Казань 1977 1. Справочные сведения о путешествии 1. Справочные сведения о путешествии Начинается маршрут в тувинском поселке Бай-Тал. От него вверх по реке Хемчик можно проехать еще на машине около 20 км до левого притока р. Чонге-Хем. Далее путь идет пешком вверх по реке Хемчик, затем перевал через Шапшальский хребет в бассейн реки Чулышман на реку Сай-Гоныш. Сплав начинается от слияния рек Гой-Гоныш и Ташту-Ойре. Пешая часть маршрута составляет 68 км. Таким образом, пешая часть маршрута начинается в Саянах, а заканчивается на Алтае. Водная часть маршрута начинается от слияния рек Гой-Гоныш и Ташту-Ойре, которые дают начало новой реке - Онгураш, очень интересной, сложной, спортивной. Длина ее около 24 км. От слияния Онгураша и реки Кызыл-Качко сплав продолжается по реке Шавле, также очень интересной, спортивной и красивой реке. Длина Шавлы около 26 км. Несмотря на небольшую длину этих двух рек, препятствия на них очень сложны, требуют разведки, страховки, полной отдачи физических и моральных сил, высокой техники сплава и опыта походов высшей категории сложности. Река Онгураш, например, на каждом километре сосредоточила по одному очень сложному порогу, чуть уступает ей в сложности Шавла. Шавла является правым притоком Чулышмана и сплав по Чулышману до Телецкого озера позволяет пройти наиболее интересную и сложную часть этой реки. Заканчивается маршрут в пос. Кырсай, откуда теплоходом, а затем автобусом, можно попасть в Бийск. Водная часть маршрута составляет около 170 км. Общая протяженность маршрута, с пешей частью, около 238 км. Маршрут проходит по ненаселенной местности. Телеграмму о выходе на маршрут можно дать из пос. Бай-Тал или Ак-Довурак, а о завершении маршрута из пос. Кырсай или Артыбаш. Телеграмму можно также дать и с середины маршрута - пос. Чодро, где есть телефонная связь с пос. Усть-Улаган. Но для этого на почту Усть-Улагана надо заранее перевести деньги. В начале маршрута продукты лучше закупить в пос. Ак-Довурак и там же договориться о заброске автомашиной до р. Чонге-Хем. Лучше всего это сделать на бензозаправочной станции, где много бортовых машин, Часть данного маршрута впервые была пройдена группой А. Сажнева из Новосибирска (сплав по рекам Онгураш и Шавла). Данный маршрут был заявлен пятой категорией сложности. Разрешение на совершение путешествия было дано ЦМКК (письмо за № 3147/14 от 8 июня 1977 года). Четверо заявленных участников не смогли принять участия в походе. В ЦМКК было послано письмо татарским областным советом за №1140 от 29 июля 1977г. с уведомлением о неучастии в походе Л. Цыкунова, Р. Яруллина, П.Седова и Р. Нурмухаметова и просьбой их замены на А. Олейникова, Л. Грутанова, В. Смирнова и И. Султанова, с указанием их опыта путешествий. Таким образом, в походе участвовало девять человек. Для сплава были использованы плот ПСН-6 и надувная лодка ТН. Пути сообщения К начальной точке маршрута - поселку Бай-Тал можно попасть двумя путями. Первый - из столицы Тувы - г. Кызыла. От Кызыла до Ак-Довурака (или Кызыл-Мажалыка) можно долететь самолетом. От Кызыла до Ак-Довурака можно доехать и на автобусе. Отправляется он от автовокзала три раза в день - в 7-00, 14-30, 16-30 (время местное). Стоимость билета 6 руб. Время в пути 5 часов. От автостанции Ак-Довурака ежедневно ходит автобус на Тэли (Бай-Тайга). Отправление в 8-00 и 14-30. Стоимость билета - 80 коп. Если есть пассажиры, то автобус идет до пос. Бай-Тал (еще 18 км). Стоимость билета - 30 коп. Второй путь к пос. Бай-Тал ведет от г. Абазы, куда можно доехать из Абакана. От Абазы до пос. Большой Он ходит автобус. Отправляется ежедневно от железнодорожной станции в 9-00. Далее до Ак-Довурака нужно добираться на попутных машинах. От г. Красноярска на Ак-Довурак (Кызыл-Мажалык), с посадкой в Абакане, летает самолет АН-24. Делает он 2-3 рейса в день. Есть также один рейс в день: Красноярск - Кызыл, с посадкой в Ак-Довураке. Заходили мы на маршрут по второму варианту. Но получилась непредвиденная накладка - авиабилет нам дали только до Абакана. Поэтому до Абазы мы доехали на поезде, а до Ак-Довурака на попутных машинах, договорившись с шоферами в их общежитии. В кабину МАЗа помещается 2 пассажира. Такса за проезд - 5 рублей. Чтобы группу "подкинули"на машине до р. Чонге-Хем, об этом можно договориться с шоферами на бензозаправочной станции в Ак-Довураке или Тэли. Лошадей в Бай-Тале нет. Но в долине Хемчика, выше р. Смуныг-Чарыг, есть юрты пастухов и если повезет, то можно договориться о заброске груза на лошадях вверх по реке. Маршрут, как говорилось выше, проходит по ненаселенной местности. Вдоль реки Хемчик до перевала Сай-Гоныш есть тропа. Вначале она идет по правому берегу, а затем, после деревянного моста, по левому. Хорошая конная тропа до Телецкого озера (120 км) идет от Чодро. Тропа (через Язулу) идет до пос. Саратан. От Чодро, также по тропе, можно попасть в пос. Балыктыюль (70 км).Это средняя часть маршрута, где можно прекратить сплав. Конечным пунктом активной части маршрута являются поселок Балыкча, 8 км от Телецкого озера (отсюда можно улететь вертолетом в Горно-Алтайск) и туристский приют Кырсай в устье Чулышмана. Отсюда, ежедневно в 14-30 (время местное) по Телецкому озеру до Артыбаша уходит теплоход. Время в пути 4-5 часов. Стоимость билета 1,5 рубля. Из Артыбаша (точнее из пос. Иогач, расположенного на левом берегу р. Бии), ежедневно в 7-00 уходит автобус на Турочак. Стоимость билета 1 рубль. До Турочака - оз. Куреева - Бийска можно также доехать на автобусах с плановыми туристами, которые ежедневно отправляются в 9-00 с турбазы "Золотое озеро". От Турочака (а в малую воду от оз. Куреева) до Бийска ходит теплоход "Заря". Отправление в 8-00. Время в пути 4-5 часов. Стоимость билета 5 руб.60 коп. Кроме того, из Артыбаша до Горно-Алтайска летает вертолет МИ-8. Отправление в 9-00 и 14-00. Стоимость билета 14-15 руб. Из Горно-Алтайска до Бийска ходят комфортабельные автобусы. Отправление - каждые 2 часа. Стоимость билета 2 руб. В пути - 1,5 часа. Так как часть участников нашей группы опаздывала на работу, выход с маршрута был изменен. Вместо запланированного путешествия по Телецкому озеру на теплоходе, мы вылетели вертолетом из Балакчи до Горно-Алтайска. Отправляется вертолет в 14-00 (время местное). В пути - 50 мин. Стоимость билета - 14 рублей. В Казань мы вернулись на поезде Бийск - Москва. Из Бийска он отправляется в 4-15 утра (время московское). В Барнауле три вагона, следующие до Москвы, прицепляются к поезду Барнаул-Москва. В дороге 2,5 суток. Участники путешествия
