

11, 12. Порог "Турклуб Горизонт"
13. Шивера на выходе из порога "Турклуб Горизонт" 14. Место старта перед порогом "Турклуб Горизонт"

Порог начинается на правом повороте реки. Весь поток в этом месте разделяется огромным валуном и серией скальных обломков, образуя в результате два рукава. Левая протока не проходима (в нашу воду), сплошь забита камнями. Правая образует своеобразный желоб с очень резкими и косыми валами и прижимом на правый берег. Затем река несколько расширяется, образуя улово, а затем прижим у правого берега с серией камней перед прижимом. Левая часть русла здесь чистая с хорошим сливом, после которого можно причалить у левого берега.

Первым порог проходит плот, экипаж катамарана находился на страховке. Заходим под правым берегом, затем по центру слива, постепенно уходя влево от прижима на скалу. После камней левого рукава резко уходим под левый берег и причаливаем на повороте левого берега для организации страховки экипажа катамарана. Оба экипажа прошли порог хорошо (фото 11, 12).

Через 200-300 м после порога "Турклуб Горизонт" начинается шивера, которая заканчивается почти в устье Чуи. Шивера довольно сложна, с резкими и мощными валами, огромный количеством камней в русле. Требует большого внимания и напряжения.

Река Катунь от устья р. Чуи до пос. Усть-Муны.

Вода Катуни резко отличается от мутной Чуйской, она зеленоватая, полупрозрачная. У правого берега в устье Чуи довольно сильное улово.

Контраст рек заметен сразу. Долина реки широкая, воды много, и чувствуешь себя непривычно. Суда кажутся маленькими по сравнению с такой мощью.

До пос. Инн препятствий нет, за исключением резких валов. На этой участке берега Катуни голые, безлесные, ориентировка затруднена из-за сравнительного однообразия берегов. Течение быстрое 8-10 км/час. Препятствий особых нет, если не считать небольших сужений и валов.

Препятствия начинаются от порога 24. Он расположен в месте, где Чуйский тракт уходит в сторону от реки. Перед порогом небольшой поворот вправо. Русло сравнительно чистое от камней, но сливы и валы значительные.

По сравнение с Чуей на Катуни нет сложных и запутанных порогов, где необходимо совершать сложные и резкие маневры. Пороги Катуни сложны своей мощью, валами, огромными ямами и воронками.

У впадения р. Б. Ильгумен находится мощный порог 25 (Ильгуменский). Основная струя идет под левым берегом. Валы 2 м. Плот проходил порог по основной струе. Катамаран сначала заходил правее основного слива, а затем по основной струе.

Далее значительный порог 26 (Кадринская труба). Между порогами 25 и 26 есть участки со значительными валами. У впадения реки Айлагуш на правом берегу 2 домика. От этого места до порога около 1 км сплава. Порог имеет длину около 3 км. Вал достигает 1,5-2 м. Порог проходится по центру.

Порог 27 расположен на крутом правом повороте реки. В пороге имеется два мощных слива. Валы достигают 2-2,5 м. Между сливами есть спокойный участок.

До порога "Шабаш" остается 1,5-2 км. Перед ним галечный остров, который обходится по правой протоке. Здесь необходимо остановиться для разведки одного и из самых мощных порогов нижней Катуни - порога "Шабаш".

15. Спокойное место между 1-ой и 2-ой ступенью порога "Шабаш"

Порог "Шабаш" состоит из двух ступеней, отстоящих одна от другой на 250-300 м. Учитывая высокую скорость потока, приставать между ступенями нецелесообразно.

Порог впечатляет своей мощью и огромными 3-3,5 м валами.

Для малых судов он весьма труден и опасен.

Главный ориентир порога - галечный остров. Приставать для разведки необходимо на правый берег.

После острова от правого берега, и почти до середины реки идут две гряды огромных камней, сжимающих реку и образующих нечто вроде каменных ворот.

Камней в первой ступени немного, и расположены они вначале, но валы большие - около 3 м. Тем не менее возможен заход у правого берега по краю основной струи. Под левый берег не стоит заходить даже большим судам, т.к. от прохождения 1-ой ступени зависит прохождение 2-ой ступени.

16, 17. Порог "Шабаш" 2-ая ступень. Проходит экипаж катамарана

Во второй ступени каменные ворота сжимам поток до 15-20 м. Русло чисто от камней, но валы в пороге достигай 3-3,5 м. Пожалуй, это самый мощный порог на Нижней Катуни (фото 16, 17). Первым проходил порог плот, экипаж катамарана осуществлял страховку. В 1-ой ступени немного ушли вправо от основной струи, затем вышли в центр потока, Вторую ступень проходили по центру струи. Экипаж катамарана повторил путь плота, но во второй ступени у одного гребца выбило валом весло. Его удалось выловить за порогом и возвратить хозяину.