2. Сведения о районе путешествия Данный маршрут проходит по двум интересным, своеобразным и популярным районам нашей страны - Западному Саяну и Алтаю. Этим двум районам уделено в туристской литературе достаточно много внимания и описаны они достаточно полно и широко, поэтому я ограничусь кратким описанием этих районов, чтобы не повторять известное, и ограничусь "узким" описанием района путешествия. Если ранее туристы-водники активно посещали реки Абакан и Кантегир, то со строительством автомобильной дороги Абаза - Ак-Довурак они активно начали осваивать новые реки этого района Тувы - Хемчик, Алаш и другие. Недалеко за Хемчиком встает первая гряда холмов, за ней - более высокая цепь предгорий, за ними высятся далекие вершины хребтов - Шапшила, Цаган-Шибэту и Западного Танну-Ола. На западе-северо-западе виден голец Бай-Тайга (3129 м). Всю северную часть горизонта занимают горы левого борта долины Хемчика. Хемчик начинается в средней части хребта Козер (системы Шапшальского хребта), из глубокой котловины с отвесными стенами, с ледником в ее верхней части у водораздела 2380 м с несколькими моренно-подпрудными озерами. Во многих местах котловины лежат снежники. На протяжении более 100 км Хемчик представляет собой каменисто-галечную шиверу с крутым падением и редкими скальными прижимами. Уже в 15 км ниже истока Хемчик расширяется до 25 м. Глубина уже больше 1 м. Средняя скорость около 3 м/сек. Водопадный каскад длиной около 1,5 км находится в 23 км ниже истока. Вверх по Хемчику до перевала на Сай-Гоныш ведет конная тропа. Вначале она идет по правому берегу, затем, после деревянного моста у притока Хемчика Ары-Хем, идет по левому берегу. Ближе к перевалу тропа часто бродит с берега на берег. Шапшальский хребет является границей между Западным Саяном и Алтаем. Поэтому, поднявшись вверх по Хемчику, и пройдя перевал Сай-Гоныш, группа попадает на Алтай. Река Сай-Гоныш, стекая с Шапшальского хребта, входит в бассейн Чулышмана. До слияния с рекой Ташту-Ойре Сай-Гоныш не пригоден для сплава и до этого места группе предстоит пройти пешком. Долина Сай-Гоныша широкая, заболоченная. Лес начинается в 12-14 км от перевала. Горы сравнительно невысокие, округлые, "не похожие на алтайские". Тропа от перевала идет вначале по правому берегу, затем изредка меняет берега. Шапшальский хребет начинается от стыка с хребтом Чихачева в верховьях реки Чулышман, идет к северо-востоку и в районе реки Чульчи соединяется с Западным Саяном. Протяженность хребта приблизительно 160 км. Высота многих вершин более 3000 м. Чулышманский хребет служит водоразделом между Чулышманом и Башкаусом. Наибольшая высота его до 3000 м. Река Чулышман - основной приток Телецкого озера (229 км). Вытекает из озера Джулукуль. Главные правые притоки ее Шавла и Чульча. Шавла с ее притоком Онгурашем имеют сплавной участок около 50 км. Описываемое путешествие дает возможность познакомиться с жизнью различных национальных районов СССР, побывать в различных географических краях, сплавиться по интересным, сложным и красивейшим рекам. Маршрут по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман завершал учебный процесс семинара повышения квалификации руководителей сложных путешествий при городском клубе туристов. Но главной целью путешествия, помимо спортивной стороны, было то, чтобы сплотить участников в единый коллектив, чтобы каждый научился с полуслова понимать товарища, чтобы участники группы, ранее ходившие в разных сочетаниях и иных группах, стали товарищами, единомышленниками. Поход преследовал и цель выработать единые взгляды на сложность препятствий, познакомить "плотовиков" с техникой гребли на малых судах, выработать единые взгляды на способы страховки и т.д. Данный маршрут привлек нас своей новизной и сложностью. Приток Чулышмана - Онгураш и Шавла впервые были пройдены в 1976 г. группой А. Сажнева из Новосибирска. Группа прошла их на камерных судах. По описанию и отчету эти реки характеризовались как очень сложные, спортивные, требующие высокой техники сплава. К тому же и сам Чулышман, по рассказам друзей, описаниям и отчетам привлекал своей сложностью и красотой. Все это и определило наш выбор. В целом маршрут подтвердил данные группы А. Сажнева, но выявились и существенные отклонения. Это касается описания пешего подхода, которое было составлено неточно, без привязок к местности, по которому довольно трудно ориентироваться, но главное - выявились существенные отклонения в описаний препятствий по реке Онгураш, неточности в оценке препятствий на Чулышмане и т.д. Например, мы потеряли день на пешей части из-за неточности описания, и были вынуждены делать разведку при развилке долины Хемчика, т.к. не было ориентиров для правильного движения. Пользуясь данными отчета, мы планировали пройти реку Онгураш за один день, т.к. на реке, по описанию, было всего 5 порогов, а фактически потратили на сплав 4 дня, т.к. река оказалась чрезвычайно сложной для малых судов, потребовалось значительно больше времени на разведку порогов, страховку, обнос и т.д. На реке, по крайней мере для малых судов, выявилось не 5 порогов, как написано в отчете, а не менее 18-20, то есть почти по одному порогу на каждый километр сплава. Естественно, не все они равноценны, но большинство из них можно отнести к пятой категории сложности. Готовясь к маршруту, и если быть откровенным, мы надеялись начать сплав несколько выше того места, откуда начал А. Сажнев. Но, к сожалению, этого не произошло. Место, откуда был начат сплав А. Сажневым, наиболее оптимально, а река Гой-Гоныш для сплава совершенно не пригодна из-за обилия камней, маловодности, засоренности русла деревьями, завалами и т.п. Определенные отклонения и неточности выявились и в карто-схемах. Прилагаемые к отчету схемы и карты откорректированы на маршруте и в карто-схемы внесены исправления и уточнения. В схемах и описаниях препятствий Онгурашу и Шавле в данном отчете уделено внимания больше, потому что по сравнению с Чулышманом, они являются наименее "хожеными" реками. При прохождении маршрута А. Сажневым вода в реках была средней, при нашем походе, из-за долгого ненастья и дождей - выше средней. Из-за недостаточно надежной упаковки фотопленки, предназначенной для фотографирования, вода погубила их. И к великому нашему огорчению мы не смогли зафиксировать прохождение препятствий Чулышмана, красоту гор Алтая. 4. Техническое описание маршрута Подходы к началу сплава От поселка Бай-Тал, нуда можно попасть автобусом и автомашиной из Ак-Довурака, начинается пешая часть маршрута. Но на грузовой машине можно по дороге доехать до р. Чонге-Хем или чуть выше до р. Смуныг-Чарыг и оттуда уже начать двигаться пешком вверх по Хемчику. Найти машину легче на бензозаправочной станции в Ак-Довураке или Тэли. Нас машина довезла чуть выше р. Чонге-Хем. Вдоль реки Хемчик, по его правому берегу идет хорошая конная сухая тропа до моста через Хемчик в районе реки Ары-Хем. Тропа теряется лишь на больших зеленых полянах, но легко угадывается. Через приток Хемчика р. Чоон-Хем перекинут деревянный мост. После него нужно повернуть на правую развилку тропы и через 200 метров она выведет к Хемчику. До Ары-Хема тропа четкая, хорошо набитая, идет через зеленые поляны, взбирается на горки, входит в лес, иногда вязнет в низинах. Но в наиболее неудобных и трудных местах упавшие деревья спилены, есть проходы для лошадей. Через Ары-Хем - брод. Брод не глубокий - до колена. Перед ним, в нескольких метрах, также есть брод через неглубокий ручей. После брода через Ары-Хем тропа поворачивает налево и через 50-60 метров приводит к деревянному мосту через Хемчик. После моста, справа по движению, загоны, большая сенокосная поляна. Тропа теряется. Находится она на левой стороне поляны, ближе к реке. После моста, значительную часть до брода, в верховье реки, тропа идет по левому берегу Хемчика. После моста тропа постепенно начинает забирать в гору. Довольно трудный затяжной подъем начинается в 4-5 км от моста. Затем тропа начинает терять высоту. Хемчик в этом месте уже довольно спокоен, долина довольно широкая. Левый берег густо залесен, правый - голый, каменистый, лишь у реки растут шиповник, крыжовник, и на пригорки взбегают лиственницы.
Тропа идет недалеко от реки. После спуска, через 3-4 км, слева по движению, небольшое озеро. Оно может служить ориентиром скорого раздвоения тропы. Раздвоение тропы находится приблизительно в 3-4 км от озера. Тропа раздваивается потому, что вскоре раздваивается долина Хемчика. Впереди высится гора, и река довольно резко поворачивает налево (если смотреть по ходу движения), нерезкий поворот идет и направо. Долина реки в этом месте широкая, т.к. сливаются два приблизительно равных потока. Слева (по ходу движения) течет Хемчик, в него несколькими рукавами впадает Малый Хемчик (справа по движению). Слева берег Хемчика высокий, поросший лесом, справа крутой, каменистый. В месте слияния рек берег заболочен. Если пропустить развилку троп и двигаться прямо, по наиболее четкой и набитой тропе, вдоль каменистого склона, то тропа, по М. Хемчику ведет на перевал на Алаш и озеро Карахоль.
В месте развилки троп есть довольно большой валун, тропа от озера идет через кусты, прижимаясь к горе. Поворачивать у валуна надо налево. Местность болотистая, тропа выражена не четко. Но через 1км она выводит к новой избе (если быть точным, тропа идет чуть левее). Изба - хороший ориентир, что группа движется правильно. Находится она на возвышении, вокруг нее сухо, кусты кончаются и избу окружает лес (фото 2). На карте, которой мы пользовались, раздвоение долины Хемчика не было обозначено и в описании не было сказано об этом, поэтому у нас полдня ушло на разведку пути. Таким образом, от избы нужно идти на запад, поворачивать налево (по ходу движения ),т.е. двигаться по Хемчику. От новой избы тропа идет вверх по Хемчику. Она тяжелая, мокрая, двигаться по ней тяжело. Лишь до брода на правый берег, приблизительно 2 км тропа сухая, торная, часто взбирается на гору и тут же вновь теряет высоту. После брода тропа значительно ухудшается, идет через редколесье, низины, мшарник, часто теряется. Затем тропа входит в лес, становится более четкой, глубокой. Горы "лысеют". Лес густо растет только близко к реке. Потом тропа вновь бродит на левый берег. От первого брода (если считать от избы) до второго приблизительно 3-4 км.
Затем броды учащаются, тропа плохо заметна, часто теряется, Хемчик уже похож на булыжную мостовую. Можно идти прямо по руслу, по камням, под которыми журчит вода. Но, в основном, тропа идет по левому берегу, поднимается наверх, обходя осыпи и бомы. Хемчик делает левый поворот. Впереди голые вершины. Лес редеет. Если считать от перевала вниз по реке, то в районе третьего ручья (по левому берегу) в роще кедрача, целесообразно сделать ночевку, т.к. выше по реке ни леса, ни дров на будет (фото 3). И еще, как ориентир, можно назвать старую избу. Она находится на левом берегу, на тропе, приблизительно в 1-2 км ниже последнего крупного притока Хемчика (на карте этот приток показан с двумя озерками в истоках).
Тропа уже плохо заметна, т.к. идет по камням. Перед перевалом тропа, двумя довольно крутыми взлетами, идет на перевал по каменистой осыпи (фото 4). На перевале Сай-Гоныш (2500 м) справа сложен тур. Здесь мы сняли записку туристов из Уфы. Слева, чуть ниже перевала, в 200 метрах, есть небольшое озеро. С перевала открывается вид на широкую заболоченную долину р. Сай-Гоныш, справа виден перевал на р. Козер (перевал Кара-Тасырган) и довольно спокойные скалистые вершины Шапшала.