За второй ступенью на правом берегу лежит огромный металлический понтон. Он весь погнут и покалечен. Чувствуется, какова должна быть мощь реки, превратившей такую махину в груду металлолома.

Сразу за порогом стоянку организовывать неудобно. Лучше сплавиться на 1 км ниже. Там на высокой террасе есть хорошие места для стоянки и ночлега.

Порог 29. Он не сложный, в центре потока ближе к левому берегу стоит скала. У левого берега значительные валы.

Порог 30. Расположен перед впадением реки Урсул в скалистом коридоре. В пороге есть водовороты. Он не сложен.

Порог 31 (Люлька) расположен после впадения реки Урсул. За устьем реки галечный остров. Правый берег высокий скалистый. Проходить лучше под правым берегом. Порог простой.

До реки Сумульта препятствий нет. После р. Сумульта через 1 км на правом берегу изба, через 2-3 км - мост. До моста идет шивера с валами.

Порог 32 с большими валами прошли по центру.

Скорость реки 8-10 км/час. Плесы сменяется перекатами, шиверами, небольшими прижимами. Долина реки стала шире.

Порог 34. После впадения реки Кайтыген идет прямой участок, затем поворот направо и налево. На левом повороте два скальных сужения. В русле скалы. Значительные валы, сливы. Порог несложен.

Далее ориентировка на реке довольно затруднена, поскольку носит однообразный характер. Определиться можно перед Куюсом. До него несколько несложных порогов. Наиболее интересен порог 38.

Порог 38. Перед ним река расширяется. В середине порога огромная скала. Проходить лучше справа, прижимаясь к скале, а затем уходить влево.

Перед Куюсом справа впадает ручей, через него имеется мост. На правом берегу видны постройки.

За Куюсом начинается довольно мощная шивера. Она заканчивается перед паромной переправой. Через реку перекинут трос. От этого места нужно идти внимательно, т.к. через 2,5-3 км начинаемся порог "Текдельпень-1".

После переправы река делает поворот направо, русло сужается. Очень хорошим ориентиром служит ферма. Она находится на высоком левом берегу, и с воды ее отлично видно. Также можно ориентироваться и по притоку Катуни р. Эдиган. Через 1 км от него начинается порог "Текдельпень-1".

Перед порогом русло сильно сужается, сжимаемое скальными берегами. Река разгоняется и делает поворот направо. Метров за 300 до поворота необходимо причалить на правый берег для разведка порога. Метров за 150 до правого поворота реки начинается шивера, которая переходит в порог. Осмотр порога лучше осуществлять по правому берегу, вдоль него идет грунтовая автомобильная дорога.

В пороге нет мощных сливов и больших валов, камней немного. Но он очень опасен водоворотами, воронками, которые возникают неожиданно там, где их не было, и при этом хаотически перемещаются. Русло в середине порога очень сильно сжато скалами и похоже на огромный кипящий желоб.

Наиболее сложна средняя часть порога. Длина всего порога около 400м.

Через 500-600 м спокойного участка начинается порог "Текдельпень-2". Наиболее сложен заход в порог. Начало порога разделено скалой на два рукава. Основной поток идет между скалой и левым берегом. Правый рукав узкий с резким левым поворотом, очень резким сливом, заканчивается он огромной воронкой. Берега скалистые, отвесные. Высота первого слива около 1,5 м. В пороге много сильнейших воронок. Наиболее сложна первая часть порога. Общая длина порога 600-700 м.

Первый порог мы проходил по центру, стараясь не приближаться к береговым скалам. Скорость судов в пороге очень мала, постоянно притапливает то нос, то корму, и поток всеми силами притягивает к скалам, засасывает в глубь, крутит, вертит.

Вода выбивает греби и весла. С гребями необходимо быть особенно внимательными, грести небольшими резкими гребками, лишь слегка погружая лопасти.

Порог "Текдельпень-2" проходили левым сливом в начале несколько ближе к скале правого берега, затем, миновав первый слив, уходили в центр, стараясь держаться подальше от скал.

Скорость потока в пороге весьма мала. В пороге много сильнейших воронок.

В этих порогах трудно понять струю, если такая вообще есть. Их множество, они смешиваются, сливаются, вновь расходятся, идут навстречу друг другу. Пороги весьма неприятные.

Далее до порога 41 препятствий нет.