Спуск с перевала к р. Сай-Гоныш относительно пологий, тропа заболочена, часто теряется. До первых деревьев, от перевала приблизительно - 7-8 км (фото 5). Хороший лес начинается в 14-15 км от перевала. В низинах тропа теряется, в лесу тропа более четкая. Перед бродом на левый берег Гой-Гоныша тропа спускается к реке. В месте брода река дробится на 3-4 рукава и брод не сложен. Продолжение тропы находится чуть ниже брода, тропа входит в лес и постепенно набирает высоту, изредка приближаясь к реке. Часто теряется, дробится, искать надо более торную, четкую. Затем тропа вновь набирает высоту и выводит к первому ручью. Через него перекинуто бревно. Через полкилометра - второй ручей. Через 2 км тропа спускается вниз и приводит к броду через Гой-Гоныш. Затем идет по его правому берегу и через 1 км выводит к месту брода через р. Ташту-Ойре. Приблизительно в полукилометре от этого места, уже на Онгураше, есть хорошее место для строительства плотов. От этого места начинается водная часть маршрута. Пешая часть составляет приблизительно 68 км. В месте начала сплава растет великолепный лес - ель, пихта, лиственница. Недостатка в сухостое нет. Водная часть маршрута Река Онгураш (вода выше средней)
Река Онгураш, от места начала сплава, течет в одном русле. Ширина - 20-25 метров (фото 6). Средний уклон - 10 м/км. До слияния с рекой Кызыл-Качко, длина Онгураша составляет приблизительно 24 километра. Это 24 километра непрерывных порогов и шивер (фото 7-8). Исключение составляет участок от места начала сплава до первых порогов - каскада "ОТК" (номера и названия порогов на Онгураше и Шавле даны группой А. Сажнева). Этот участок "относительно спокоен" - перекаты и шиверы - маломощны, но в русле очень много камней. Именно на этом участке чехол от надувной лодки ТН был изодран и его пришлось выбросить. Часто над рекой нависают деревья. Река точит сыпучие берега, которые обваливаются вместе с растительностью. Берега труднопроходимы, но каньонов на реке нет, встречаются, и довольно часто, скальные стенки до 40-50м., осыпи. Река сильно петляет, долина узкая. Неплохая тропа идет по правому берегу. Иногда, в местах бомов, осыпей, она отходит от реки до 500 метров. Первые пороги начинаются от желтой песчаной осыпи на левом повороте, высотой до 40 метров. Через несколько сот метров первый порог на реке - каскад "ОТК". Он состоит из трех порогов. Не все они одинаковы по длине и сложности. Наиболее сложен - третий. Порог № 1. Длина около 100 метров. Начинается на левом повороте. В русле остров. Правая протока забита камнями. В левой - порог. Очень много крупных сухих и обливных камней, резкое падение воды, проходы узки до 1,5-2 метров и, как правило, на выходе забиты камнями, т.е. чистых проходов нет (фото 10). От крупных валунов идут резкие косые валы.
В целом порог пройти можно, если на входе прижаться вправо, войти в узкий слив, вырваться из потока и уйти влево, в другой узкий слив между валунами. Но за первым порогом, после короткого плеса, идет 2 порог с "непроходом" в конце. Вход во 2 порог осложнен большими надводными камнями. Ширина прохода 1-2 метра под правым берегом. В центре, наружные и полуобливные камни, образуют "мешок", куда легко попасть, а выйти нельзя - слишком узки проходы и велик навал воды на камни. Поэтому мы первые два порога на Онгураше не проходили, а суда провели меж камней с большим трудом. Забегая вперед в описании препятствий на реке, мне хочется выразить недоумение первопроходцам, которые дали названия порогами номера, причем не самым сложным, а многие сложнейшие пороги или назвали шиверами, или вообще оставили без внимания.
После 2 порога следует сильный прижим к скале левого берега и короткая мощная шивера. Отсюда, около 200 метров идет быстроток. У правого берега небольшой бом, за которым следует сыпучий берег. У бома Онгураш поворачивает налево и начинается третий порог каскада "ОТК". Он тянется один-полтора километра. Порог очень сложный, мощный, требующий обязательной разведки. Разведку лучше делать по правому берегу. Чуть выше по склону, в 10-20 метрах, идет тропа. По ней можно обнести груз за порог. Порог представляет собой внушительное зрелище. Огромные валуны, обломки скал, обилие камней, обливных, подводных, обилие резких сливов через камни, валы, "бочки", в местах резких поворотов реки - сильные прижимы. Характерной чертой этого порога, как и многих других на реке, является обилие камней в русле. Чистых проходов нет. Или на входе в слив, или на выходе, струя упирается в камни. Поэтому прохождение многих порогов на Онгураше - это прыжки через камни, налеты на них из-за узости проходов, частые посадки судов на камни (фото 9). Пороги требуют четкой лавировки в узком потоке, быстрого пересечения струи. Поэтому прохождение 3 порога каскада ОТК на ПСНе прошло более удачно, чем на лодке ТН, т.к. ее длина (почти 6 метров) не позволяла ей "вписываться в интерьер порога". Ближе к концу порога, на правом берегу небольшой бом и осыпь. За ними начинается выходная ступень порога - хаотичное нагромождение крупных валунов с узкими проходами. Идти лучше ближе к левому берегу, т.к. часто струи подсекаются подводными острыми камнями. Сразу же за порогом идет шивера. Она разделена островом. Идти нужно по правой протоке, т.к. левая перекрыта упавшим деревом. Через несколько десятков метров, вновь деление русла. На этот раз правая, более глубокая протока, перекрыта огромным бревном, идти приходиться по левой, более мелкой.
После этого участка правый берег снова повышается. Идет сильная шивера, которая переходит в порог, с хаотически разбросанными крупными камнями. Сложен выход из порога. Чтобы облегчить прохождение порогов, повысить маневренность лодки, мы согнули нос и корму ТН, привязали их ремнями к баллонам. После этой "операции" ходовые качества лодки возросли, т.к. она стала около 4 метров, хотя "эстетически" она стала выглядеть не очень привлекательно (фото 13). До 4 порога, обозначенного на карте, на реке есть еще 3 мощных порога, требующих разведки. Для всех них характерно обилие крупных и малых камней, узкие, резкие сливы через камни и на камни, отсутствие чистых проходов, и, как правило, сложный выход меж валунов.
Обилие камней в порогах, отсутствие чистых сливов и проходов, организация страховки, длительные разведки, сложность порогов- все это требует много времени для прохождения. Описание же порогов и привязка ориентиров сильно затруднено, т.к. пороги образованы едиными условиями протекания реки и прохождение их сильно зависит от уровня воды, особых же ориентиров тоже нет. Поэтому трудно выделить какие-то характерные приметы каждого порога, легче объединить их по общим признакам, а при сплаве, к каждому порогу подходить индивидуально. Общими же признаками для всех порогов Онгураша являются обилие камней "всех калибров", отсутствие чистых проходов, их узость, почти невозможность пройти пороги чисто, без налета на камень. Все это сильно задержало нас на сплаве. Приходилось часто чинить чехлы, клеить дно у ТН, т.к. оно не надувное, и т.д. (фото 9).
4 порог по этим же причинам мало чем отличается от остальных, разве что уклон побольше и валы. Осмотр его лучше делать по левому берегу. На участке реки, до притока Мейду-Хем, много упавших деревьев, идти следует осторожно, к тому же, если пойти шиверу или порог без разведки, то может случиться, что единственный проход перекрыт бревном или нависшим деревом. В целом же до р. Мейду-Хем мы насчитали еще 10 сложных порогов. Один из них, который имеет четкий ориентир и характерную особенность, и отличается своей сложностью и опасностью от других, необходимо разведать и организовать страховку. Находится порог за вторым левым ручьем от 4 порога. Справа - высокая крутая осыпь и бом (фото 11). Затем следует резкий поворот, реки влево. Перед поворотом - шивера. Справа, после нее, относительно спокойный участок, длиной 40-50 метров (фото 12).
После этого на относительно прямом отрезке реки начинается сложнейший порог, заканчивается он за правым поворотом. Общая длина порога около 600 метров. Особенно сложно и опасно его начало. По левому и правому краям струи лежат огромные валуны, между ними и берегом - острые камни, т.е. проход, или вход в порог - по центру. Струя сваливается с подводной плиты, меж двух камней, образуя пенный котел, и через три-четыре метра упирается в большой сухой валун, который делит поток надвое (фото 14). Левая часть потока вновь входит в ворота, которые образуют валуны и снова падает вниз, образуя большой вал. Правая часть потока уходит под завал и процеживается через камни. (фото 15).
Дальнейшая часть порога обычна. Камни, узкие проходы, валы, "бочки", словом, слаломная трасса. Страховку мы осуществляли в наиболее сложном участке, там, где поток делится надвое, чтобы предотвратить уход судна или человека вправо под завал. После того, как экипаж ПСНа прошел подводную плиту и попал в "котел", одного члена экипажа смыло за борт. С камней, на которых стояли страхующие, ему была тут же оказана помощь, и он был извлечен из воды. Экипаж ПСНа ушел в левую часть струи и пристал к берегу. Так как плотность воды в "котле" оказалась недостаточной и ПСН слишком глубоко погрузился в воду, было решено эту часть порога на ТН не проходить и обнести ее за завал. Тропа, на обнос груза, близко подходит к реке за высокой осыпью и бомом в начале порога. Перед этим порогом, есть еще 2-3 сложных порога, с обилием камней, и трудными выходами. Все они сравнительно короткие - до 100 метров и не имеют особых ориентиров. На одном из них с ПСН сорвало защитный чехол, а ТН получила пробоину в днище. До левого крупного притока Онгураша р. Мейду-Хем характер реки не меняется, лишь появляется больше галечно-песчаных осыпей, высотой 40-50 метров. Русло часто наполовину перегорожено упавшими деревьями. До устья р. Мейду-Хем есть 4-5 трудных порогов. Река Мейду-Хем впадает двумя рукавами. В этом месте русло Онгураша перегорожено несколькими упавшими березами и находится шивера. Шиверу, из-за упавших деревьев, пришлось проводить. 5 порог (нумерация по описанию А. Сажнева) находится в 300 метрах от устья р. Мейду-Хем, на крутом левом повороте. Характеризуется большими камнями в русле. Правый берег высокий, крутой. Длина порога 300-400 метров. Но после впадения Мейду-Хема воды в Онгураше прибавляется и проходы между камнями в пороге достаточны для прохода. До слияния Онгураша с Кызыл-Качко на реке есть несколько сильных мощных шивер. Последняя из них находится непосредственно прямо перед слиянием. Выходить из нее нужно под правым берегом, чтобы успеть пристать перед сложным порогом на Шавле - "Сюрпризом". Онгураш - сложная, спортивная река, требующая самого внимательного к себе отношения, высокой техники сплава, квалифицированной подготовки участников похода. Не навязывая своего мнения, большинство ее порогов можно квалифицировать пятой категорией сложности. Проходить же реку лучше всего на небольших судах типа ЛАС, ПСН, катамаранах или близких к ним модификациях судов. Река Шавла
Шавла уступает Онгурашу по количеству препятствий, на реке всего 7 порогов, но из-за многоводности они сложны, мощны и требуют разведки. Длина Шавлы около 26 км и все дороги сосредоточены в первой половине, вторая часть реки характерна обилием шивер и красотой (фото 16). Первый сложный порог на Шавле, "Сюрприз" - требует разведки и организации страховки. Порог короткий, около 60-70 метров. Начинается сразу после слияния Онгураша и Кызыл-Качко. После последней шиверы на Онгураше нужно уходить направо и после устья Кызыл-Качко приставать к правому берегу. Левый берег скалистый, поток тянет туда и может "заманить" в порог. Поток идет вдоль скалистого левого берега и каменистого острова сплава, идет узкой струей, справа поток ограничивает большой валун и мешает уйти своевременно вправо, чтобы миновать выноса судов на огромные валуны, на которые с большой силой давит вода, почти закрывая их вершину, и косо падает с них. От валуна, ограничивающего уход вправо, до скал, перекрывших русло, около 10 метров. Узкий проход, шириной 2 метра, есть с правой стороны на выходе. Этот порог мы проходили следующим образом. На выходе поставили страхующих с веревками и ТН. ПСН, как более остойчивое судно, проходил порог. На входе, правым бортом, вплотную прижались к валуну и резко начали грести вправо, чтобы попасть в узкую двухметровую щель. Поток на этом участке очень силен, выгрести удалось не до конца, там не менее мы захватили уже слабую часть косого вала от валуна и ПСН выдержал его. За порогом "Сюрприз" идет плес около 60 метров. Слово плес впервые можно употребить только на Шавле, на Онгураше плесовых участков нет. От порога "Сюрприз" идут красивые и не сложные пороги - шиверы. По берегам - невысокие бомы. По Шавле идти уже значительно легче, но воды уже значительно больше, лодку и плот сильно заливает на валах. Идти нужно внимательно и осторожно - в русле разбросано много камней. В конце каскада шивер, за правобережным бомом, впадает ручей. Шавла делает левый поворот. От этого места, приблизительно через 100 метров, на левом берегу стоит бом. Река делает правый поворот и следует длинный плес, около 200 метров. Здесь можно пристать к левому берегу для осмотра следующего препятствия. Ниже плеса расположен галечный остров. Левая протока перекрыта бревном, правая более мелкая. За островом расположен 7 порог. Это мощный прижим к левобережной скале. В русле крупные камни. Мы проходили порог, прижимаясь к правому берегу. Валы до 1,5 метров, но на выходе основной слив чист. После этого порога снова плес до 100 метров, а за ним идет двухступенчатый 8 порог. Первая ступень - чистый слив меж валунов в центре русла. По берегам скалы. Вторая ступень - слив, с довольно большим валом, у правобережной скалы. Проход слева завален огромными камнями. Протяженность 7 и 8 порогов около 300 метров. За порогом идет крупнокаменистая шивера и ряд сливов с подводных камней. Пороги и шиверы требуют четкой лавировки, точного захода в слив. После того как нас "потренировал"Онгураш, данные пороги особой сложности не представляют. То же можно сказать и о 9 пороге на реке. Он находится в 300 метрах ниже устья левого притока р. Сары-Мойголоч и представляет собой сброс воды на крупные камни идущие от левого берега. Справа - галечная отмель. После этих порогов, на Шавле можно выделить два порога - 10 и 11 ("Ребро" и "Веер") требующих обязательной разведки, страховки точного, техничного прохождения. Признаком приближения 10 порога служат выходы на реке обломков коренной породы. Над левым берегом скалы. Приставать нужно к правому берегу. Перед порогом довольно сильная шивера, ниже ряд сливов и короткий плес. Порог представляет собой несколько крупных острых камней, перегораживающих русло. Проходы довольно узки, сливы мощны. Требуется четкая и быстрая лавировка. Порог длиной около 300 метров. После лабиринта проходов - "изюминка" порога: основной слив у левого берега подсекается острым "ребром". Возможно он и дал название порогу. Вода сильно наваливает на него. Необходимо быстро уйти влево - в проход шириной около 2 метров. Осмотрев препятствие, мы проходили его поочередно. Вначале экипаж ПСНа, а затем ТН. На выходе прижались к скале левого берега и миновали неприятную встречу с "ребром".