Порог 41 - это скалы в русле. Проходить лучше у левого берега.

Порог 32 - мощный слив. Поток наваливает на валун, который находится в 20 м от правого берега. После слива - опасные водовороты. Чтобы уйти от валуна, надо прижаться влево.

Порог 43 - последний мощный порог на реке. Он короткий, около 50 м. Валы в пороге около 3 м. У левого берега лежит плита. Вода падает с нее, образуя сильный вал. В центре слива валы более пологие. Мы проходили по центру по валам.

18. Греется экипаж катамарана

Далее до Чемала серьезных препятствий нет. Есть несколько шивер с валами, перекаты, небольшие прижимы на скалы. Довольно часто река разливается широко, появляются галечные острова, скалы в русле. Перед Чемалом есть узкий скальный коридор с валами, водовороты. Это так называемые Чемальские ворота. Проходятся по основной струе.

Участок реки от Чемала до Усть-Муны в техническом отношении не сложен. От Чемала по правому берегу реки почти сплошь идут поселки. Река часто делится на рукава, много скальных островков, приходится внимательно следить за струей, чтобы не потерять ее. Довольно часто струя проходит вблизи от скалистых берегов, образуя прижимы, водовороты, уловы. Ширина реки уже значительна, свыше 80 метров, течение в среднем около 6 км/час.

После моста через Катунь, по которому проходит Чуйский тракт, есть еще несколько сужений русла, в которых скорость реки значительно возрастает. Последнее сужение русла, образованное выступами скал, находится пос. Усть-Муны. Пройдя его, нужно резко отгребаться вправо, войти в улов, образовавшийся за скалой, и причалить к берегу.

На берегу стоят аккуратные белые домики поселка Уст-Муны. Кончить сплав после сужения русла выгодно тем, что можно сразу выйти к почте и остановке автобуса, которые находятся совсем рядом.

[содержание]

5. График движения

дни путидатаучасток маршрутапротяженность, кмходовое время, часхарактер препятствийметеоусловия
1-624-29.04г. Казань - г. Горно-Алтайск - пос. Чаган-Узунсборка плота
730.04пос. Чаган-Узун - шив. Курайка184,5пороги, шиверыясно
801.05шивера Курайка - р. Ак-Тру165разбои, завалыпасмурно
902.05р. Ак-Тру - плотина ГЭС247разбои, завалыпасмурно, сильный ветер
1003.05плотина ГЭС - каньон Мажой86порогипеременная обл.
11-1204-05.05обнос Мажоя до пос. Чибит1210обнос и постройка судовснег, пасмурно
1306.05пос. Чибит - пор. Классический206пороги, шиверыясно
1407.05пор. Классический - пор. Иодринский186пороги, шиверыясно
1508.05пор. Иодринский - устье р. Чуя287пороги, шиверыпасмурно
1609.05дневкаясно
1710.05устье р. Чуя - р. Б. Ильгумен407пороги, шиверыпасмурно
1811.05р. Б. Ильгумен - порог Шабаш326пороги, валы, водоворотыпасмурно
1912.05дневкапеременная обл.
2013.05порог Шабаш - р. В. Куюс427пороги, валы, водоворотыпасмурно
2114.05р. В. Куюс - пос. Еланда387пороги, валы, водоворотыясно
2215.05пос. Еланда - пос. Усть-Муны528шиверы, водоворотыясно
22-2315-18.05пос. Усть-Муны - г. Бийск - г. Казаньавтобус, поезд
Итогопо воде 334 км, пешком 12 км

[содержание]

6. Итоги путешествия, выводы, рекомендации

Маршрут был пройден всей группой в запланированные сроки (к началу маршрута пос. Чаган-Узун прибыли даже на день раньше срока). Были пройдены все пороги, за исключением каньона Мажой ввиду того, что он заявлен не был.

В некоторых отчетах дана ложная информация о том, что в верховьях Чуи отсутствует лес для постройки камерных плотов. По этой причине мы везли с собой трубы для каркаса и гребей. Фактически, лес кончается только перед впадением Чуи в Катунь.

В физическом отношении для плотовой группы маршрут особенно труден из-за обноса каньона Мажой. Если откровенно говорить, то маршрут теряет половину своего интереса без прохождения Мажоя. Разведка показала, что для плотов и катамаранов он вполне проходной, во всяком случае 2/3 его длины - та часть, что мы смотрели. Там есть места для причаливания и страховки.