Порог "Веер" расположен в 1,5-2 км от "Ребра". С левого берега - крупная серая осыпь и ручей. В русле огромные валуны - их видно издалека и на плесе можно пристать. Расположен порог на крутом правом повороте, длина около 200 метров. На входе крупные валуны, которые разбивают поток на несколько струй. Удобнее всего заход в порог у правого берега, но проход между валунами перекрыт бревном и струя подсекается обломком камня. В центре, между валунами, также острые обломки камней. Поэтому заход в порог возможен у левого берега, между скалой и огромным валуном, прижимаясь к нему. Далее поток разгоняется, резко поворачивает направо и через подводные и полуподводные камни, устремляется на выход из порога. Выход осложнен большими валунами. Следует серия мощных сливов через подводные камни, "бочки", валы. Особенно сильны валы и "котлы"на выходе порога (фото 17-18).
Проходили мы порог поэтапно. Первым шел экипаж ПСНа и встал на страховку. Проходили вначале у левого берега, и дальше, в основном, придерживались левой половины потока, чтобы уйти от валов. Но на выходе попали в "котел", плот поставило "на попа", сильно залило водой. После этого порога есть плес. Ниже, до 12 порога, идет ряд шивер. 12 порог - ряд крупных камней, идущих от левого берега. Проходы широкие. Навал воды на левый берег. До устья Шавлы серьезных препятствий на реке нет. Но река не дает расслабляться - следуют шиверы, перекаты, острова, некоторые протоки перекрыты упавшими деревьями. Неприятная шивера находится напротив устья реки Чакрин. В спортивном отношении Шавла уступает Онгурашу, но она очень красива, "фотогенична", на ней масса мест отличных для стоянок, дневок, прекрасные кедровые и березовые рощи, красивые скалистые берега. Река Чулышман Вместе слияния Шавлы и Чулышмана, которые примерно одинаковы по расходу воды, река становится мощнее. Отсюда до поселка Чодро около 4 км. Участок реки ровный, хотя встречаются перекаты, одиночные камни. Если нужно зайти в Чодро, то нужно придерживаться правых рукавов Чулышмана, который часто дробится на участке до порога "Бегемот". Лесничества с реки не видно и ориентироваться надо на виднеющиеся водопады притока Ак-Су с правого берега. Поселок расположен за лесом, примерно в 1 км от реки. В 5 км ниже Чодро река собирается в одно русло, а через 3 км сплава начинается порог "Бегемот". Ориентиром порога может служить огромный камень, лежащий в середине русла. За ним река делает правый поворот и начинается порог. Порог состоит из 4 ступеней, разнесенных на расстояние один км. Наиболее сложны для сплава первые три ступени. Первая ступень представляет собой сильные сливы с валами у камней правого берега. Длина порога около 200 метров. Порог мы проходили левой половиной струи, чтобы уйти от больших валов. Затем следует поворот налево и через 100-200 метров вторая ступень порога. Вторая ступень неприятна тем, что в больших валах, почти на центре потока, в начале порога, прячется острый камень, который вписывается в цепочку волн и почти не заметен. Выход из порога осложнен большими валунами. Проходили мы порог почти у самого левого берега, впритирку к береговым валунам, а на выходе ушли в центр. Через 200-300 метров следуют 3 и 4 ступени порога. 3 ступень осложнена большими валунами и резкими сливами с большими валами. Проходили мы порог по центру, с последующим уходом влево. 4 ступень больше похожа на шиверу и идется сходу. Ниже порога река успокаивается, начинается довольно длинный плесовый участок. Длина реки довольно широкая, склоны гор покрыты лесом, есть прекрасные места для стоянок. Порог "Труба". Перед порогом идет большой спокойный участок. Ориентиры приближения к порогу - лодочная переправа, левый берег открытый, "пляжный", река делает спокойный левый поворот. От конца поворота видно начало порога - валуны, валы и т.д. Для плотовиков лучше приставать к берегу на повороте, для надувных судов можно и попозже - перед порогом, слева, есть большое улово. "Труба" - сложный порог и необходимо осмотреть его весь, до "Каши", и наметить место причаливания. Общая длина порога около километра. В начале его в русле лежат валуны и нужен четкий заход в порог. Затем проходы расширяются, возрастает уклон, следует непрерывная цепь сливов, валов, "котлов". Ближе к концу порога, есть два опасных сброса через подводные плиты. Высота падения воды до 2 метров. На выходе сильнейший прижим к правой скале. Мы проходили порог следующим образом. В начале порога зашли по центру, меж валунов, пройдя 20-30 метров, ушли под самый левый берег и шли впритирку к нему. Но в местах, где приходиться обходить валуны справа, т.е. волей-неволей идти ближе к центру, ПСИ и ТН не раз ставило "на попа", Выходили из порога у левого берега. После порога, если быть точнее, после непрерывной его части, есть небольшой плес, затем короткий порог, короткий быстроток и начинается шивера. Приставать нужно к левому берегу, сразу же после этого короткого порога, потому что шивера, она тянется около 300-400 метров, и начинается непроходимый порог "Каша". В некоторых отчетах ориентиром "Каши" дается уходящая круто вводу с правого берега реки каменистая осыпь и скалы. Но если ориентироваться на эти приметы, можно быть легко втянутым в порог, т.к. я выше уже говорил, что перед "Кашей" идет сильная шивера. Место причаливания надо выбрать заранее. Порог "Каша" - трехкилометровый каскад порогов, огромные валы до 3 метров, резкие сливы водопадного типа, огромные "котлы" за камнями, водовороты, сильнейшие прижимы к береговым скалам, огромные валуны в русле. "Изюминкой""Каши" является ее выход - огромная скала в центре русла, на которую всей своей мощью давит поток, почти закрывая ее всю, справа - огромный "котел", слева узкий поток, до 2-3 метров через десяток метров, наваливается на большую скалу и сваливается вправо. И, тем не менее, утверждать категорично, что "Каша" непроходима ни для каких судов, я не берусь. С повышением мастерства водников, применения новейших средств сплава, возможно, будет покорен и этот порог. Но пока я повторяю, это самое опасное препятствие на реке и обнос обязателен. Тропа на обнос идет от конца "Трубы", поднимается наверх и, спускается к реке в районе р. Гайбулки. Тропа сухая, торная. По ней мы обнесли груз и суда до избы за р. Гайбулкой. От р. Гайбулки до порога "Ворота" следует ряд шивер с довольно большим валом. Перед 15 шиверой необходимо пристать для осмотра порога. Порог "Ворота" - это три огромных камня, стоящих в русле реки. Два правых стоят плотно, и вода прорывается через узкую щель. Проход имеется между левым огромным камнем и берегом. Ширина прохода около 4-5 метров, но вход в него осложнен камнями у левого берега. В "Воротах" произошел первый переворот ПСН, он нечетко, боком зашел в слив, и оказалось, что он переворачивается не хуже других судов. Экипажу была оказана помощь. Уплывшее весло обнаружили через 3-4 км. Шиверы 17, 18, 19 характеризуются отдельными камнями в русле и довольно значительными валами. Особенно неприятная 18 шивера, с косым валом от камней правого берега. Далее река успокаивается, следуют длинные плесы, Чулышман дробится на рукава, по берегам появляются зимовья, в 4 км перед 20 порогом есть лодочная переправа. Перед 20 порогом в центре русла лежит огромный валун. Он может служить ориентиром порога. После него, метров через 80, резкий левый поворот и начало порога. Начинается порог на левом повороте, а заканчивается на правом. Длина - около 100 метров. Порог характерен огромными валунами в русле и валами. Валуны разбивают поток на две части. Если идти влево, поток выносит на камни. Мы пошли правой половиной потока, а там, где в пороге стоят два огромных валуна, прижались ко второму, пересекли поток и вышли на выход из порога, где сильно залило водой в валах. За порогом идет плес, одиночные камни в русле. Шивера 21 скорее напоминает порог - валы, сильное падение воды и большие камни в русле. Проходили шиверу, придерживаясь левой половины потока, потому что впереди был Туданский порог. На коротком плесе - пристали. После осмотра начала порога приняли решение перебросить суда за первую ступень порога- слишком узка щель меж валунов, и слишком велик косой вал от них - решили не рисковать. После начальной ступени каскада река делает правый поворот, обилие крупных камней в русле, резкие крутые валы. Проход в этом лабиринте камней ближе к левому берегу. При прохождении этого порога приняли большое количество воды внутрь, пристали к берегу и отчерпались. Затем короткий плес и снова порог с каскадом сливов. После прямого участка реки, на левом повороте новые пороги. На выходе крупные камни, резкое падение воды. Основная струя идет между двумя большими глыбами. Место неприятное и вновь было приставание к берегу и отчерпывание воды. Далее идут локальные, мощные пороги. После каждого из них можно встать на страховку, т.к. они отделены друг от друга плесами, берег удобен для приставания. Между Туданским и Итыкайским каскадами, на расстоянии 2-3 км идут шиверы. В целом, участок интересен и расслабляться не следует. После Туданского порога река делает большой плавный поворот. Правый берег обрывистый, крутой. Левый - зеленая терраса. Тропа идет по левому берегу, по этому же берегу удобно осматривать и препятствия. Расстояние от Туданского каскада до Итыкайского около 3 км. Участок этот заполнен шиверами и плесами, можно идти сходу, но нужно соблюдать осторожность и внимание. Ориентиром начала Итыкайского порога может служить огромная скала коричневого цвета на левом берегу. Река буквально упирается в нее и делает правый поворот. После скалы необходимо пристать к левому берегу и осмотреть препятствие. Итыкайский порог состоит из двух частей. Протяженность первой около 400 метров. В русле каменистый остров. Основная протока правая, но она беспорядочно завалена крупными камнями. Проходы довольно широкие. Но из-за значительного уклона и скорости течения, маневр затруднен. В пороге резкие сливы и большие валы. Вторая часть порога мало чем отличается от первой, но надводных камней меньше, хотя много сливов через подводные камни, есть места, где сливы подсекаются подводными камнями. Длина участка около 300 м. Далее, до правого ручья, который вытекает из глубокого распадка, идут несколько коротких, мощных шивер. После разведки всего порога, не разгружая судов, чтобы сохранить их форму и увеличить остойчивость, начали прохождение. Заходили в порог под левым берегом, прижимаясь к валунам. Затем, пройдя ряд сливов, ушли под правый берег, выход из первой части порога сделали по центру. Затем вновь ушли под левый берег. Здесь, на косом валу, едва не перевернуло ПСН. Пристали напротив правого ручья. Ниже Итыкайского порога следует ряд довольно сильных шивер. Постепенно их мощь падает, все длиннее становятся плесы, последняя шивера находится перед устьем р. Чульчи, которая впадает несколькими рукавами. До поселка Коо на реке еще встречаются перекаты. После Коо до Телецкого озера Чулышман течет спокойно и ровно, встречаются лишь острова. Маршрут можно закончить в поселке Балыкча или в 6-8 км ниже - в пос. Кырсай.