Следует еще обратить внимание на конструкцию плотов. Мы на корме и в средней части плота устанавливали 4 пилона длиной 3,2 метра, а в носовой части устанавливали 4 коротких пилона по 1,2 м (см. конструкцию плота). Такое размещение пилонов резко уменьшило лобовое сопротивление судна, плот стал остойчивее и стал лучше держать курс. Этими основными качествами не обладает плот, собранный целиком на длинных пилонах. Для лучшей балансировки судна вещи загружали на корму и среднюю часть.

Катамаран применили обычного типа (см. конструкцию катамарана), изменив прямую посадку экипажа на боковую, что себя оправдало при сплаве.

Данный маршрут, как мне кажется, нужно проходить с Мажоем (не надо так уверенно дезориентировать читателя. Мажойский каскад, несмотря на уйму групп, побывавших на Чуе, доступен только спортсменам высшей квалификации. Можно по пальцам пересчитать тех, кто плавал в Мажойском каскаде. На пути необдуманных решений стоит ЦМКК - прим. МКК) или начинать его от Чибита. Во всяком случае для плотовой группы это лучше, чем строить новый плот, обходя Мажой, или обносить его, как сделали мы, потратив на это много сил и времени.

Удобные подъезды и отъезды, сложность сплава и в то же время возможность почти в любой точке прервать сплав, красота горного ландшафта и щедрое солнце Алтая - все это несомненно привлечет внимание водников к этому маршруту.

[содержание]

7. Приложения

Материальное обеспечение похода

Групповое снаряжение

№ п/пНаименованиеКоличество
1Пилоны 3,2 м7 шт.
2Пилоны 1,2 м4 шт.
3Трубы дюралевые Д16т70 м
4Винты и гайки М650
5Топор2 шт.
6Ручная пила1 шт.
7Посуда (котлы)3 шт.
8Фонари2 шт.
9Веревка основная80 м
10Репшнур80 м
11Палатки2 шт.
12Спальники9 шт.
13Фото и киноаппаратура4 шт.
14Компас2 шт.
15Карты, схемы2 компл.
16Сковорода1 шт.
17Карабины8 шт.
18Грудная обвязка2 шт.
19Поролоновые коврики4 шт.

Личное снаряжение

№ п/пНаименованиеКоличество
1Рюкзак1 шт.
2Туалетные принадлежности1 компл.
3Спасжилет1 шт.
4Каска1 шт.
5Штормовой костюм1 компл.
6Свитер2 шт.
7Рубашка2 шт.
8Шерстяные носки3 пары
9Носки х/б3 пары
10Сапоги резиновые короткие1 пара
11Ботинки туристские1 пара
12Теплая куртка1 шт.
13Запасной комплект одежды1 компл.

Походная аптечка

Бинт (широкий и узкий), йод, нашатырный спирт, тетрациклин, сульфадемизин, норсульфазол, перекись водорода, марганцовка, синтомициновая эмульсия, анальгин, валидол, кофеин, фталазол, левомицитин, лейкопластырь, детский крем, спирт медицинский, ножницы, вата.

Ремонтный набор

Клей резиновый и 4НБ, эпоксидная смола, бензин, корд, детская клеенка, пассатижи, дрель, шкурка, отвертка, шило, иголки, нитки, шурупы, гвозди, изолента, ножницы, запчасти, проволока различного сечения.

Продукты питания

№ п/пНаименованиеКоличество
1Хлеб16 кг
2Сухари16 кг
3Мука3 кг
4Тушенка25 банок
5Мясные и рыбные консервы20 банок
6Масло топленное3 кг
7Масло подсолнечное1,5 кг
8Сахар15 кг
9Макароны, вермишель4 кг
10Супы сублимированные50 пачек
11Концентрат гречневый8 пачек
12Концентрат рисовый8 пачек
13Концентрат пшеничный8 пачек
14Сухое молоко2 кг
15Сгущенное молоко14 банок
16Соль2 кг
17Чай15 пачек
18Какао1 пачка

"НЗ" - сгущенка, шоколад, колбаса, сыр, сало, сухари.

Смета похода (на одного человека)

№ п/пНаименованиеСтоимость, руб.
1Стоимость проезда
1.1От Казани до Бийска (ж.д., 3 дня)24-00
1.2От Бийска до Горно-Алтайска (автобус, 2 часа)2-00
1.3Багаж0-70
1.4От Горно-Алтайска до Чаган-Узуна (автобус, 13 часов)5-70
1.5Багаж0-50
1.6От пос. Усть-Муны до Бийска (машина, 4 часа)3-00
1.7От Бийска до Казани (ж.д., 2,5 дня)25-00
2Питание в дороге20-00
3Питание на маршруте20-00
4Прочие расходы10-00
Итого:111-00

[содержание]



Карты

[содержание]