6. Обеспечение безопасности при сплаве Предыдущие походы показали, что члены группы еще недостаточно умело владеют техникой гребли на надувных лодках, отсюда происходили и ошибки при прохождении тех, или иных препятствий. Поэтому, при подготовке к походу мы провели тренировки на своих, местных реках, отрабатывая приемы гребли, описанные Повицким и Шалимовым в альманахе "Ветер странствий". На Онгураше и Шавле, например, мы применяли открены лодки, при резких изменениях скорости потока, пользовались мы и приемом притяжения, когда, лодка, чтобы не быть вынесенной в центр потока, подтягивалась ближе к берегу с опорой на весло. Но на данном маршруте, применение одного вида страховки, неприемлемо, т.к. сплав проходит по разным рекам, с разным расходом воды, уклоном, обилием камней, мощностью и т.д. Например, на Онгураше мы страховали больше с берега с веревкой, а на Чулышмане на страховке при прохождении порога в основном стоял ПСН. И лодка и ПСН были оборудованы специальными широкими обвязками, за которые держался экипаж при резком ударе вала или прыжках через камни. На днищах, поверх чехлов, были сделаны специальные обвязки, чтобы держаться за них в случае переворота и для того, чтобы вернуть суда на киль. На наш взгляд, при планировании сплава по рекам с обилием камней, с большим падением русла, например, как Онгураш, Шавла, необходимо подумать о надежной защите некоторой чисти тела туристов. Например, ног, спины, локтей и т.д. Будет не лишним, если к обычному спасжилету (авиационному), к спине пришить пенопластовые пластины. Не решенной проблемой на быстрых реках с ограниченной видимостью и многокилометровыми сложными непрерывными участками порогов, остается причаливание. Мы для причаливания применяли репшнур с грузом, который зацеплялся о прибрежные камни и лодку "Маятником"прибивало к берегу. Но это далеко не эффективный метод. Необходима еще и помощь с берега. Не решенной проблемой, на наш взгляд, остается еще слабое знание туристами - водниками горной техники - наведение переправ, подъем и спуск со скал, "умение ходить" по горам и т.д. 7. Итоги путешествия, выводы, рекомендации Интерес к данному маршруту возник не случайно. Дело в том, что раньше мы искали материалы по Баш-Хему, заход на который связан с самолетом. В свое время у нас были большие осложнения с самолетом при заходе на Ка-Хем, поэтому мы и интересовались сложным и интересным маршрутом в районе Тувы, не связанным с самолетным заходом. Так, мы "вышли" на данный маршрут. Сразу перейдем к выводу - данный маршрут позволяет при непредвиденных осложнениях с самолетом, пройти не менее сложные, интересные реки. Правда, при этом приходится "переходить границу" Тувы и уходить в другой район. В этом определенный минус, но, пожалуй, все-таки больше плюсов, т.к. маршрут позволяет увидеть, пройти несколько географических районов. К тому же заход на маршрут возможен из двух городов - Кызыла и Абазы, связанных с Бай-Талом автодорогой. При заходе на Онгураш (реки Сай-Гоныш и Гой-Гоныш - не сплавные) есть смысл со стороны Хемчик идти не только тем путем, которым шли мы (через перевал Сай-Гоныш), а удобнее, пожалуй, идти через Охотничий перевал. Этот путь несколько длиннее, но тропа значительно легче, перевал более пологий и именно этой тропой тувинцы ходят в Чодро. К тому же и вероятность достать лошадей для перевозки груза - выше. Тропа на Охотничий перевал начинается после деревянного моста через Чаон-Хем (правый приток Хемчика). Если же группа решит идти через перевал Сай-Гоныш, то важно не пропустить развилки троп в верховье Хемчика. Хорошим ориентиром может служить новая изба в междуречье М. Хемчика и Хемчика. От избы нужно идти долиной Хемчика влево, на запад. Трудная часть пешего перехода приходится на перевал. От границы леса под перевалом (это приблизительно в районе третьего ручья на Хемчике вниз от перевала) нужно пройти довольно большой кусок без леса, до границы леса на Сай-Гоныше. Поэтому нужно рассчитать, чтобы этот участок был пройден за один день. При прохождении водной части маршрута, которая начинается со сплава по реке Онгураш, необходимо помнить, что, несмотря на обозначенные пороги группой первопроходцев, практически, в среднем, пороги находятся на каждом километре реки. Пороги на реке сложные, очень много камней, поэтому прыжки через них, удары о них - в какой-то степени неизбежны. Особое внимание следует уделить порогу, расположенному за двумя левыми ручьями, считая от 4 порога. При прохождении Онгураша и Шавлы на малых судах, необходимо иметь чехлы на лодках. В целом же, не навязывая своего мнения, считаем, что большинство порогов Онгураша и Шавлы можно отнести к пятой категории сложности. Поэтому необходима тщательная подготовка к этому маршруту. Наиболее оптимальными судами для прохождения порогов Онгураша и Шавлы являются суда типа ЛАС, ПСН-6, катамараны. Если группа плотовая, есть смысл сделать универсальные пилоны, которые трансформировались бы в катамараны в верховьях Онгураша и годились бы для мощных порогов Чулышмана. Еще раз возвращаясь к Онгурашу и Шавле хочется напомнить, что большинство порогов требуют разведки и страховки. На прохождение Онгураша необходимо планировать не менее 3-4 дней. Карто-схему Онгураша мы подкорректировали, обозначив на ней сложные для прохождения пороги, помимо тех, что были обозначены группой А. Сажнева. Не желая вносить путаницу в нумерацию порогов, мы "свои" оставили без нумерации. Хочется напомнить и о надежной защите от воды фотопринадлежностей. В данном походе мы подмочили фотопленки и маршрут по реке ниже Шавлы остался только в нашей памяти. Маршрут по Хемчику, с перевалом на Онгураш, Шавлу и Чулышман, проходит по ненаселенной местности, поэтому продукты необходимо сразу на весь маршрут. При сплаве по Чулышману, необходима разведка всех порогов, а для малых судов и шивер, т.к. вал на реке довольно силен. При прохождении "Трубы" необходимо заранее наметить место причаливания перед "Кашей", обозначив это место каким-нибудь заметным знаком. Выше упоминалось, что маршрут проходит по ненаселенной местности. В случае необходимости сойти с маршрута, это можно сделать в Чодро. Отсюда идет конная тропа в пос. Балыктыюль (70 км). Можно выйти "в населенку" и через Язылу. Отсюда идет тропа в пос. Саратан. В Чодро есть телефонная связь с Усть-Улаганом. Также от Чодро, вдоль левого берега Чулышмана, идет конная тропа до Телецкого озера (120 км). В целом, маршрут очень интересен, реки технически сложны, а пороги, я не боюсь этого слова - опасны, да и пешая часть довольно тяжела физически. К походу нужно готовиться "на полном серьезе", иметь достаточный опыт, надежные средства сплава, уметь применять разнообразный арсенал технических приемов, с обязательным применением страховки при сплаве. На наш взгляд, этот маршрут привлечет внимание туристов-водников. Удобные подъезды и отъезды, сложность сплава по разным рекам, красота гор Алтая и Саян, возможность побывать в двух географических районах и многое увидеть - все это несомненно повлияет на выбор нового маршрута. И думается, что у этого маршрута благоприятное туристское будущее. Счастливого путешествия! Материальное обеспечение похода Групповое снаряжение
Личное снаряжение
Продукты питания
Походная аптечка Бинт (широкий и узкий), йод, нашатырный спирт, тетрациклин, сульфадимизин, норсульфазол, аспирин, перекись водорода, марганцовка, синтомициновая эмульсии, анальгин, салол, валидол, кофеин, фталазол, энтеросептол, левомитицин, лейкопластырь, детский крем, спирт, ножницы, вата, стрептоцидная мазь, сода, вазелин, корвалол, мазь Вишневского. Ремонтный набор Клей резиновый, "88Н", эпоксидная смола, бензин, резина кордовая, детская клеенка, пассатижи, отвертка, "шкурка", шило, иголки, нитки кордовые, шурупы, гвозди, изолента, ножницы, запчасти, медная проволока, напильник. Смета расходов похода
Литература
Карты |